Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Перед контролем обычно ставятся следующие цели:
1) своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;
2) наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучения работников оказать им реальную практическую помощь;
3) обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.
Контроль обычно выполняется в три этапа.
На первом этапе устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы.
На втором этапе при сравнении показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений.
На последнем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами и определяется, какие действия необходимо предпринимать.
Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА В АО «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ» НСО
АО «Электросвязь» НСО - крупный оператор связи России. Оборот компании по итогам 9 месяцев 2001 г. достиг 1 244 миллионов рублей. Рыночная капитализация акционерного общества с учетом привилегированных акций на 1 ноября 2001 года равнялась 44,6 миллионов долларов США. Уставный капитал в 535 324 065 рублей разделен на 3 568 827 100 акций номинальной стоимостью 15 копеек.
АО «Электросвязь» НСО – главный оператор связи на городских и сельских телефонных сетях Новосибирской области (пока за пределами областного центра). Компания имеет в собственности примерно 180 тысяч номеров, из которых 90 тысяч приходится на городские поселения (преимущественно районные центры), остальная часть - на сельские населенные пункты. Реальной, серьезной конкуренции в этом виде деятельности у компании практически нет.
Юридический адрес: Россия, 630099 Новосибирск, ул. М.Горького, 53
АО «Электросвязь» НСО предоставляет на территории Новосибирской области следующие услуги:
- местная и внутризоновая телефонная связь;
- доступ к услугам междугородной (международной) телефонной связи операторов дальней связи;
- телеграфная связь, передача данных и услуги телематических служб;
- справочно-информационные услуги
- услуги мультисервисной сети
- предоставление в аренду физических цепей, каналов и трактов связи, включая каналы вещания;
- трансляция звуковых программ по сети проводного вещания
- услуги подвижной связи
- услуги доступа в Интернет.
Ревизионная
комиссия
(контрольный орган)
Общее
собрание
акционеров
Генеральный
директор
(единоличный
исполнительный
орган)
Совет
директоров
(наблюдательный
совет)
Правление
(коллегиальный
исполнительный
орган)
Рисунок 4 – Структура органов управления компанией
Рассмотрим функции менеджмента применительно к АО «Электросвязь» НСО:
- Планирование;
Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.
Планирование имеет в виду разумную озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовку мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать.
Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Глобальная цель предприятия, представляющая собой четко выраженную причину его существования, является его миссией. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
АО «Электросвязь» является коммерческой организацией, основной целью которой, по определению, является получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Данная фирма придерживается следующей философии: предоставление всего спектра телекоммуникационных услуг организациям и населению Мурманской области. Стратегическая основа ее решения - создание цифровой наложенной телефонной сети и обеспечение ее функционирования через высокоскоростные цифровые системы передачи по волоконно-оптическим линиям связи.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач, чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура.
Под организационной структурой принято понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Структура организации определяется логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления.
В структуру филиала АО «Электросвязь» входят четыре узла, образованные по функциональному принципу:
- Коммерческий узел электросвязи;
- Технический узел электросвязи;
- Узел обеспечения производства;
- Автобаза.
Организационную структуру АО «Электросвязь» НСО можно представить на рисунке 5.
Региональный директор – директор филиала
Заместитель директора филиала по экономике и финансам
Заместитель директора филиала - технический директор
Заместитель директора филиала - коммерческий директор
Заместитель директора филиала по общим
вопросам
Начальник управления
по работе с персоналом
Главный бухгалтер
Начальник управления по безопасности
Начальник управления информационных
технологий
Рисунок 5 – Организационная структура
АО «Электросвязь» НСО
Как показывает данная схема, организационная структура АО «Электросвязь» НСО построена по линейно-функциональному типу.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Персонал фирмы является ее главным богатством. Истоки большинства проблем в организациях в конечном итоге обнаруживаются в людях. Если фирма располагает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она способна эффективно использовать различные альтернативные стратегии.
В штате АО «Электросвязь» НСО состоит 3454 человека. В АО «Электросвязь» НСО принят коллективный договор, гарантирующий социальную защиту персонала и способствующий привлечению в компанию квалифицированных специалистов. Разработаны и действуют программы социальной защиты, предусматривающие медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение.
Рядовые работники имеют строго фиксированный оклад, не зависящий от их личного вклада в деятельность организации, а также получают премии по результатам работы всего предприятия в целом.
4. Контроль;
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
В АО «Электросвязь» НСО используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.
Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом предприятия достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, принятым в организации.
Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых объемов подключения; анализируются изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным услугам и сегментам рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функция менеджмента, которые являются основными частями любого процесса управления за пределами зависимости от особенностей той или иной организации, являются планирование, организация, координация, контроль и мотивация.
Сущность планирования как функции управления проявляется в конкретизации целей деятельности организации на установленный период, определение задач, средств их заслуг, сроков их заслуг, выявление ресурсов, нужных для решения установленных задач.
Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной эффективности работы людей для достижения целей фирмы.
Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий, объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях, – участников выполнения того или иного задания.
Мотивация - это процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.
Следующая важнейшая функция менеджмента – контроль, задачи которого являются анализ, оценка и учёт результатов работы организации. Контроль признан обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в процесс управления организацией и деятельности организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент является одной из важнейших экономических наук, благодаря которой можно умело управлять компанией, организациями. Можно выйти и на международный рынок и диктовать свои правила, лишь следуя основным принципам управления данной дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Агеева Г.Ф. Анализ основных и специфических функций менеджмента // NOVAINFO.RU – 2016. – Т. 3 № 47. – С. 269-273
- Балашов А. П. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014
- Банько Н.А. Менеджмент: Учебное пособие – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015
- Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018
- Бурцева М.Н., Чернявская А.Р. Взаимосвязь функций менеджмента // Экономическая среда. – 2016. - № 2 (16). – С. 68-70
- Быкова М.А., Семенов Н.Н. Управление устойчивым развитием биз-нес-структур. Монография. – М., 2012
- Дмитриева И.Ю., Куликова Е.С. Особенности планирования как функции менеджмента // Молодежь и наука. – 2017. - № 4.3 – С. 13
- Конина Н.Ю. Организация как функция менеджмента. – М., 2016
- Латфуллин Г., Никитин А., Серебренников С. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014
- Менеджмент. Теория и практика: Учебник / Под общ. ред. И. Н. Шапкина. 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2014
- Менеджмент: учебное пособие/ М.В. Аветисян [и др.]. – Электрон. тексто- вые данные. – М.: Юриспруденция, 2012
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд./Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2015
- Попов А.А. Общий менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Попов А.А., Попов Д.А. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2013
- Хохлова Т. П. Организационное поведение (Теория менеджмента: Организационное поведение). Практикум: учеб. пособие. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА- М., 2015
- Шубина К.Ю. Управление организационными процессами как ключевая функция менеджмента / V международная научно-практическая конференция аспирантов и студентов. – Санкт-Петербург, 2016