Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Налог на добавленную стоимость)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.
Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.
Расчет налоговой базы должен содержать (cт. 315 НК РФ):[13]
- Период, за который определяется налоговая база
- Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде
- Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации
- Прибыль (убыток) от реализации
- Сумма внереализационных доходов
- Прибыль (убыток) от внереализационных операций
- Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период
- Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу
По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.
Рассмотрев теоритические аспекты налога на прибыль организации можно сделать вывод, что федеральная казна, ранее претендовавшая только на 2% от искомого сбора, теперь получает на 1% больше, следовательно, региональный бюджет этот процент потерял, и вместо 18% сегодня имеет только 17%.[14] Данное решение было принято Министерством финансов Российской Федерации для того, что бы перераспределить денежные средства в пользу менее обеспеченных (бедных) регионов.
В общем объеме поступлений в федеральный бюджет налог на прибыль составляет примерно 9% исходя из данных за 8 месяцев 2018 года, что свидетельствует о незначительной роли в федеральном бюджете. [15]
1.3 Акцизы
Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателями подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации.
Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.[16]
Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакцизных товаров:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- прямогонный бензин;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и др.[17]
Порядок расчета акциза определяется как ставка акциза умноженная на налоговою базу. Различают несколько способов расчета суммы акциза:
- по твердой ставке;
- по адвалорной ставке;
- по комбинированной ставке.
Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.[18]
Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.
Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
- передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров;
- передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд. Полный перечень представлен в НК РФ.[19]
Подведем итог акцизы формируют цену товара, и фактически, его уплата переносится перекладывается на покупателя. Введенный в Российской Федерации с 1992 года, этот налог заменил, вместе с НДС, налог с оборота.
Поступления данного налога в настоящее время составляют порядка 8 процентов общего объема налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.[20]
1.4 Налог на добычу полезных ископаемых
Введен в действие с 1 января 2002 года. Введение налога направлено на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны стать основным источником финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды.
Плательщики налога - пользователи недр. Обязаны встать на учет по месту нахождения пользуемого участка недр.
Объектом налогообложения признаются:
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
- полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.[21]
Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:[22]
• Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.
• Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.
- Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей).
Налоговой базой является:
- количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.[23]
Расчеты:
- стоимость добытого полезного ископаемого = количество добытого полезного ископаемого * стоимость единицы добытого полезного ископаемого;
- стоимость единицы добытого полезного ископаемого =
выручка от реализации добытого полезного ископаемого/
количество реализованного добытого полезного ископаемого;
- выручка от реализации полезных ископаемых = цена без учета ндс и акциза - сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого.[24]
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:
Прямые расходы.[25]
Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
Косвенные расходы.
Это материальные расходы, расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.[26]
Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.[27]
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.
Ознакомившись с теоритическими аспектами налога на добычу полезных ископаемых следует отметить, что в целях исключения возможного резкого колебания мировых цен на экспортируемую нефть на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний установлен особый порядок формирования налоговой базы, а также особая ставка налога на добычу этого полезного ископаемого. Сумма налога на добычу нефти рассчитывается как произведение величины налоговой базы и соответствующей налоговой ставки, определенной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, а также коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретных участков недр. Так же изучив статистические данные за 8 месяцев 2018 года, можно сделать вывод, что основной долей поступлений в федеральный бюджет составляет налога на добычу полезных ископаемых, а именно 51%. Соответственно все сферы жизнедеятельности напрямую зависят от величины полученного налога. Этот факт говорит, о том что добыча полезных ископаемые это основная деятельность приносящая доход государству. [28]
1.5 Водный налог
Водный налог введен в Российской Федерации в 1999 году в соответствии с Федеральным Законом от 06.05.1998 №71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (взамен платы за воду) с целью не только пополнения доходов бюджета (так как расширил круг налогоплательщиков), но и для решения следующих важнейших задач:
1. Рационаное и эффективное использование водного пространства и водных ресурсов страны, повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.
2. Обеспечение восстановления и охраны водных объектов.[29]
В связи с этим налог имеет строго целевое назначение - не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные власти обязаны направлять на финансирование данных мероприятий.
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .