Файл: Разработка регламента выполнения процесса « Управление персоналом ».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
1.1 Описание предметной области. Постановка задачи
1.2 Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3 Моделирование бизнес-процессов «как есть»
2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
- IDEF5 считается методологией по онтологическому исследованию сложных систем. Посредством методологии IDEF5, можно описать онтологию системы при помощи определённого словаря правил и терминов, исходя из которых можно сформировать подлинные представления о состоянии анализируемой системы в конкретный временной период. Опираясь на эти утверждения можно сделать выводы о последующем развитии системы и осуществляется ее оптимизация.
Методика функционального моделирования IDEF0 считается следующей стадией развития распространённого графического языка описания функциональных систем SADT (Structured Analysis and Design Teq- nique). В качестве стандарта IDEF0 разработан в 1981 г. в рамках обширного проекта по автоматизации индустриальных предприятий, который обозначался ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing). Этот проект предложил департамент американских ВВС. Именно, поколение стандартов IDEF получило такое обозначение от названия данного проекта (IDEF = ICAM DEFinition). Осуществляя практическую реализацию, у участвующих в программе ICAM возникла потребность в разработке новых способов по анализу процессов взаимодействия в индустриальных системах. Помимо усовершенствованного комплекта функций по описанию бизнес-процессов, одно из требований, предъявляемых к новому стандарту заключалось в наличии эффективной методики по взаимодействию в рамках «аналитик — специалист», то есть, новый способ обязан обеспечивать коллективную работу по созданию модели, с обязательным участием всех специалистов и аналитиков, занятых в проекте. Вследствие поиска соответствующих решений появилась методология по функциональному моделированию IDEF0. Начиная с 1981 года в стандарт IDEF0 вносились незначительные изменения, главным образом ограничивающего характера, а в конце 1993 г. Национальный институт по стандартам и технологиям США (NIST) выпустил последнюю его версию [3,12].
Использование IDEF опирается на два важных обстоятельства [19]:
1. IDEF0 предоставляет возможность решения задач по описанию классификации процессов в рамках вводимой на основной части предприятий системы менеджмента качества.
2. IDEF0 представляет собой стандарт для функционального моделирования в некоторых государствах, включая Россию и США, другими словами позволяет ее применять как единый язык.
Следствием введения IDEF0 становится модель, включающая в себя словарь терминов, текст и диаграммы, которые располагают перекрёстными ссылками друг на друга. Основным компонентом модели считаются диаграммы. Все процессы и субпроцессы отображают конкретные функции и как прямоугольники (функции) представлены на диаграммах, в свою очередь, их взаимодействие отражены стрелками. Стрелками показываются отношения между рядом подфункций, которые образуют наиболее общую функцию. Модель IDEF0 берет начало с представления системы в виде единого целого — прямоугольника с взаимодействиями, которые простираются за рамки системы. Прямоугольник, который обозначает систему в виде единого целого, далее детализируется на другой диаграмме; прямоугольники, которые получились при помощи стрелок-взаимодействий соединяются. Детализируется прямоугольник построением диаграммы-потомка, которая состоит не меньше чем из 3-х, однако не больше чем из 7-8 прямоугольников [5].
Любая из диаграмм модели изображается вместе с ее отношением к остальным диаграммам нанесением связывающих их стрелок.
Ещё одна новейшая методика по бизнес-моделированию получила обширное распространение в РФ: ARIS (Architecture of Integrated Information Systems, которая представляет собой проектирование интегрированных информационных систем) [10].
Она считается наиболее объёмной методикой, включающая в себя около ста разнообразных бизнес-моделей, которые применяются для описания, анализа и оптимизации всевозможных аспектов жизнедеятельности предприятия. Некоторые модели ARIS применяются в настроечном модуле интегрированной информационной системы SAP/R3. Этот модуль используется при введении системы и при настройке ее на работу предприятия. Ввиду большого количества бизнес-моделей, ARIS разделяет их на 4 группы [16]:
1) «Оргструктура», которая состоит из моделей, которые позволяют описывать организационную структуру предприятия и остальные компоненты внутренней инфраструктуры предприятия;
2) «Функции», в составе которой имеются модели, при помощи которых описываются стратегические цели предприятия, функции и прочие компоненты функциональной деятельности предприятия;
3) «Информация», которая охватывает модели, посредством которых даётся описание информации, используемой в деятельности предприятия;
4) «Процессы», которая представляет модели, позволяющие описывать бизнес-процессы и различные взаимосвязи между структурой, информацией и функциями.
Существенным достоинством ARIS считается эргономичность и высочайшая степень визуализации бизнес-моделей. Вследствие этого данная методология считается доступной и удобной в использовании для всего персонала предприятия, начиная от рядовых работников и заканчивая топ-менеджерами. Смысловое значение в ARIS имеет цвет, что позволяет повысить читабельность и восприимчивость схем бизнес-моделей. Кроме огромного количества моделей, в сравнении с остальными средами, ARIS располагает множеством разнообразных объектов, применяемых в процессе построения бизнес-моделей, чем увеличивается их аналитичность.
Предприятие рассматривается методикой ARIS в виде совокупности 4 взглядов: на организационную структуру, на структуру функций, на структуру процессов и на структуру данных. Любой из данных взглядов делится на 3 подуровня: описание спецификации, описание требований, описание внедрения. Из этого следует, что данной методикой предлагается рассматривать предприятие с позиции 12 аспектов, которые отображают различные взгляды на предприятие и разную глубину таких взглядов. В целях описания бизнес-процессов было предложено применять 85 видов моделей. Каждая такая модель принадлежит тому либо другому аспекту.
Связи между объектами располагают определённым смыслом и отображают порядок выполнения функций в рамках процесса. Стрелкой, соединяющей Функцию 1 и Событие 1, инициируется или «активируется» выполнение Функции 1. Функцией 1 «создаётся» Событие 2: за ним идёт символ логического «И», который «запускает» выполнение Функций 2 и 3. Нотация eEPC создаётся, опираясь на определённые семантические правила описания [18]:
- любая из функций должна инициироваться и завершаться событием;
- в любую из функций не должно входить больше одной стрелки, которая «запускает» выполнение функции, выходить также не должно больше одной стрелки, дающей описание завершению данного процесса.
Следовательно, применяя нотацию eEPC ARIS можно дать описание бизнес-процессу как потоку последовательно осуществляемых работ (функций, процедур). Применяемые в процессе построения модели символы логики дают возможность отразить слияние и ответвление бизнес-процессов.
Объектно-ориентированные модели. Невзирая на многочисленные достоинства, один из главных недостатков функциональных моделей состоит в отображении разветвлений в процессах по обработке информации, что приводит к плохой читаемости моделей при значительном количестве ветвлений; помимо этого, может произойти повторяемость одинаковых функций в различных процессах. Перечисленные недостатки устраняются в объектно-ориентированных моделях, в которых основным структурообразующим элементов становиться класс объектов с набором функций. «В объектно-ориентированном подходе изменяется сам принцип проектирования системы. Вначале выделяются классы объектов, а затем методы их обработки (функциональные процедуры)» [20].
Графические способы моделирования проблемной области в объектно-ориентированном подходе обобщаются в языке унифицированного моделирования UML. Объектно-ориентированный подход к описанию бизнес-процессов с применением языка UML реализовывается в технологии Ration Unified Process и Rational Rose. Методикой моделирования, которая считается составной частью этой технологии, предусматривается построение 2-х моделей:
1) модели бизнес-процессов;
2) модели бизнес-анализа.
Моделью бизнес-процессов описываются бизнес-процессы предприятия в терминах ролей и их надобностей [17].
Для любого из процессов создаётся модель бизнес-анализа — объектная модель, которая представляет реализацию бизнес-процесса и строится, опираясь на диаграммы разных видов:
- диаграмм классов (в качестве обязательной);
- диаграмм последовательности;
- диаграмм деятельности;
- диаграмм состояний.
Учитывая то, что для успешной реализации реинжиниринговых проектов одним из важнейших требований, которые предъявляются к средствам по моделированию считается его практическая апробированность, предлагается сравнить наиболее применяемые стандарты и нотации. В работе системных аналитиков России чаще всего прибегают к использованию нотаций UML, ARIS, IDEF0/IDEF3/DFD.
Чтобы провести грамотное сравнение продуктов потребуется осуществить разработку основных качественных требований, которые предъявляются к программным продуктам с точки зрения бизнес-реинжиниринга. Следует подметить, что в настоящее время общеустановленной системы факторов качества модели предметной области не существует. Проанализированные свыше 100 электронных и 30 печатных изданий позволяют прийти к выводу, что вопросы, касающиеся оценки качества моделирования бизнес-процессов проработаны слабо, нет систем (и автоматизированных в том числе) по оценке качества, которые удовлетворяли бы всем требованиям (учёт и процесса, и результата моделирования; существование целостной системы факторов качества и пр.). Кроме того, считается важной необходимость методической, научной и программной поддержки оценки качества моделирования бизнес-процессов.
Немногими сформулированными ключевыми требованиями к модели считаются: гибкость, полнота, длительность разработки и реализации, интегративность, структурированность и пр.
Невозможно судить о достоинствах той либо другой методики, до тех пор, пока не будут определены виды, границы и чёткие задачи проекта, его главные и вспомогательные задачи и масштабы преобразований. Выбирая программный продукт также немаловажно учитывать цену не только поставки продукта, а и установки, стоимость обучения сотрудников, расходы на пополнение системы/базы информацией, поддержание моделей в действующем состоянии и пр. К примеру, в проектах по инжинирингу и реинжинирингу малых предприятий по набору услуг/продуктов и численности для регламентации и документирования производимых работ, а также в целях реинжиниринга взятых в отдельности подразделений вполне может подойти BPwin. При недостаточных средствах у заказчика могут подойти даже самые доступные средства программных продуктов Visio, Excel или MS Word. На больших предприятиях, функционирующих в высокотехнологичных отраслях, в процессе проведения реинжиниринга с дальнейшим введением корпоративных информационных систем наиболее предпочтительным считается ARIS, который имеет более расширенные возможности [11].
В качестве стандарта моделирования выбран IDEF0, в качестве среды моделирования – MS Visio 2007.
1.3 Моделирование бизнес-процессов «как есть»
При помощи функционального прогнозирования (нотация IDEF0), можно произвести систематический анализ бизнеса, сконцентрировавшись на постоянно решаемых задачах (функциях), указывающих на их правильное выполнение и показатели, необходимые для этого ресурса, результатов и исходных материалов (сырье). Характерной чертой IDEF0 считается её акцент на соподчинение объектов. В IDEF0 анализируются логичные отношения между работами, а не периодическая их последовательность (поток работ) [21].
На рисунке 1 представлена контекстуальная схема по бизнес-процессу «Управление персоналом».
Рисунок 1 – Контекстуальная схема бизнес процесса «Управление персоналом»
Функциональный блок:
- Управление персоналом». Входящие потоки:
- Кадровая необходимость - потребность в кадрах на основе сведений проектных руководителей.
Выходящие потоки:
- Сотрудники – сотрудники, которые приняты на работу.
- Пакетов отчетности – подготовленный отчетный пакет.
Управленческие потоки:
- Внутренние стандарты компании по управлению персоналом - учетная политика и стандарты предприятия, регламентирующие деятельность отдела по подбору персонала.
На рисунке 2 показана декомпозиция бизнес-процесса «Управление персоналом».
Рисунок 2 - Декомпозиция «Управление персоналом»
Потоки механизмов:
- Менеджер по персоналу.
Функциональные блоки:
- Формирование плана по кадрам - менеджер по работе с персоналом формирует календарный план, где содержатся данные по филиалам: число вакансий в определенном отделении филиала, число вакансий согласно штатного расписания, число несвободных вакансий, число вакантных мест.
- Размещение ставок, обработка резюме претендентов - менеджер по работе с персоналом на основании плана по кадрам и представленных данных проектных руководителей размещает вакансии на сайтах по поиску специалистов, в РФ это сайт hh.ru, superjob.ru и пр. Далее он обрабатывает резюме, которые присылают кандидаты.
- Работа с претендентами - менеджер по работе с персоналом подбирает претендентов на свободные вакансии, затем организовывает поэтапные собеседования с техническими специалистами, далее с проектными руководителями и клиентом.
- Прием на работу сотрудника - после удачного прохождения собеседования, отправляется приглашение на работу, организовывается вступительный курс для трудоустройства в организацию, прикрепляется менеджер, помогающий адаптироваться сотруднику во время испытательного срока.
- Формирование отчетности - менеджер по персоналу подготавливает отчеты по работе со штатом сотрудников: выполнение плана по кадрам, работа с претендентами.