Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала (Технологический цикл подбора персонала).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технологический цикл подбора персонала.
1.1 Планирование актуальной потребности в кандидатах.
1.2 Анализ факторов - результатов перемещений и переводов.
1.3 Анализ источников факторов и предложений внутри системы-фирмы.
2.1 Изучение технологии подбора персонала на предприятии.
· люди, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
· люди, получающие пенсии по инвалидности (2-й, 3-й группы);
· люди, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
· люди, отчаявшиеся найти работу;
· люди, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Когда перед организацией встает вопрос о приеме новых работников, возникают две проблемы: где искать потенциальных работников на вакантные места (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях.
Имеются два возможных источника набора: внутренний (работники самого предприятия) и внешний (из людей, до того не связанных с организацией).
Внутренний найм связан с изменением существующих трудовых отношений путем внутреннего перемещения, целевого развития персонала, использования резерва; а также изменениями в работе путем: внедрения сверхурочных; переноса отпусков; многосменного режима работы.
Внешний найм связан с заключением новых трудовых отношений на основе посредничества в отборе, объявлений в СМИ, биржи труда.
Сами методы набора персонала из внешних источников могут быть активными и пассивными.
Активные методы. К ним обычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение.
Вербовка персонала - налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качества потенциальных сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству.
Непосредственная вербовка сотрудников происходит в учебных заведениях; у конкурентов; через государственные центры занятости и частные посреднические фирмы, работающие преимущественно со специалистами высокой квалификации; с помощью личных связей работавшего персонала; путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях.
Организация посылает работника, называемого «вербовщик», который в студенческой среде проводит беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь организации. Одновременно с визитом вербовщика печатаются и распространяются брошюры и другие материалы.
Пассивные методы удовлетворения потребностей в персонале используются преимущественно в противоположной ситуации, т.е. при высоком предложении рабочей силы.
Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
Для организации успешных рекламных кампаний по привлечению персонала важно правильно выбрать соответствующее средство массовой информации с учетом потребности в кадрах, необходимой степени адресности, затрат.
Проблемы комплексного исследования в данной части:
- Неточности в определении комплексного профиля кандидата
- Разноплановые оценки в процессе собеседования со стороны ответов кандидата по факторам опроса
- Не однозначные решения кандидата в части ответственности по факторам должности
- Этапы профессионального делопроизводства персонала.
Профессиональный процесс отбор кадров в системной компании — это наиболее значительный этап цикла подбора персонала и включает следующие этапы:
· конституирование кадровой комиссии;
· формализация требований к рабочим местам;
· публикации о вакансиях в средствах распространения информации;
· медицинское обеспечение качества здоровья и работоспособности кандидатов;
· оценку кандидатов на устойчивость по мере психологических критериев;
· критику увлечений и вредных зависимостей кандидатов;
· комплексную экспертизу кандидатов в рейтинге и формирование окончательного перечня кандидатов;
· заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;
· утверждение позиции, заключение договора;
· документооборот - оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата.
Перечень стандартных документов для приема и оформления на работу в компанию: контрольный листок по учету кадровой позиции (резюме); персональное заявление о приеме на работу; трудовая книжка; рекомендательное письмо (характеристика); копия документа диплома (об образовании); фото кандидата; бизнес-план для коммерческих позиций.
После этапа оформления документов кадрового делопроизводства и передачи их в отдел персонала крайне важно провести комплексную экспертизу потенциала и профессиональных качеств кандидатов. Объем и степень дифференциала оценки зависят от категории кандидата и важности его позиции.
Чем выше уровень управления, тем точнее должна быть детализация и достоверность экспертизы. Как правило, на это уходит 2-3 недели. По факту анализа, оценки и положительного решения о приеме на позицию руководителем предприятия в отделе кадров оформляются следующие документы:
· приказ о приеме на работу;
· трудовой договор сотрудника;
· должностная инструкция;
· договор о полной материальной ответственности (для материально-ответственных лиц);
· акт - приемки-передачи рабочего места (материальных ценностей.)
-
- Собеседование.
Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. Важно к нему серьезно подготовиться и знать известные методы:
1. Британский метод основан на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии. Немолодые джентльмены, сидящие вокруг стола из красного дерева, интересуются родословной, традициями семьи и местом, где он получил образование.
2. Немецкий метод основан на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных ученых, руководителей, политиков. Экспертная комиссия из компетентных специалистов анализирует представленные документы с рекомендациями и следит за правильностью их оформления. Кандидаты на вакантные должности проходят целый ряд обязательных строгих процедур, разделенных во времени. Устройство на работу достаточно сложное дело.
3. Американский метод сводится к проверке интеллектуальных способностей, психологическому тестированию с использованием компьютеров и наблюдению за кандидатами в неформальной обстановке. Например, во время уик-энда, презентации, званого обеда. При этом обращается большое внимание на потенциал человека и недостатки его личности, что не всегда подтверждает возможность работы подобранного таким способом менеджера в команде. Однако он позволяет выявить скрываемые недостатки личности, которые могут быть недопустимы для работы в конкретной фирме.
4. Китайский метод основан на письменных экзаменах и имеет исторические традиции со времен династии Мин. Кандидаты пишут ряд сочинений и поэм, доказывая знание классики, легкость стиля и слога письма, знание истории. Успешно сдавшие все экзамены, а таких набирается несколько процентов от участвующих в конкурсе, пишут заключительное сочинение на тему текущей политики. Выдержавшие и этот экзамен становятся чиновниками, их служебное положение зависит от полученной отметки.
Собеседование преследует две главные цели: помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности; помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы
Число кандидатов, приглашаемых для собеседования, зависит в определенной степени от того, сколько времени выделено на его проведение. Главная цель — обеспечить отбор наилучших претендентов для включения в окончательный список. Эту задачу нужно решать систематически и использовать подготовленный ранее набор «минимальных» и «идеальных» критериев для принятия решения. Если модель рабочего места составляется заранее, то в нее необходимо включить как общие, так и узкопрофессиональные требования.
Традиционно число кандидатов в окончательном списке должно быть не более 5. Обоснованием этой цифры, по-видимому, является тот факт, что это максимальное число человек, с которыми можно эффективно проводить собеседования в течение рабочего дня с учетом временных потерь, связанных с транспортом, перерывами между собеседованиями и принятием решений по завершении бесед. Может оказаться, что у вас не будет даже 5 заявлений, но вы все же должны рассмотреть их в один день. Если ни один из кандидатов вам не подошел, то следует снова дать объявление или пересмотреть предъявляемые вами требования к кандидатам.
В состав комиссии по собеседованию небольшой организации входят: директор предприятия, начальник отдела кадров, юрисконсульт, социальный психолог, руководитель подразделения, в которое принимается кандидат.
Планирование собеседования делает менее вероятным принятие преждевременного интуитивного решения на ранних стадиях опроса. Важно, чтобы подготовили общий план проведения собеседования и все опрашивающие были с ним ознакомлены и четко представляли себе темы проводимого опроса. Насколько возможно, определите круг вопросов в рамках общего плана и времени собеседования. Опыт проведения собеседования очень важен, поэтому целесообразно провести репетицию со своими помощниками, чтобы убедиться в готовности к предстоящему собеседованию.
Важно добиться того, чтобы кандидат говорил в течение первых нескольких минут. Это можно сделать, задавая общие вопросы, касающиеся биографии или семейного положения, на которые большинство кандидатов с готовностью ответят, что поможет растопить возможный лед начального недоверия. Стоит избегать длинной вступительной лекции о предприятии или о самой работе, поскольку это может позже вызвать льстивые или определенным образом ориентированные ответы. Используя умение задавать вопросы, выслушивать, управлять беседой и подводить итоги, можно провести собеседование в соответствии с планом и обеспечить объективность подхода к кандидатам. Кроме того, если предлагаемая работа требует определенных наблюдаемых и измеряемых навыков, может быть полезной их практическая демонстрация или проверка как часть процесса отбора. Само по себе собеседование не позволяет проверить наличие профессиональных навыков, таких, как умение печатать на машинке, продавать товары или выполнять определенную ручную работу. Для решения этой задачи был бы более полезен некоторый простой тест. Провести тест на умение работать с клавиатурой достаточно легко, однако можно ограничиться следующими вопросами: С какой скоростью Вы набираете текст? Какими инструкциями по компоновке текста и точности набора Вы руководствуетесь?
Подобные вопросы позволят получить такую же информацию, как и при проведении относительно простого теста.
Когда все вопросы рассмотрены, важно дать кандидату возможность задать свои собственные вопросы в связи с новой работой. Это также дает ценную информацию о том, какие факторы приоритетны для кандидата. Важно отложить данный разговор на конец собеседования, чтобы информировать претендента об особенностях работы лишь после того, как кандидат ответит на вопросы о своих способностях, прошлых достижениях и опыте. Также необходимо дать ему возможность сообщить дополнительную информацию, которая могла бы быть полезной, но не затрагивалась в основной части собеседования. На заключительном этапе беседы важно достаточно подробно обговорить основные условия будущего сотрудничества.
2.1 Изучение технологии подбора персонала на предприятии.
Набор кадров заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться в ОАО «ХХХ» буквально по всем специальностям конторским, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. Набор на ОАО «ХХХ» ведут из внешних и внутренних источников.
2.2 Внешний подбор, отбор и набор
К инструментам внешнего набора, которые применяются на ОАО «ХХХ», относятся:
1. публикация вакансии в средствах массовой информации – hh.ru и других сайтах по класса job.ru и т.д.. Основное преимущество такого подхода привлечения кандидатов - широкий посыл в информационное пространство кандидатов среди населения при относительно низкобюджетных первоначальных издержках.
2. Само актуализирующиеся кандидаты. Для того, чтобы само проявившихся кандидатов стало больше компания проводит “мероприятия открытых дверей“, вовлекая всех желающих ознакомиться с компанией, условиями и возможностями прогресса и т.д.
3. Визиты в институты и профильные учебные заведения.
4. Федеральные агентства занятости (биржи труда).