Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так недоимка по налогу на прибыль в 2018 г. составила 67,7 млрд, рублей (20%). К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.д.

Недоимка по НДПИ в 2018 г. составила 2,5 млрд, рублей или 0,7%. Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются:

- преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

- отсутствие рентного подхода (нс учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений;

- отсутствие целевого источника финансирования геологоразведочных работ;

- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Недоимка по НДФЛ в 2018 г. составила 2,9 млрд, рублей или 0,9%.

Недостатками налога на доходы физ. лиц являются:

- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);

- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.

Таким образом, мы рассмотрели основные проблемы прямого налогообложения в налоговой системе Российской Федерации, и выяснили, что:

1 К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.д.

2 Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются: преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых; отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений; отсутствие целевого источника финансирования геологоразведочных работ.

3 Недостатками налога на доходы физ. лиц являются: отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов; инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной); отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.


3.2. Пути решения проблем уплаты прямых налогов

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной.

Достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. Среди направлений совершенствования налоговой системы в работе акцентировано внимание на стимулирующей функции налогов, которая на практике реализуется, посредством применения различных видов налоговых льгот.

Вместе с тем предоставление налоговых льгот нередко вступает в противоречие с принципами справедливости и нейтральности налогообложения, утверждающими необходимость минимизации влияния налогов при межотраслевом распределении ресурсов и капитала.

Основной подход при формировании системы налоговых льгот должен базироваться на сущностном содержании льготы, форме субсидии, эффективность которой достигается лишь при её максимальной концентрации в точках экономического роста.

Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.

Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В перспективе на 2020 год приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее -создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.


Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2018-2020 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

Из этого следует, что в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на её основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции. В то же время, применение налоговых льгот ведет к усложнению налогового законодательства и необходимости усиления контрольной работы налоговых органов.

Второе важное направление совершенствования налоговой системы заключается в изменении организационного и функционального устройства налоговых ведомств вследствие их множества (с параллельными системами учета), отсутствия системы введения единой налоговой статистики, дублирования в работе, недостаточной ответственности, роста затрат на содержание данных органов.

В рамках налога на прибыль необходимо:

1) упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом. В частности, заменить декларации но налогу на прибыль за отчетные периоды упрощенными расчетами по авансовым платежам. А также отменить особые правила определения некоторых показателей в налоговом учете, если применение этих правил нецелесообразно;

2) изменить порядок восстановления амортизационной премии. Восстанавливать ее нужно будет, только если основное средство, к которому она была применена, продано ранее чем по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию) взаимозависимому лицу;

3) исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;


4) уточнить понятие агрессивной среды, чтобы сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.

По налогу на добычу полезных ископаемых необходимо:

1. Упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки, что позволит нефтедобывающим организациям вести рентабельную добычу нефти до полного истощения залежей. При действующей в настоящее время системе изъятия налоговых доходов, в эксплуатацию вовлечены наиболее качественные запасы, что приводит к неуклонной деградации отечественной минерально-сырьевой базы.

2. Ставки налогов должны быть увязаны как с процессом освоения месторождений (стадиями разработки), так и с качеством запасов.

3. Для повышения прозрачности, стабильности и предсказуемости налогообложения нефтегазодобычи необходимо организовать учет затрат по каждому лицензионному участку в целом и по его отдельным объектам.

В области налогообложения доходов физических лиц необходимо:

1) Ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;

2) освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы, например в виде: стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за своих работников работодателями на «доходно-расходной» УСНО или ЕСХН; единовременных выплат безработным в рамках программы по содействию самозанятости: субсидий фермерам из бюджетов различного уровня; земли, бесплатно предоставляемой многодетным семьям.

Достижение указанных направлений в конечном итоге позволит стабилизировать российскую налоговую систему.

Консолидированный бюджет Российской Федерации регулирует многие аспекты жизни государства. В общем можно сказать, что с ним связаны многие процессы, которые происходят внутри государства.

Устойчивость всех каналов бюджетного финансирования, построение гармоничной системы бюджетных отношении на всей территории Российской Федерации является важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства. В реализации этой задачи особое место занимает консолидированный бюджет Российской Федерации.

Основным направлением совершенствования налогового законодательства является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране.

Следующей чертой реализации интересов субъектов налогообложения в рамках налогового механизма является обязательность правовой регламентации данного процесса, что также обусловлено базовыми характеристиками налога и важностью монополии государства на управление налоговой системой.


В отличие от многих других сфер государственного регулирования обязательным атрибутом реализации интересов государства в налоговом механизме является его субординационный характер.

В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.

Таким образом, мы выяснили, что возможными путями решения проблем уплаты прямых налогов могут выступить следующие мероприятия:

1. В рамках налога на прибыль необходимо упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом; изменить порядок восстановления амортизационной премии; исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения се чистых активов; уточнить понятие агрессивной среды, чтобы сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.

2. По налогу на добычу полезных ископаемых необходимо: упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки, что позволит нефтедобывающим организациям вести рентабельную добычу нефти до полного истощения залежей; ставки налогов должны быть увязаны как с процессом освоения месторождений (стадиями разработки), так и с качеством запасов; для повышения прозрачности, стабильности и предсказуемости налогообложения нефтегазодобычи необходимо организовать учет затрат по каждому лицензионному участку' в целом и по его отдельным объектам.

3. В области налогообложения доходов физических лиц необходимо: ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования; освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы.

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на повеление экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.