Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формы контроля за деятельностью нотариуса
2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля
2.1 Процедура профессионального контроля
2.2 Процедура налогового контроля
2.3. Контроль органов уголовной юстиции
3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов
ВВЕДЕНИЕ
Нотариат возник как институт гражданского права, защищающий частную собственность и имущественные правоотношения, а также охраняющий права и законные интересы участников таких правоотношений.
До революции 1917 года в России нотариус был одним из самых уважаемых и квалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты относятся к началу XIV в. В соответствии с Соборным уложением 1649 г., « писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе хлеба или денег, сговорные свадебные записи и духовные завещания. Остальные юридические акты должны были составляться « площадными» подьячими.
Радикальная реформа нотариального дела в России произошла в 1866 г. Государство издало Положение о нотариате, которое получило силу закона. В соответствии с положением все нотариусы числились на государственной службе и не могли занимать какую-либо иную должность. Юрисдикция нотариуса распространялась только на территорию действия окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Нотариальная система России до революции 1917 г. практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств.
В советский период нотариат России существенно изменился и приобрел иной правовой статус. Его роль стала мало заметной. С началом радикальных преобразований в России конца XX века и переходом к рыночным отношениям, когда стало очевидно, что существующий нотариат не готов к работе в новых условиях, неоднократно ставился вопрос о реанимации российского нотариата. Ужесточение требований рыночной экономики по защите прав владения имуществом сдвинуло решение этого вопроса с « мертвой точки», и с принятием в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате ситуация начала изменяться коренным образом.
С возрождением системы нотариата естественным образом стал вопрос о контроле над этим важнейшим направлением деятельности и о формах ответственности органов и лиц, осуществляющих нотариальную деятельность в Российской Федерации. Данный вопрос будет рассмотрен в настоящей курсовой.
1. Формы контроля за деятельностью нотариуса
Нотариат разделяют на государственный и внебюджетный ( частный). Также выделяют органы, совершающие нотариальные действия – органы местного самоуправления ( в случае отсутствия в местности нотариальной конторы) и консульские учреждения, действующие за рубежом. Соотношение частного нотариата с государственным нотариатом не сопоставимо. Во многих субъектах Российской Федерации количество государственных нотариальных контор незначительно, а в некоторых и вовсе отсутствуют. Необходимость корректировки контроля, прежде всего, частных нотариальных контор, который осуществляют нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, возникает непосредственно с развитием деятельности частных нотариальных контор по принципам латинского нотариата.
Сегодня нотариальные действия требуют системного контроля со стороны органов юстиции, налоговой службы и суда. Т.Я. Алешина отмечает, что « Проверки деятельности нотариуса, с одной стороны, не должны мешать нормальной работе нотариальной конторы, с другой, должны быть эффективными, оперативными и прозрачными, ограничены рамками закона».
Определение контроля и надзора законодательно не закреплено. В ряде научных работ отражены данные определения. Так, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Л.Л. Попов отражает: « контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется признаками.
Во-первых, между контролирующим органом ( должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон ( нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.
В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения».
В.В. Ярков отмечает, что цели контроля в сфере нотариата носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов.
« Во-первых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично-правовой и частноправовой организации. Например, контроль осуществляется за деятельностью государственных служащих, сотрудников хозяйственных обществ и товариществ и т.д. Другое дело, что формы и организация такого контроля носят в каждой из организаций специфический характер, отражая характер и содержание соответствующей деятельности.
Во-вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока они не будут исполнены, либо не будет заключена новая сделка, или наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству. Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников».
В законодательстве о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов:
Профессиональный контроль;
Контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;
Судебный контроль;
Контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия;
Также контроль за нотариальной деятельностью может носить как предварительный, так и последующий характер. Например, как отмечает Х. Фесслер: « профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем. Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлен преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законом правовых санкций».
Безусловно, каждый из видов контроля за нотариальной деятельностью имеет свои особенности. Эта специфика зависит от характера деятельности органа, осуществляющего контроль, от задач, стоящих перед ним, и осуществляемых полномочий. Например, задачей профессионального контроля является помощь нотариусам в применении законодательства, обеспечение ориентации на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Контроль, который осуществляется иными органами, носит эпизодический характер ( исключение составляет налоговый контроль) и связан с конкретным гражданским либо уголовным делом, в котором ставится вопрос о правомерности действий нотариуса.
2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля
2.1 Процедура профессионального контроля
Осуществление нотариусом функций в общественных интересах, и в особенности по поручению и от имени государства, налагает на него повышенные обязательства, и, в том числе, в отношении контроля его деятельности. В связи с этим, наряду с вышеназванными видами контроля, характерными для всех видов деятельности, в том числе предпринимательской, профессиональная деятельность нотариуса подлежит регулярному контролю, а также контролю по жалобам на действия (бездействие) нотариуса со стороны нотариальной палаты. Считается, что нотариат (либо нотариальная палата) стал первой саморегулируемой организацией в истории современной России либо прообразом таковой. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами осуществляется нотариальной палатой путём проведения плановых и внеплановых (по жалобам) проверок организации работы нотариуса. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится спустя год после наделения его полномочиями. В дальнейшем такие проверки проводятся раз в четыре года (если иная периодичность не установлена законодательством субъектов Российской Федерации). В ограниченной степени (контроль за соблюдением правил делопроизводства) в контроле за осуществлением нотариусом своей деятельности участвует также система органов юстиции. Обычно эти проверки проводятся одновременно или практически одновременно с проверками организации работы нотариуса, осуществляемыми нотариальными палатами. Нет единого мнения о том, является ли законность совершённых нотариальных действий предметом проверки организации работы нотариуса. С одной стороны, законность нотариальных действий не имеет отношения к организации работы нотариуса (которая по определению включает в себя только вопросы организационного характера), с другой стороны, ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате говорит о контроле за исполнением профессиональных обязанностей, что значительно шире проверки только организации работы. Ещё одной важной деталью является то, что законодательством не предусмотрены внеплановые (по жалобам) проверки деятельности нотариуса. Вместе с тем, закон не говорит и о том, что не допускаются иные формы указанного в части первой ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате контроля за исполнением профессиональных обязанностей, помимо названных в части второй той же статьи проверок организации работы нотариуса. Таким образом, нормы права по данному вопросу являются недостаточно чёткими. На практике они толкуются широко, в связи с чем нотариальные палаты проверяют не только организацию работы нотариуса, но и законность совершаемых им нотариальных действий или отказа в их совершении, соблюдение правил нотариального делопроизводства и даже иногда соблюдение налогового, трудового и других видов законодательства, что очевидно нарушает принцип разграничения компетенции между контролирующими органами. Несмотря на отдельные недостатки, в целом можно констатировать, что система контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей работает достаточно эффективно, обеспечив за прошедшие годы отсев части нотариусов, по тем или иным причинам не справившихся в первые годы после создания латинского нотариата в России с возложенным на них грузом обязанностей и ответственности.
2.2 Процедура налогового контроля
Налоговым органам в соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства о нотариате предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ, они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях.
Во-первых, налоговые органы осуществляют постоянный контроль за правильностью взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за все совершаемые нотариальные действия. Во-вторых, налоговые органы контролируют выполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременно сообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или по наследству гражданами, доходы которых в соответствии с законом от 12 декабря 1991 г. 1 подлежат налогообложению. В-третьих, налоговые органы контролируют своевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, деклараций о доходах, а также достоверность указанных в них данных.
Рассмотрим, каким образом осуществляется налоговыми органами контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства.
Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу), нотариусы в соответствии с ч. 3 ст. 34 Основ законодательства о нотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением нотариусами закона РФ «О государственной пошлине» согласно его ст. 7 регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законодательными актами.
Правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за каждое совершаемое нотариусом нотариальное действие, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, определяет по записям в реестре регистрации нотариальных действий, в соответствующих графах которого имеются данные о том, какое именно нотариальное действие совершил нотариус и в каком размере он взыскал за это государственную пошлину (оплату по тарифу). Если же нотариальное действие совершено бесплатно, то должностное лицо, осуществляющее проверку, также контролирует, вправе ли был нотариус освободить обратившееся к нему лицо от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу) за совершение этого нотариального действия.
Для своевременного взыскания налогов с имущества, полученного в дар или по наследству, нотариусы в соответствии с п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней после выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения направлять справки в налоговые органы о стоимости такого имущества. Выполнение этой обязанности налоговые органы контролируют также по записям в реестрах регистрации нотариальных действий, сверяя имеющиеся у них данные по полученным от нотариусов соответствующим справкам с данными реестра о том, кому были выданы за проверяемый период свидетельства о праве на наследство и кому было подарено какое-либо имущество по нотариально удостоверенным договорам.
Контроль за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы осуществляют по имеющимся у нотариусов документам. Так, каждый нотариус, занимающийся частной практикой, должен вести специальную книгу для учета своих доходов и расходов. Независимо от размера доходов нотариусы обязаны в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» ежегодно декларировать свои доходы. Подоходный налог с нотариусов взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном ч. IV этого закона для индивидуальных предпринимателей, хотя деятельность нотариусов не является предпринимательской.
При осуществлении контроля за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы проверяют не только своевременность подачи ими декларации о доходах, но и правильность определения самих доходов. Контролируя правильность декларируемых доходов, налоговые органы проверяют у нотариусов документы, подтверждающие и доходы, и расходы нотариусов. В качестве документов, по которым определяются расходы, нотариусы, как правило, предъявляют платежные поручения с отметкой банка об исполнении, выписки банка со счета нотариуса о списании средств по платежным поручениям (при безналичной оплате расходов), корешки приходных кассовых ордеров, чеки контрольно-кассовых машин (при оплате на- личными средствами), товарные чеки и т.д.
В состав затрат нотариуса, как пишет О. Березова, включаются: 1) арендная плата за использование помещения под офис; 2) оплата всех видов ремонта помещения конторы; 3) оплата коммунальных услуг 4) расходы на оплату труда персонала конторы; 5) обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды; 6) расходы по изготовлению печати, штампов, используемых нотариусом; 7) расходы по приобретению канцтоваров, бумаги, по изготовлению бланков; 8) расходы по приобретению нормативных документов, юридической литературы; 9) оплата услуг связи.