Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи -региональный аспект.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного рынка труда
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Характерные особенности молодежи как социальной группы
1.3 Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика
2.1 Анализ параметров спроса и предложения на рынке труда
2.2 Прогнозирование потребностей в специалистах в Ульяновской области
Глава 3. Предложения и рекомендации по решению проблем молодежного рынка труда России
4) профессиональная адаптация, способствующая приспособлению молодежи к производству, условиям труда.
При этом следует заметить, что методы и направления профессиональной ориентации различны для определенных категорий граждан, которым предоставляются профориентационные услуги.
Обобщая вышеизложенное можно предложить в качестве основных составляющих повышения информированности выпускников учреждений следующие программы:
- адаптированная к рынку труда система информирования и консультирования выпускников школ по выбору профессии и профессиональной карьеры;
- информирование выпускников учреждений профессионального образования об услугах, предоставляемых органами государственной службы занятости населения, а также о состоянии и конъюнктуре рынка труда;
- организация специализированных ярмарок рабочих мест;
- организация встреч молодых специалистов с работодателями, работниками службы занятости, представителями органов исполнительной власти;
- открытие кабинетов профориентации;
- обеспечение свободного доступа к электронным ресурсам, в том числе вакансиям, заявленным работодателем;
- повышение роли СМИ в освещении вопросов профориентационной тематики;
- содействие учебным заведениям в обучении молодежи эффективным методам поиска работы на рынке труда;
- реализация специальных программ в отношении молодых специалистов с целью их адаптации на рынке труда;
- проведение семинаров, круглых столов по вопросам профориентации и использованием механизмов гражданского общества;
- разработка и тиражирование информационно-справочной литературы и методических пособий об особенностях функционирования регионального рынка труда.
В качестве определения целенаправленности проводимой профориентационной работы известный российский экономист Л.А. Костин предлагает рассматривать следующие позиции:
1. проведение единой политики в области профориентации молодежи с учетом региональных особенностей;
2. создание и развитие целенаправленной и систематической работы по профориентации и информированию населения о состоянии рынка труда;
3. оказание высококачественных услуг по профориентации, обеспечение доступности этих услуг для всех категорий населения;
4. повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности и предупреждение молодежной безработицы [35, с. 113].
Задачей профессиональной ориентации в отношении учащихся выпускных классов общеобразовательных школ является оказание помощи молодым людям в принятии ими осознанного и обоснованного решения о выборе профессии, востребованной в конкретные периоды времени на рынке труда соответствующей территории. Указанная помощь заключается в расширении знаний о профессиях, возможностях их получения, выявлении профессиональных склонностей, самопознании личности, адаптации на современном рынке труда. Причем формирование профессиональных намерений старшеклассников - продолжительный и в известной степени регулируемый процесс, зависящий от уровня постановки профориентации школьников.
Для решения проблем кадрового обеспечения региона, подготовки специалистов к работе на создаваемых высокотехнологичных рабочих местах в период 2018 - 2022 годов планируется проведение мероприятий по снижению молодежной безработицы в регионе, что предполагает:
1) реализацию специальных программ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и осуществление социальной поддержки безработных граждан, для чего планируется оказывать данной категории граждан государственные услуги в области содействия занятости и осуществлять социальные выплаты безработным гражданам;
2) совершенствование системы социального партнерства на рынке труда, поиск новых направлений их взаимодействия;
3) реализацию мер информационной поддержки государственной политики занятости населения;
4) повышение эффективности деятельности органов труда и занятости населения Ульяновская область;
5) развитие и повышение качества системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и профессиональной ориентации населения Ульяновской областив целях обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса организаций Ульяновской областина рабочую силу;
6) создание адаптивной системы образования в соответствии с результатами формируемого ежегодного прогноза дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах на среднесрочный период и формирование на его основе регионального заказа учреждениям профессионального образования Ульяновской областина подготовку кадров;
7) ежегодную разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновская область;
8) оказание государственных услуг по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям регионального рынка труда органами образования предусматривается дальнейшая корректировка направлений и уровней профессиональной подготовки квалифицированной рабочей силы. Учитывая приоритетные направления развития отраслей экономики региона, планируется расширение профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса, сервиса и потребительской сферы; агропромышленного комплекса; градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Для согласованности с рынком труда эти бюджетные места следует распределить между вузами, исходя из данных, представленных в перечне профессий и должностей рынка труда региона. Перечень наиболее востребованных профессий и должностей в заявленном спросе на рабочую силу в Ульяновской области представлен в приложении 1.
Представим в таблице 3.1 распределение бюджетных мест по направлениям на 2017 год в Ульяновской области [51]. В последнем столбце для удобства расчетов проведем распределение востребованных профессий рынка труда, без учета профессий, не требующих специального образования.
Как мы видим из таблицы, при соотнесении рынка образовательных услуг и рынка труда востребованы больше вакансии рабочих, чем специалистов. Несоответствие спроса и предложения наблюдается на направлениях экологии (1,99%), политологии (4,44%), рекламе (1,99%), филологии (2,49%), культурологии (0,42%), жилищного хозяйства (6,76%), гуманитарных наук (0,80%), художественной культуры (3,72%), транспорта (3,00%).
Таблица 3.1 - Распределение бюджетных мест в образовательных учреждениях по Ульяновской области
направление/факультет |
количество заявленных бюджетных мест |
% к итогу |
соответствующие пункты востребованных профессий |
математика и компьютерные науки |
118 |
4,99 |
20 |
химия, биология, физика |
35 |
1,48 |
- |
строительство |
123 |
5, 20 |
25,29,30,31,32,34,37,40 |
география |
36 |
1,52 |
39 |
экология |
47 |
1,99 |
- |
политология, история |
105 |
4,44 |
- |
реклама |
47 |
1,99 |
- |
филология |
59 |
2,49 |
- |
культурология |
10 |
0,42 |
- |
технический |
189 |
7,99 |
4,12,13,18, 19,26 |
жилищное хозяйство |
160 |
6,76 |
- |
гуманитарные науки |
19 |
0,80 |
- |
социология |
73 |
3,09 |
15 |
педагогика |
342 |
14,16 |
3,9 |
медицина |
297 |
12,56 |
1,2,6 |
художественная культура |
88 |
3,72 |
- |
транспорт |
71 |
3,00 |
- |
питание |
67 |
2,83 |
24,27,28 |
экономика |
333 |
14,08 |
5,8,10,11 |
государственное управление |
58 |
2,45 |
17 |
сельское хозяйство |
21 |
0,89 |
33 |
туризм |
50 |
2,11 |
23 |
финансы |
17 |
0,72 |
36 |
Много выпускается специалистов в сферах экономики, юриспруденции и программировании, выпускники попадают в условия жесткой конкуренции и зачастую начинают карьеру не по специальности. За счет сокращения процента выделенных бюджетных мест по перечисленным направлениям можно восполнить нехватку кадров в сферах здравоохранения, технической, строительства и общественного питания. Меньшее количество выпускаемых специалистов и большее количество рабочих и мастеров позволит уменьшить уровень молодежной безработицы Ульяновской области.
Для анализа спроса и предложение на рынке труда в настоящее время в Ульяновской области представим статистические данные в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Статистика по вакансиям в различных отраслях на 31.12.2017 года
название отрасли |
количество вакансий |
количество рабочих мест |
бытовое обслуживание населения |
213 |
395 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
757 |
1592 |
здравоохранение |
1224 |
2277 |
кредитование, финансы, страхование |
76 |
293 |
культура |
180 |
284 |
наука |
58 |
85 |
образование |
1090 |
2080 |
промышленность |
2105 |
5106 |
сельскохозяйственное производство |
910 |
2796 |
социальное обеспечение |
153 |
207 |
строительство |
1304 |
6777 |
торговля и общественное питание |
1811 |
4386 |
транспорт и связь |
504 |
2215 |
управление |
208 |
485 |
другие отрасли |
2690 |
7951 |
всего |
13283 |
36929 |
Таким образом, из таблицы 3.2 видно, что существует большая потребность в кадрах в отраслях строительство (6777 ед.), промышленность (5106 ед.), торговля и общественное питание (4386 ед.), сельскохозяйственное производство (2796 ед.). В настоящий период в Ульяновской области высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью востребована, рынок запрашивает в основном низко квалифицированную рабочую силу. Теперь соотнесем рынок труда с заявленным количеством рабочих мест и востребованными профессиями и рынок образовательных услуг с заявленным количеством бюджетных мест по направлениям, проведенные расчеты предоставим в таблице 3.3 по данным на 2017 год.
Для того, чтобы выявить несоответствие рынков, мы воспользуемся формулами:
m = М б. мест \ М раб. мест * 100%, где (3.1)
m - несоответствие бюджетных мест, в %
М б. мест - количество бюджетных мест
М раб. мест - количество рабочих мест
m ср = ∑m \ nm, где (3.2)
m ср - среднее значение %
nm - общее количество m
m ср = 295,34 \ 14 = 21,09
Таблица 3.3 - Расчет несоответствия рынка труда и рынка образовательных услуг
название отрасли |
кол-во бюдж. мест |
кол-во вакансий |
кол-во раб. мест |
m |
mср - m |
бытовое обслуживание населения |
50 |
213 |
395 |
12,66 |
8,43 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
493 |
757 |
1592 |
30,97 |
-9,88 |
здравоохранение |
297 |
1224 |
2277 |
13,04 |
8,05 |
кредитование, финансы, страхование |
17 |
76 |
293 |
5,80 |
15,29 |
культура |
71 |
180 |
284 |
25,00 |
-3,91 |
наука |
105 |
58 |
85 |
123,53 |
-122,44 |
образование |
564 |
1090 |
2080 |
27,11 |
-6,02 |
промышленность |
277 |
2105 |
5106 |
5,42 |
15,67 |
сельскохозяйственное производство |
21 |
910 |
2796 |
0,75 |
20,34 |
социальное обеспечение |
73 |
153 |
207 |
35,26 |
-14,17 |
строительство |
123 |
1304 |
6777 |
0, 19 |
20,9 |
торговля и общественное питание |
67 |
1811 |
4386 |
1,53 |
19,56 |
транспорт и связь |
47 |
504 |
2215 |
2,12 |
18,97 |
управление |
58 |
208 |
485 |
11,96 |
9,13 |
другие отрасли |
102 |
2690 |
7951 |
- |
- |
всего |
2365 |
13283 |
36929 |
- |
- |
Самое большое несоответствие рынков наблюдается в отраслях промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле и общественного питании и транспорта и связи. При перераспределении бюджетных мест в эти направления мы смогли бы добиться большего соответствия рынков, что позволило бы снизить безработицу среди молодежи региона.