Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Индикативное планирование в настоящее время представляет собой самую распространенную на территории всего мира в форму государственного планирования направление развития с точки зрения макроэкономики. Индикативный план не является обязательным для выполнения. Как правило, он представляет собой перечень рекомендаций и имеет направляющий характер. Задания индикативного плана – представляет собой индикаторы или своего рода комплексные или интегральные параметры, которая позволяет определить уровень эффективности какого-либо конкретного процесса. В рамках предприятия процесс индикативного планирования применяется в процессе проектирования перспективных планов развития и функционирования компании, при этом процесс текущего планирования выступают в качестве директивного плана.
В рамках формирования и развития системы планирования, которая выступает в качестве ключевой функции с течением времени с формировались специальные принципы практического воплощения этой функциональной характеристики:
• принцип преемственности который предполагает взаимоувязывание (в сравнении с показателями, сроками, расходами, и исполнителями) планов каждого уровня и их подчинение основной стратегии развития компании;
• принцип вариативности подразумевает наличие альтернативных вариантов (чаще всего их количество составляет от 3 и выше) максимально эффективного достижения целей, постановка которых было осуществлена ранее перед предприятием, и отбор максимально эффективного варианта;
• принцип непрерывности предполагает, что указанный процесс не может быть прекращен после того как завершится плановый период, он должен продолжаться и далее, для того чтобы обеспечить взаимосвязь между задачами последующего периода и результатами завершающаяся отчётного периода;
• принцип сбалансированности предполагает обеспечение в планов каждого уровня баланса поступления на предприятии всех видов ресурсов и их оптимальное распределение;
• принцип экономической обоснованности может быть достигнут при использовании детальных расчетов, которые позволят достигать максимальных итоговых результатов функционирования предприятия при несении при этом минимальных объемов затрат;
• принцип социальной ориентации предполагает непростое достижения технических и экономических целей функционирования предприятия, но также и необходимость решения социального развития трудового коллектива компании (создание надлежащих условий труда, достижения эргономичного качества изготавливаемых изделий, разработка системы питания, предоставление медицинского обслуживания и т. п.);
• принцип организации системы обратной связи предполагает формирование такого механизма, который позволит получать на регулярной основе необходимые данные об особенностях исполнения текущих заданий, предоставление возможности внесения в них оперативных корректив.
Процедура планирования осуществляется в несколько ключевых этапов:
• этап определения ключевых целей и задач планирования;
• этап составления проекта и формирования программы действий;
• этап разработки альтернативных вариантов;
• этап установления требующихся объёмах ресурсов и их поставщиков;
• стадия закреплении ответственных исполнителей, ознакомление их с планами;
• стадия облачения результатов процесса планирования в материальную форму.
Процессу планирования присущи определенные характерные черты и свойства:
• осуществление общего осмысления дальнейших перспектив;
• формирование прогнозов по существующим условиям внешней и внутренней среды;
• осуществление оценки существующих ресурсов компании;
• формирование прогнозов касающихся расширение ресурсов компании;
• реализация процесса проверки альтернативных вариантов и мероприятий, принимая к учету сложившиеся рыночные условия;
• определение порядка реализации мероприятий для достижения стратегических и других целей компании;
• наличие непрерывной задачи, которая охватывает своим влиянием совокупность функции компании.
Существуют многообразные классификации процессов планирования чаще всего используются следующие параметры:
• в зависимости от уровнях охвата, планирование может быть общим или частичным;
• в зависимости от содержания с точки зрения предпринимательской активности (план может быть стратегическим и предполагает поиск инновационных возможностей и новых видов продукции, тактический план предполагает поиск предпосылок для использования уже существующих возможностей и видов продукции, оперативный план предполагает практическое воплощение существующих возможностей);
• в зависимости от предмета или объекта планирования (план может быть целевым, в зависимости от существующих средств то есть в зависимости от существующего потенциала, оборудования, сырья и материалов, финансовых ресурсов, информационных возможностей, существующего программного обеспечения, действий);
• в зависимости от сферы функционирования;
• в зависимости от охвата (глобальные планы, контурная планирование, планирование по макровеличинам, детальное планирование);
• в зависимости от сроков планирования может быть краткосрочном, среднесрочном и долгосрочным;
• также планирование может быть жестким и гибким.
Методики или способы достижения цели в рамках каждой разновидности планирования используются свои[4]. Критерии оценки уровня эффективности плана сравнивают сформированный план с результатами практического функционирования.
1.2. Организационная функция менеджмента
В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления. Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов.
Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Под организационной структурой предприятия понимают состав и взаимосвязи всех его подразделений, а также организационно-юридический статус. Рассмотрим виды структур управления, наиболее часто используемые организациями.
Самым распространенным видом структуры иерархического типа является линейно-функциональная. В основу ее построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.)
За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам Высокие затраты на эту структуру могут компенсироваться за счет повышения экономических результатов.
Таблица 2
Основные достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков |
Возникновение проблем межфункциональной координации |
Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации |
Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне |
Функциональная специализация и опыт |
Недостаточная реакция на изменения рынка, достижения в области науки и техники |
Высокий уровень использования мощностей и потенциала специалистов по функциям |
Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций |
Экономичность, достигаемая за счет однородности (массовости) работ и рынков |
Увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований |
Необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция заставляет руководителей все больше концентрировать внимание и усилия на конечных результатах, то есть на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. В западной литературе подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального (от англ. division – отделение).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся руководители производственных отделений. Структуризация организаций по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
а) по выпускаемой продукции (услугам) — продуктовая специализация (рис. 1);
б) по рынкам, с ориентацией на потребителя – потребительская или рыночная специализация (рис. 2);
в) по обслуживаемым географическим регионам – региональная или географическая специализация (рис. 3).
Руководитель организации
Продукт 2
Руководитель
Продукт 3
Руководитель
Продукт 1
Руководитель
Рисунок 1 – Дивизиональная продуктовая структура
управления
Руководитель организации
Рынок 2
Руководитель
Рынок 3
Руководитель
Рынок 1
Руководитель
Рисунок 2 – Дивизиональная рыночная структура управления
(потребительская специализация отделений)
Руководитель организации
Регион 2
Руководитель
Регион 3
Руководитель
Регион 1
Руководитель
Рисунок 3 – Дивизиональная структура управления
с географической специализацией отделений
Таблица 3
Основные достоинства и недостатки дивизиональной
структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов |
Дополнительные уровни управления между высшим менеджментом и бизнес-единицами |
Рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации, а также за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменения спроса потребителей |
Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления и, как следствие, рост управленческих затрат |
Глубокое знание специфики продуктов, рынков и регионов |
Сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты |
Усложнение централизованной координации: между продуктовыми, региональными и рыночными отделениями, каждое из которых имеет свой самостоятельный курс развития |
В новых условиях хозяйствования многие отечественные организации (в первую очередь корпорации, акционерные общества, холдинги и т. п.) успешно переходят на дивизиональную структуру управления, используя заложенные в ней возможности децентрализации и роста эффективности.