Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Налог на добавленную стоимость)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
Введение
Налоговая система являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Эффективное функционирование финансово-хозяйственной жизни страны зависит от того насколько рационально заведен механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности.
Эта задача находит свое отражение в рассмотрении таких основополагающих элементов налоговой системы как Федеральные налоги с юридических лиц. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов.
В соответствии с законодательством все действующие в РФ налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. Такое деление соответствует мировому опыту крупных федеративных государств.
Целью данной работы является изучение федеральных налогов с юридических лиц на территории Российской Федерации.
В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:
- теоретические основы основных федеральных налогов с юридических лиц;
- роль федеральных налогов в государственном регулировании экономики;
- доходы федеральных бюджетов от федеральных налогов с юридических лиц;
- анализ поступлений федеральных налогов на примере ООО «Скай Моторс».
Объектом исследования выступают федеральные налоги, взимаемые с физических лиц.
Предметом исследования является состав, структура и динамика федеральных налогов с юридических лиц в РФ.
Методами исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.
При написании работы использовалась следующая библиография: нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий российских авторов по теме работы, интернет – источники. Основным источником является Налоговый кодекс Российской Федерации, так как он является нормативно-правовой базой федеральных налогов.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении сформулированы актуальность, цели и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы федеральных налогов с юридических лиц, таких как: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль организации, водный налог и государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Во второй главе рассмотрена роль и анализ поступлений федеральных налогов с юридических лиц в федеральный бюджет за 2017 и 9 месяцев 2019 года, так же проведен анализ на примере ООО «Скай Моторс».
1. Теоретические основы основных федеральных налогов с юридических лиц
1.1 Налог на добавленную стоимость
Значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем развитии экономики страны играет налог на добавленную стоимость далее НДС.
НДС – это самый молодой налог их всех формирующих современные налоговые системы развитых стран мира. Создателем налога на добавленную стоимость был французский экономист М. Лоре, который в 1954г. разработал модель НДС, а в 1958г. она была введена во Франции.
В России НДС начал действовать с 1 января 1992 года. Первым законом о НДС назывался «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года сформировалась статья 21 НК РФ.
Под налогом на добавленную стоимость понимают налог, а именно косвенный, который взимается с каждой продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному покупателю.[1]
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.[2]
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налоговый период устанавливается как квартал.
Базовые ставки НДС:
- 10 % — продовольственные товары, кроме деликатесов, товары для детей, книжная продукция, периодика, за исключением рекламной и эротической и медицинские товары;
- 20 % — остальные товары, данная ставка действует с 1 января 2019 года, до 01.01.2018 действовала ставка 18%;
- 0 % — экспортирующие товары. [3]
Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от собственной реализации товаров, работ, услуг. Это стоимость отгруженных товаров суммы связанные с оплатой по реализации.[4]
Алгоритм расчета суммы НДС в упрощённом варианте можно представлен на рисунке 1.
НДС от реализации товаров, работ, услуг
НДС от полученных авансов, предоплаты
Налоговые вычеты
Рис. 1 – Алгоритм расчета налога на добавленную стоимость
Рассмотрев правовые основы налога на добавленную стоимость можно перейти к ситуации на рынке России и выводам.
Недостатком НДС является оптимизация или изменение налоговых ставок НДС. Если мы уменьшим налоговые ставки НДС, то доход бюджета будет значительно снижаться, что приведёт к его дефициту. С другой стороны, если мы повысим ставки, организации будут искать пути к уклонению от налога, этого нельзя допустить, так как бюджет государства недополучит финансовые средства. [5]
Для решения данной проблемы необходимо выделить среднюю ставку налога, то есть предприятия не будут уклоняться от налога и одновременно пополнять бюджет. Другой проблемой является экспорт товаров, так как он не облагается НДС, предприятия пытаются уклониться от НДС, то есть если даже предприятия не производят экспорт, то по документам проводят как экспортируемый, далее пытаются реализовать на территории Российской Федерации. [6]
На сегодняшний день эта проблема решается таможенными органами, которые обладают определёнными полномочиями. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том что, НДС составляет треть бюджета РФ, а именно 32%. Так же следует отметить, что повышение ставки НДС с 18% до 20% связанно не стабильностью экономики России на текущий день и в очередной раз свидетельствует о том, что НДС играет значительную роль в формировании доходной части бюджета. Правительство Российский Федерации планирует увеличить доходы бюджета в 2019 году в том числе за счет поступления НДС.
1.2 Налог на прибыль организаций
В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и официально называется «налог на прибыль организаций».
Базовая ставка составляет 20 процентов, которые распределяться по уровням бюджета следующим образом, представленным на рисунке 2.[7]
Рис. 2 – Ставки налога на прибыль организации по уровням бюджета до 2020 года.
Налог на прибыль является прямым налогом, так как его сумма находится в прямой зависимости от конечного финансового результата организации - прибыли.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации:[8]
1) Налогоплательщиками налога на прибыль признаются Российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации - доходы, полученные от источников в Российской Федерации (для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - полученный через постоянные представительства доход, уменьшенный на величину расходов представительств; для других иностранных организаций - доход от источников в РФ (дивидендов, доходы от сдачи в аренду, доходы от международных перевозок и т.д., согласно ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок определения доходов и их классификация определены статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы определяются на основании первичных документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком.
Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.
Некоторые доходы освобождены от налогообложения. Их перечень предусмотрен ст. 251 НК РФ.[9]
Для большинства видов хозяйственной деятельности определен перечень наиболее часто встречаемых доходов, не учитываемых при налогообложении.[10]
Расходы. Группировка расходов
Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основные средств и пр.), и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, который нельзя учитывать по налогообложению прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и пр.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком расходы.
Прямые расходы ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Это значит, что прямые расходы учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.[11]
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Расходы, установленные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные организацией доходы. Этот перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все поименованные в нем расходы, ни при каких обстоятельствах не могут уменьшать доходы организации.[12]
При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами. (ст. 271-273 НК РФ)
Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).