Файл: Процедура профессионального контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с тем, что для осуществления публично-правовых функций нотариусы, занимающиеся частной практикой, за счет взысканной платы по тарифу за совершенные ими нотариальные действия несут и другие значительные расходы, между нотариусами и налоговыми органами нередко возникают разногласия в части включения тех или иных расходов в состав затрат нотариуса. Если эти разногласия не удается урегулировать, нотариусам приходится обращаться за защитой своих прав в суд.

2.3. Контроль органов уголовной юстиции

Что касается уголовной ответственности нотариусов, то она урегулирована в ст. 202 УК «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Согласно части первой указанной статьи использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно части второй указанной статьи то же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Для привлечения к ответственности нотариуса по ст. 202 УК РФ кроме совершения предусмотренного ею общественного опасного деяния необходимо наступление общественно опасных последствий, находящихся в причинно-следственной связи с общественно опасным деянием, в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым уголовным законом интересам общества и государства. На практике установление существенности вреда при злоупотреблении своими полномочиями со стороны нотариусов, являясь оценочным понятием, не может не вызывать трудности. Закон не определяет, какой вред считается существенным. Суд, решая данный вопрос, должен исходить из анализа всех обстоятельств дела, из характера причиненного вреда, его объема, тяжести наступивших для пострадавшего лица последствий, иных обстоятельств, имеющих значение для дела. К их числу могут быть отнесены совершение незаконных нотариальных действий, удостоверение нотариальных действий при отсутствии необходимых документов, злонамеренное соглашение нотариуса с одной из сторон сделки, введение в заблуждение относительно законодательства, разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну и др. Общим, что объединяет все упомянутые деяния, является их незаконный характер, поскольку они вступают в противоречие не только с интересами и правами граждан и юридических лиц, но и с нормами действующего законодательства.


С 01 января 2016 года нотариус может быть исполнителем преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, за представление данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Наличие статуса должностного лица для привлечения к ответственности по статье 173.1 УК РФ не требуется. Необходимо отметить, что субъективная сторона преступления, предусмотренного данной статьей, характеризуется прямым умыслом; при этом лицо должно осознавать не только общественную опасность своих действий, но и их противоправность. Нотариус как лицо, имеющее высшее юридическое образование и являющееся специалистом в соответствующей области, будет, полагается, apriori считаться осознающим противоправность своих действий. Между тем Балаян А.С. считает, «что при внесении изменений в статью 173.1 УК РФ законодатель упустил ряд действий, которые могут привести к наличию в ЕГРЮЛ подставных лиц». Речь идет о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. «Купля-продажа» ООО стала в последнее время заметным сегментом теневого сектора экономики. Согласно пункту 11 ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. После введения обязательной нотариальной формы таких договоров нотариусам было предоставлено полномочие по предоставлению документов о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Более того, с 01 января 2016 года заявителем при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по договору залога, сможет быть только нотариус. Соответствующие изменения Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены в пункт 14 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и абзац 1 п. 1.4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исходя из этого, по действующей редакции статьи 173.1 УК РФ нотариус несет ответственность за представление данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах и при переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на подставных лиц. Сами же лица, совершившие сделку по переходу доли в уставном капитале на подставных лиц, уголовной ответственности за указанные действия не несут, так как эти действия не включены законодателем в объективную сторону указанного преступления. В связи с этим Балаян А.С. считает, «что цель, поставленная законодателем при внесении изменений в статью 173.1 УК РФ («обеспечение возможности привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах»), достигнута не в полном объеме. Действия по приобретению доли в уставном капитале в ранее созданном обществе через подставных лиц также должны быть включены в объективную сторону данного преступления».


3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов

3.1 Прямой судебный контроль

В силу своего места в правовой системе России особое место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В современной правовой системе, когда новое гражданское, равно как и другое российское законодательство отличается значительной неопределенностью нормативных положений, именно суду принадлежит последнее слово в том, что носит правовой, а что не правовой характер, как следует толковать ту либо иную правовую норму и правильно применять ее в юридической практике.

Принято выделять несколько направлений контроля за деятельностью нотариата, а именно прямой и косвенный контроль, включающий в себя судебный контроль, за совершением нотариальных действий, контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей - административный контроль, осуществляющий органами Минюста, и так называемый «корпоративный контроль», осуществляемый нотариальными палатами.

Прямой контроль осуществляется судами при рассмотрении в соответствии со ст. 33 Основ законодательства РФ о нотариате отказов в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия.

Правила прямого судебного контроля отражены в гл. 37 ГПК РФ «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении». Кроме того, прямой судебный контроль осуществляется при рассмотрении исков о возмещении имущественного ущерба нотариусом, когда предметом судебной проверки является прежде всего законность совершения нотариального действия.

Закон не делает каких-либо исключений для отдельных нотариальных действий - все они обжалуются в порядке особого производства. Как отмечает, Аргунов В.Н., обусловлено это правоохранительной природой функции нотариуса. В действиях нотариуса нет ни административного принуждения, ни государственно властных управленческих полномочий, хотя он и является должностным лицом. Поэтому контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства. 


Необходимость осуществления особого порядка судопроизводства, обусловлена также тем, что нотариальные действия носят особый характер, поскольку затрагивают субъективные права лиц, в отношении которых эти действия совершаются.

Специфика особого производства заключается в отсутствии спора о праве и материально-правового требования одного лица к другому.

В делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые последствия этих фактов. Цель при рассмотрении подобных дел состоит в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей. В делах особого производства всегда затронут тот или иной интерес, но ни в одном случае субъективное право не выступает в качестве объекта судебной защиты. В ходе рассмотрения таких дел спор о праве не разрешается, а если он и возникает, то суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях, в соответствии с ч. 3 ст. 310 ГПК РФ.

С заявлением на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 310 ГПК вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. В соответствии со ст. 45 ГПК такое дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора при необходимости защиты прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Любое другое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы были или могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право или интерес путем обращения в суд с соответствующим иском.

Как разъяснено в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей», под заинтересованными лицами, которые вправе обжаловать действия нотариуса по протесту векселей, следует понимать тех лиц, в отношении которых были совершены указанные действия: в случае отказа в платеже – векселедатель простого векселя либо акцептант переводного, в случае отказа в акцепте – плательщик по переводному векселю, иные обязанные по векселю лица (индоссанты, авалисты и т.д.), права в отношении которых определяются на основании совершенного протеста, а также те граждане и юридические лица, по требованию которых был или должен был быть совершен протест.


Заявления лиц, оспаривающих права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, рассматриваются судом в порядке искового производства. Поэтому не могут быть рассмотрены в особом производстве, например, заявления на отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие или спора о нем наследников, заявления, оспаривающие исполнительные надписи при наличии спора между должником и взыскателем о размерах платежей, и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 ГПК заявление подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершении или об отказе в совершении нотариального действия.

Если суд установит, что срок на оспаривание нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть заявление по существу.

В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения заявления в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, являющейся по каждому делу обязательной, уточняется характер возникших правоотношений и закон, которым надлежит руководствоваться, определяется состав лиц, участвующих в деле, и доказательства, которые должны представить заявитель, нотариус (должностное лицо, действие которого обжалуется) и другие лица, участвующие в деле.

Исходя из характера заявления и правоотношений сторон, доказательствами, которые предлагается представить заявителю и другим лицам, участвующим в деле, должны быть подлинные нотариально удостоверенные документы:

- договоры, завещания, доверенности и другие письменные доказательства

- документы, выданные нотариусом ( например, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и т.)

-  документы, подтверждающие бесспорность задолженности или иной обязанности должника перед взыскателем с учиненной на них исполнительной надписью, и др.

В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, а также постановление нотариуса или другого правомочного должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.

При этом следует иметь в виду, что нотариусы по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, не позднее чем в десятидневный срок обязаны вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия с изложением причин отказа и разъяснить порядок его обжалования.