Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прямого налогообложения в РФ
1.1. Понятие и сущность прямых налогов как экономической категории
1.2. Виды прямых налогов и способы их взимания
2. Анализ и динамика прямого налогообложения в РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2016-2018 годы
2.2. Состав и структура задолженности бюджету по прямым налогам
3. Проблемы и перспективы прямого налогообложения в РФ
3.1. Проблемы прямого налогообложения в Российской Федерации
2. Анализ и динамика прямого налогообложения в РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2016-2018 годы
Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.
Исследуем динамику поступлений налоговых доходов, для этого обратимся к таблице 1.
Таблица 1 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2016-2018 гг., млрд, рублей
Виды доходов |
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/2016 |
2018/2017 |
2018/2016 |
|
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
14788,39 |
16562,92 |
27,48 |
12,00 |
42,78 |
Налог на прибыль организаций |
1774,57 |
2270,54 |
2355,70 |
27,95 |
3,75 |
32,7 |
Налог на доходы физических лиц |
1790,50 |
1995,81 |
2261.48 |
11.47 |
13,31 |
26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406,31 |
2042,55 |
2459.40 |
33.45 |
45,24 |
74,9 |
Из таблицы 1 видно, что общие доходы в периоде с 2016 г. по 2018 г. имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что экономика Российской Федерации вышла из экономического кризиса, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2016 г. по 2018 г. увеличились на 581,13 млрд. руб. или на 32,7%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9%.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2016 г. по 2018 г. имели тенденцию к росту.
Темпы роста налоговых поступлений за период 2016-2018 г.г. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2016 году удельный вес прямых налогов в обшей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2018 году уже составляет 60,8% от обшей суммы поступлений [25, с.37] (таблица 2).
Таблица 2 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2016-2018 гг.,%
Виды доходов |
Структура налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/2016 |
2018/2017 |
2018/2016 |
|
Всего налоговых доходов |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
Налог на прибыль организаций |
17,3 |
16,35 |
15,22 |
-0,95 |
-1,13 |
-2,08 |
Налог на доходы физических лиц |
14,7 |
11,4 |
13,1 |
-3.3 |
1,7 |
-1,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
12,12 |
13,8 |
14,8 |
1,68 |
1 |
2,68 |
По данным таблицы 2 можно сказать, что в общей структуре налоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2016 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физических лиц.
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых -14,8% и налог на прибыль организаций - 15,22%. Ио снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3%, налог на доходы физических лиц - 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. лиц - на 5,7% и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6% (таблица 3).
Таблица 3 - Налоговые доходы консолидированное бюджета субъектов Российской Федерации за 2016-2018 гг., тыс. рублей
Налоги |
2016 г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
2018 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: |
890382 |
100 |
1260302 |
100 |
1557244 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
33478 |
37.6 |
51798 |
41,1 |
658714 |
42,3 |
Налог на доходы физических лиц |
251088 |
28,2 |
412119 |
32,7 |
527906 |
33,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
77463 |
8,7 |
123510 |
9.8 |
175969 |
11,3 |
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7% (таблица 4).
Таблица 4 - Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации за 2016-2018 гг., тыс. рублей
Налоги |
2016 г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
2018 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления- всего в том числе: |
410571 |
100 |
558357 |
100 |
692358 |
100 |
НДФЛ |
231562 |
56,4 |
333897 |
62,1 |
429954 |
59,8 |
Налог на прибыль организаций |
54195 |
13,2 |
70353 |
12,6 |
81006 |
11,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
27919 |
6,8 |
42993 |
7,7 |
62312 |
9,0 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет.
Так в 2018 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2017 и 2016 г.г. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2016-2018 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, относящихся к данному налогу.
В заключении отметим, что существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6.
Таблица 5 - Доля НДФЛ в налоговых доходах, %
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
||||
Виды доходов |
2016 |
2017 |
2018 |
2017/2016 |
2018/2017 |
Консолидированный бюджет РФ |
38,1 |
39 |
41,9 |
2,4 |
7.4 |
Местные бюджеты |
68,3 |
70,3 |
69,9 |
2,9 |
-6,0 |
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2017 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2016 г., а в 2018 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2017 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2017. г.
2.2. Состав и структура задолженности бюджету по прямым налогам
Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно многообразна. Задолженность - это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях.
В 2018 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 723,6 млрд, рублей из них 25,2% составляют задолженность по налогу на прибыль организаций, 0,8% - налог на доходы физ. лиц и 0,6% - налог на добычу полезных ископаемых (таблица 6).
Таблица 6 - Структура задолженности по прямым налогам за 2018 гг.
Показатель |
Задолженность |
Из нее |
||||
Млрд, рублей |
В % к итогу |
Недоимка |
Урегулированная задолженность |
|||
Млрд, рублей |
В %к итогу |
Млрд, рублей |
В%к итогу |
|||
Всего, в том числе: |
723,6 |
100 |
338,0 |
100 |
380,9 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
182,7 |
25,2 |
67,7 |
20,0 |
114,1 |
30,0 |
НДФЛ |
5,4 |
0,8 |
2,9 |
0,9 |
2,5 |
0,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,1 |
0,6 |
2,5 |
0,7 |
1,6 |
0,4 |
Недоимка по налоговым платежам за 2018 г. составила 338,0 млрд, рублей (46,7% от общей задолженности). По сравнению с I января 2017 г. она увеличилась на 16,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых -на 63,4%, налогу на прибыль организаций - на 33,3%, НДФЛ - на 25,2%.
Урегулированная задолженность за 2018 г. составила 380,9 млрд, рублей (52,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2017 г. она увеличилась на 4,5%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 205,1 млрд, рублей (53,8%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 112,4 млрд, рублей (29,5%), можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.
Подводя итог, отметим, что успешность развития Российской Федерации, в том числе зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки.
Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). Поэтому одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.
В настоящее время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.
3. Проблемы и перспективы прямого налогообложения в РФ
3.1. Проблемы прямого налогообложения в Российской Федерации
Ранее нами было отмечено, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2018 г. составила 338,0 млрд, рублей (46,7% от общей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. По нашему мнению, необходимо выбрать правильные и четко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.
Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы.