Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ и динамика прямого налогообложения в РФ

2.1. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2016-2018 годы

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов, для этого обратимся к таблице 1.

Таблица 1 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2016-2018 гг., млрд, рублей

Виды доходов

Динамика налоговых доходов

Относительное отклонение налоговых доходов, %

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2017

2018/2016

Всего налоговых доходов

11600,38

14788,39

16562,92

27,48

12,00

42,78

Налог на прибыль

организаций

1774,57

2270,54

2355,70

27,95

3,75

32,7

Налог на доходы физических лиц

1790,50

1995,81

2261.48

11.47

13,31

26,3

Налог на добычу полезных ископаемых

1406,31

2042,55

2459.40

33.45

45,24

74,9

Из таблицы 1 видно, что общие доходы в периоде с 2016 г. по 2018 г. имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что экономика Российской Федерации вышла из экономического кризиса, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.

Поступления от налога на прибыль организаций с 2016 г. по 2018 г. увеличились на 581,13 млрд. руб. или на 32,7%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9%.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2016 г. по 2018 г. имели тенденцию к росту.


Темпы роста налоговых поступлений за период 2016-2018 г.г. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2016 году удельный вес прямых налогов в обшей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2018 году уже составляет 60,8% от обшей суммы поступлений [25, с.37] (таблица 2).

Таблица 2 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2016-2018 гг.,%

Виды доходов

Структура налоговых доходов

Относительное отклонение налоговых доходов

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2017

2018/2016

Всего налоговых доходов

100

100

100

0

0

0

Налог на прибыль организаций

17,3

16,35

15,22

-0,95

-1,13

-2,08

Налог на доходы физических лиц

14,7

11,4

13,1

-3.3

1,7

-1,6

Налог на добычу полезных ископаемых

12,12

13,8

14,8

1,68

1

2,68

По данным таблицы 2 можно сказать, что в общей структуре налоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2016 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физических лиц.

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых -14,8% и налог на прибыль организаций - 15,22%. Ио снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3%, налог на доходы физических лиц - 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. лиц - на 5,7% и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6% (таблица 3).

Таблица 3 - Налоговые доходы консолидированное бюджета субъектов Российской Федерации за 2016-2018 гг., тыс. рублей

Налоги

2016 г.

Удельный вес (%)

2017 г.

Удельный вес (%)

2018 г.

Удельный вес (%)

Налоговые поступления всего в том числе:

890382

100

1260302

100

1557244

100

Налог на прибыль организаций

33478

37.6

51798

41,1

658714

42,3

Налог на доходы физических лиц

251088

28,2

412119

32,7

527906

33,9

Налог на добычу полезных ископаемых

77463

8,7

123510

9.8

175969

11,3


Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7% (таблица 4).

Таблица 4 - Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации за 2016-2018 гг., тыс. рублей

Налоги

2016 г.

Удельный вес (%)

2017 г.

Удельный вес (%)

2018 г.

Удельный вес (%)

Налоговые поступления- всего в том числе:

410571

100

558357

100

692358

100

НДФЛ

231562

56,4

333897

62,1

429954

59,8

Налог на прибыль организаций

54195

13,2

70353

12,6

81006

11,7

Налог на добычу полезных ископаемых

27919

6,8

42993

7,7

62312

9,0

Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет.

Так в 2018 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2017 и 2016 г.г. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2016-2018 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, относящихся к данному налогу.

В заключении отметим, что существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6.

Таблица 5 - Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Динамика налоговых доходов

Отклонение

Виды доходов

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2017

Консолидированный бюджет РФ

38,1

39

41,9

2,4

7.4

Местные бюджеты

68,3

70,3

69,9

2,9

-6,0


Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2017 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2016 г., а в 2018 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2017 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2017. г.

2.2. Состав и структура задолженности бюджету по прямым налогам

Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно многообразна. Задолженность - это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях.

В 2018 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 723,6 млрд, рублей из них 25,2% составляют задолженность по налогу на прибыль организаций, 0,8% - налог на доходы физ. лиц и 0,6% - налог на добычу полезных ископаемых (таблица 6).

Таблица 6 - Структура задолженности по прямым налогам за 2018 гг.

Показатель

Задолженность

Из нее

Млрд, рублей

В % к итогу

Недоимка

Урегулированная задолженность

Млрд, рублей

В %к итогу

Млрд, рублей

В%к итогу

Всего, в том числе:

723,6

100

338,0

100

380,9

100

Налог на прибыль организаций

182,7

25,2

67,7

20,0

114,1

30,0

НДФЛ

5,4

0,8

2,9

0,9

2,5

0,7

Налог на добычу полезных ископаемых

4,1

0,6

2,5

0,7

1,6

0,4

Недоимка по налоговым платежам за 2018 г. составила 338,0 млрд, рублей (46,7% от общей задолженности). По сравнению с I января 2017 г. она увеличилась на 16,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых -на 63,4%, налогу на прибыль организаций - на 33,3%, НДФЛ - на 25,2%.

Урегулированная задолженность за 2018 г. составила 380,9 млрд, рублей (52,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2017 г. она увеличилась на 4,5%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 205,1 млрд, рублей (53,8%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 112,4 млрд, рублей (29,5%), можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.


Подводя итог, отметим, что успешность развития Российской Федерации, в том числе зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки.

Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). Поэтому одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

В настоящее время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.

3. Проблемы и перспективы прямого налогообложения в РФ

3.1. Проблемы прямого налогообложения в Российской Федерации

Ранее нами было отмечено, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2018 г. составила 338,0 млрд, рублей (46,7% от общей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. По нашему мнению, необходимо выбрать правильные и четко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы.