Файл: Основные понятия и правовая база проведения инвентаризации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инвентаризация позволяет проверить соответствие реального состояния дел на текущий момент с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация является методом учета в бухгалтерии, применяемого для проверки действительности отраженной в учете информации, выявления фактического присутствия активов и обязательств предприятия.

Проведение ревизии невозможно без нормативно-правовой базы инвентаризации: она прописывает частоту проведения инвентаризации, обозначает круг осуществляющих ее людей, указывает порядок действий при ревизии, говорит, что делать с ее результатами. Решение проводить инвентаризацию принимает администратор или сам собственник предприятия(организации), когда нужно подтвердить данные бухгалтерского учета или выявить имеющиеся ценности.

На законодательном уровне разработаны формы унифицированных документов, позволяющие документально оформить начало и результаты инвентаризации.

Инвентаризация различается в зависимости от цели и критерия, по которому ее классифицируют.

Цели будут рассмотрены в данной курсовой.

1. Инвентаризация

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации. Пользователей такой бухгалтерской информации можно условно разделить на внешних (сторонних) пользователей с прямым финансовым интересом, внешних (сторонних) пользователей с непрямым финансовым интересом и внутренних пользователей.

Внутренние пользователи бухгалтерской организации - это, прежде всего, администрация организации, совет директоров, руководители различных подразделений, различного рода специалисты и т.д.

Внешние (сторонние) пользователи с прямым финансовым интересом - это инвесторы, покупатели, поставщики, кредитные организации и т.д.

Внешние (сторонние) пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом - это налоговые органы, органы казначейства, органы статистики и т.д.

Каждый из перечисленных видов пользователей бухгалтерской информации заинтересован в своевременном получении сведений, отображающих реальное состояние дел. Однако, как показывает практика, не всегда предоставляемые пользователям данные бухгалтерского учета, в силу различного рода обстоятельств, способны отобразить реальное имущественное и финансовое состояние хозяйствующего субъекта на текущий момент времени.


В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Инвентаризация имущества и обязательств организации может быть плановой и неплановой.

Плановая бухгалтерская инвентаризация, осуществляется на основании заранее составленного графика проведения инвентаризации, утвержденного приказом руководителя предприятия и учетной политики предприятия.

Такая инвентаризация может проводиться ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, в зависимости от размеров предприятия и сферы его деятельности. Следует отметить, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить плановую инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Любая плановая бухгалтерская инвентаризация проводится на первое число месяца, так как именно на эту дату должно выводиться сальдо всех счетов бухгалтерского учета. Но законодательными актами данный вопрос не регламентируется, поэтому в случае необходимости, инвентаризация может проводиться на любую необходимую дату.

Основная задача плановой инвентаризации - выявление фактического наличия имущества организации, сопоставление данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете всех обязательств предприятия.

Неплановая инвентаризация, производится, как правило, для проверки добросовестности выполнения своих обязанностей материально-ответственными лицами. Главная задача неплановой инвентаризации - выявление фактов хищения, обвесов, обмеров со стороны ответственных лиц, а также разработка мероприятий по недопущению в будущем таких нарушений. Для ее проведения, также необходим приказ руководителя.

Выделяют сплошную и выборочную инвентаризацию имущества организации.

Сплошная инвентаризация предусматривает проверку всех, без исключения, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, прочих финансовых активов, кредиторской задолженности, банковских кредитов, займов, резервов и т.д.


Выборочная инвентаризация предусматривает проверку только какой-либо части имущества или обязательства организации.

Инвентаризации подлежит все принадлежащее организации имущество, независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств. Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Выделяют документальную и натуральную инвентаризации.

Документальная инвентаризация заключается в проверке наличия и правильности оформления документов, подтверждающих наличие имущества или обязательства (как правило, используется при проведении инвентаризации нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности организации).

Натуральная инвентаризация заключается в проведении проверки непосредственного наличия объектов, путем проведения процедур подсчета, взвешивания или обмера (как правило, используется в ходе проведения инвентаризации объектов основных средств, товарно-материальных ценностей и т.д.).

Сама инвентаризация опирается на различные документы, причем как специально составленные, так и уже заполненные. Акцент на сличительные ведомости инвентаризаторами делается при поиске должного. Если же инвентаризаторам необходимо найти сущее, то заполняется только инвентаризационная опись. Так, если на предприятии ведется лишь суммовой учет, то достаточно, переписав, расценить наличность. Если же на складе или в бухгалтерии ведется количественный или количественно-суммовой учет, то на первый план выходит вопрос выверки ассортимента ценностей. Эта работа очень кропотливая и долгая. Между заинтересованными в инвентаризации людьми ответственность должна быть разделена на тех, кто проверяет (инвентаризаторы), кого проверяют (материально ответственные) и тех, для кого проводят проверку (собственник или администратор предприятия).

Лица, действительно заинтересованные в настоящей работе, потребуют от инвентаризаторов переписать все предъявленное имущество и представить это в инвентаризационной описи. Бухгалтерия, в свою очередь, проставит в сличительной ведомости учетные данные, к которым припишут натуральные показатели и затем выведут остатки.


Чтобы избежать фальсификации результатов инвентаризации, приступая к своим обязанностям, опытные инвентаризаторы складывают от каждого вида ценностей несколько единиц (сколько - никому не должно быть известно) в мешки, пломбируя их. В итоге ни проверяющие, ни проверяемые не знают настоящих остатков. После этого в описях заинтересованными работниками склада пересчитываются и переписываются фактические остатки, но только без изъятых на время вещей. Лишь когда натуральные остатки будут дополнены данными, взятыми из мешков по снятию пломб, можно будет сопоставить их со сличительной ведомостью. Решающее значение при инвентаризации имеет заинтересованность в ее результате. В противном случае – во избежание лишнего шума, подлинные результаты работы могут быть скрыты администраторами от собственника.
 Периодичность проведения инвентаризации может быть установлена руководителем предприятия, также есть целый ряд условий, при которых ее проводить просто необходимо.

Если меняется форма собственности, предприятие ликвидируется и т.п. обязательно нужно проведение инвентаризации . Кроме этого, при проведении квартального или годового отчета, и других периодических отчетов нужно обязательно проводить инвентаризацию, чтобы составить акт. Всегда за всеми материальными ценностями закрепляется работник или работники, которые несут материальную ответственность за них, поэтому при смене работника, который за данные ценности отвечает, всегда нужно проводить инвентаризацию. Еще одна причина проведения инвентаризации- это стихийные бедствия, пожары, и иные чрезвычайные ситуации.

Если это торговая точка и персонал работает посменно, работники отделов при пересмене так же обязательно делают инвентаризацию. Это дает возможность выявить количество товара, и при необходимости заказать его у поставщиков.

В ходе инвентаризации проверяются складские помещения, производственные участки и особенно торговые площадки, на которых сосредоточен товар для продажи. Также в обязательном порядке проводится инвентаризация кассовых зон и касс. После инвентаризации составляется акт, который подписывают сначала все материально ответственные лица, после чего он отправляется на подпись руководителю предприятия.

В соответствии с действующим законодательством, для некоторых видов имущества организации установлены сроки инвентаризации:

- для основных средств допускается проведение инвентаризации один раз в три года


- библиотечных фондов — один раз в пять лет

- в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним местностях допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.

2. Инвентаризация кассы

При проведении инвентаризации, в первую очередь рекомендуется проводить инвентаризацию кассы, в целях обеспечения фактора внезапности.

Главной задачей проведения инвентаризации кассы является проверка соблюдения правил хранения наличных денежных средств в кассе организации, а также соблюдение требований, предъявляемых к первичной документации, соответствие остатка по кассовой книги на текущую дату фактическому.

Для обобщения информации о наличии денежных средств в организации в бухгалтерском учете используют счет 50«Касса».

К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

50-1«Касса организации» - используется для учета денежных средств в кассе организации. Если в организации имеют место кассовые операции с использованием иностранной валюты, должны быть открыты соответствующие субсчета для раздельного учета каждой наличной иностранной валюты;

50-2«Операционная касса» - используется для учета наличия и движения денежных средств товарных контор, эксплуатационных участков, остановочных переправ, билетных и багажных касс портов, вокзалов и т.д.;

50-3. «Денежные документы» - используется организациями для учета находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственных пошлин, вексельных марок и т.д.

При проведении пересчета денежных знаков в кассе организации следует помнить, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на территории Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом РФ является рубль. Если в кассе организации присутствует иностранная валюту, необходимо провести ее пересчет в рубли по курсу на момент проведения инвентаризации по каждому из видов валюты. Полученные в ходе пересчета данные заносятся в опись по отдельным вида валюты, например евро или доллары США.

Порядок ведения кассовых операций, а также порядок хранения и расходования денежных средств регламентируется в настоящее время Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации в Российской Федерации от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Согласно данному Порядку, независимо от форм собственности предприятия, объединения, организации и учреждения обязаны хранить свободные денежные средства в специализированных учреждениях банков (банках).