Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Понятие принципов ОРД).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Существенным фактором демократизации современного российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Однако, дистанция между закрепляемыми правовыми предписаниями, правами и свободами, и возможностью ими реально воспользоваться очень велика, потому что формальное признание самых широких прав и свобод не означает одномоментного появления у человека возможности в полном объеме пользоваться лежащими в их основе благами.
Необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
На современном этапе развития теории прав и свобод личности, связанная с ними нормотворческая, правоприменительная и иная практика предполагают повышенное внимание, переосмысливание, немалые коррективы. Это диктуется, прежде всего, разрывом с тоталитарным прошлым, глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями, принципиальным обновлением законодательства, наконец, потребностью приведения правогарантирующих функций тех или иных органов Российского государства в соответствие с конституционными, а также международными стандартами в области прав человека. Не исключение на этот счет составляют и функции органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
По своей сути природа оперативно-розыскной деятельности такова, что неизбежно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в сферу ее осуществления.
В ряде случаев оперативно-розыскные мероприятия касаются значительного числа лиц, не причастных к преступлениям, атакже действиям, создающим угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, но зачастую, вопреки своей, воле, или случайно, соприкасающихся, (в силу, совместного проживания, дружеских отношений и т.п.) с лицами, совершившими противоправные деяния и действия, создающие вышеуказанные угрозы.
Все вышеизложенное требует наличия системы защиты, охраны и восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов общественных отношений, возникающих в сфере оперативно-розыскной деятельности и дальнейшего совершенствования самой деятельности.
До недавнего времени вопросы рассматриваемого вида деятельности для широкого анализа и исследования как в литературе, так и в законодательстве были закрытой темой. Однако, с введением в действие в 1992 г. закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», а затем, в 1995 г. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» стали возможными и открытые научные исследования проблем, связанных с этой очень важной сферой общественных отношений.
Целью настоящей курсовой работы является исследование таких немаловажных вопросов, как принципы оперативно-розыскной деятельности, особое место в которых занимают конституционные принципы.
Исходя из данной цели, задачами работы являются изучение положений, связанных с понятием оперативно-розыскной деятельности согласно положениям российского законодательства, а так же вопросов, касающихся понятия и значения конституционных принципов осуществления данной деятельности, надзорной деятельностью органов прокуратуры за соблюдением данных принципов.
Методологическую основу курсового исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых в юриспруденции: диалектический, логический, системно-структурный, специально-юридический и др.
Теоретической базой исследования послужили научные концепции, положения и выводы, содержащиеся в работах ученых в области конституционного права, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.
Нормативно-правовой базой исследования явились положения Конституции РФ, федеральных законов, и прежде всего,Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственные нормативные акты, имеющие прямое или опосредованное отношение к рассматриваемой теме.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995, оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1]
Данная статья определяет оперативно-розыскную деятельность государства (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными данным законом.
Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.[2] Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.
Правом на производство оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные подразделения, перечень которых определен в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
4. Таможенных органов Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.
Различия в проведении ОРМ, исходя из того, каким ведомством (субъектом) они осуществляются, заключаются лишь в организации и самом порядке их применения. Конечная же цель оперативно-розыскной деятельности (независимо от субъекта) едина – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.[3]
В 13 статье прямо указано, что оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями, ограничена пределом их компетенции. Под таким пределом необходимо понимать строго ограниченный перечень правомочий субъектов по проведению комплекса оперативно-розыскных мероприятий.[4]
В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами – гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.
В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. При этом важно, чтобы органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечивали совершение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.[5]
ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальной и частной детективной деятельностью. Оперативные розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.
Во-первых, неодинакова правовая основа их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона,[6] а оперативно-розыскная деятельность базируется на комментируемом Законе.
Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела. В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
Российское законодательство допускает и возможность проведения действий схожих с оперативно-розыскными мероприятиями.
Соответствующая деятельность называется частной детективной и охранной, которая в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов.[7] Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. Кроме того, они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные комментируемым Законом исключительно к компетенции органов, осуществляющих ОРД.
1.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
В ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.[8]
Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды.
Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.
2. Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
Правильное применение оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:
- выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;