Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала (Теоретическое аспекты подбора персонала)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика “Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации”. Методика предназначена для выявления преобладающего способа реагирования человека на конфликтные ситуации. Она может применяться для прогнозирования направленности процесса адаптации конкретной личности в новом коллективе и при комплектовании малых групп, когда необходим тщательный отбор на специальности, требующие активного взаимодействия и взаимопонимания членов группы.

Тип поведения индивида в конфликтной ситуации определяется путем выявления его склонности к соперничеству или сотрудничеству, избеганию или приспособлению, а также компромиссному решению спорного вопроса. Выделяют пять способов регулирования межличностных конфликтов:

- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

- компромисс;

- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Данная методика полностью подходит для нашего эксперимента, так как позволяет выделить лиц с агрессивной манерой самоутверждения и тем самым предотвратить конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в коллективе.

Количество баллов, набранных обследуемым, по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Проективная методика “Ассоциативный рисуночный тест”. Этот рисуночный тест является сборным, стимульный материал которого был составлен на основе ряда графических те­стов. Как показал опыт применения методики APT, с ее помощью можно выявить следующие свойства личности и поведения, специфику ориентировки в окружающей среде, агрессию, особенности поведения в группе и общения, особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций, актуальные пробле­мы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации. Качественные характеристики представления человека о самом сe6e.

2.2 Описание результатов исследований


Для проведения эксперимента, отбирались кандидаты при приеме на службу в органы внутренних дел.

С каждым из испытуемых были проведены методики такие как:

  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
  • Личностный опросник «Нервно-психической неустойчивости-акцентуации»
  • Методика «Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации»
  • Проективная методика «Ассоциативный рисуночный тест»

В таблице 1 описаны показатели многоуровнего личностного опросника «Адаптивность», где представлены шкалы:

- нервно – психической устойчивости (НПУ);

- коммуникативных способностей (КС);

- моральной нормативности (МН);

- личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Таблица 2

Данные по методике «Адаптивность»

Испытуемый

Результат

Мартынов В.В.

1. Личностный адаптивный потенциал - 17 баллов, что говорит о высокой адаптации. Достаточно быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью.

2. Нервно-психическая устойчивость – 7 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности.

3. Коммуникативные способности – 11 баллов, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими.

4. Моральная нормативность – 3 балла, реальное оценивание своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил.

Вигуп Е.И.

1. Личностный адаптивный потенциал - 62 балла, что говорит о очень низкой адаптации. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 53 балла, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность.

3. Коммуникативные способности – 22 балла, низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднен в построении контактов с окружающими, возможны проявления агрессивности.

4. Моральная нормативность – 16 баллов, невозможность адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Журавлев А.И.

1. Личностный адаптивный потенциал - 68 баллов, очень низкая адаптация, психическое состояние охарактеризуем как пограничное, возможность нервно-психических срывов велика. Конфликтен, способен на асоциальные поступки. Требует внимания психолога части.

2. Нервно-психическая устойчивость – 39 балла, уровень ниже среднего в поведенческой регуляции, отсутствие адекватной самооценки.

3. Коммуникативные способности – 18 баллов, довольно низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта.

4. Моральная нормативность – 13 баллов, неспособность правильно оценивать свою роль и место в коллективе, несоблюдение правил и норм.

Матвеев С.А

1. Личностный адаптивный потенциал - 55 балла, достаточно низкая адаптационная реакция. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 29 баллов, средний уровень поведенческой регуляции, средне-адекватная самооценка и реакция восприятия происходящего вокруг него.

3. Коммуникативные способности – 9 баллов, выше среднего выраженность коммуникативных способностей и построения новых контактов.

4. Моральная нормативность – 11 баллов, среднее достижение в реальном восприятии своего места в коллективе.

Кузнецов Е.А.

1. Личностный адаптивный потенциал - 62 балла, что говорит о очень низкой адаптации. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 40 баллов, уровень ниже среднего в поведенческой регуляции, отсутствие адекватной самооценки.

3. Коммуникативные способности – 15 баллов, средне выраженные коммуникативные способности, возможность устанавливать контакты с сослуживцами, окружающими присутствует.

4. Моральная нормативность – 7 баллов, может оценивать действительность происходящую с ним.

Ершов М.В.

1. Личностный адаптивный потенциал - 72 балла, очень низкая адаптация к новым условиям. Обладает, по акцентуациям характера, некоторыми признаками психопатий, высокий уровень преобладания нервных срывов. Нуждается в особом наблюдении психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 46 баллов, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность.

3. Коммуникативные способности – 11 баллов, довольно низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта.

4. Моральная нормативность – 12 балла, относительно средняя моральная нормативность, не полностью оценивает происходящие с ним и не видит свою роль и место в коллективе.

Барсовин Ю.Н.

1. Личностный адаптивный потенциал - 65 баллов, низкая адаптация. Обладает явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Требует особого внимания психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 44 балла, достаточно низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность.

3. Коммуникативные способности – 17 баллов, низкие коммуникативные способности, невозможность находить общие темы для разговоров с сослуживцами.

4. Моральная нормативность – 8 балла, средний результат самооценки и происходящего вокруг. Способность к соблюдению общепринятых правил и норм.

Щиплецов А.А.

1. Личностный адаптивный потенциал - 19 баллов, что говорит о достаточно высокой адаптации. Достаточно быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью.

2. Нервно-психическая устойчивость – 7 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности.

3. Коммуникативные способности – 11 баллов, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими.

4. Моральная нормативность – 4 балла, реальное оценивание своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил.

Свистунов А.В.

1. Личностный адаптивный потенциал - 26 баллов, что говорит о достаточно высокой адаптации. Быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях и поставленных целях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью.

2. Нервно-психическая устойчивость – 9 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности.

3. Коммуникативные способности – 9 баллов, выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими.

4. Моральная нормативность – 8 балла, средний результат для оценивания своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил.

Егоров В.О.

1. Личностный адаптивный потенциал - 60 баллов, низкая адаптация. Обладает явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Требует особого наблюдения психолога.

2. Нервно-психическая устойчивость – 58 балла, очень низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность. Наглядная склонность к нервно-психическим срывам.

3. Коммуникативные способности – 15 баллов, низкие коммуникативные способности, невозможность находить общие темы для разговоров с сослуживцами.

4. Моральная нормативность – 12 балла, низкий результат самооценки и происходящего вокруг. Не стремится к соблюдению общепринятых правил и норм.


В результате исследования выявлено, что 6 испытуемых нуждаются в особом наблюдении психолога, так как являются личностями с низким адаптивным потенциалом.

В таблице описаны показатели личностного опросника «Нервно-психической неустойчивости – акцентуации», имеет следующие шкалы:

- нервно-психической неустойчивости;

- истерии;

- психастении;

- психопатии;

- паранойи;

- шизофрении.

Таблица 3

Данные обследования по методике «Личностный опросник нервно-психической неустойчивости – акцентуации»

ФИО

НПН

Истерия

Психасте

ния

Психопа

тия

Паранойя

Шизофрения

Барсовин Ю.Н.

11баллов высокий

22 балла

средний

6 баллов

средний, к норме

18 баллов

средний, к высокому

9 баллов

средний, к норме

7 баллов

средний, к высокому

Кузнецов Е.А

11баллов высокий

29 баллов

высокий

6 баллов

средний, к норме

23 балла

высокий

5 баллов

норма

8 баллов

средний, к высокому

Ершов

М. В.

13баллов

очень высокий

33 балла

очень

высокий

9 баллов

средний

25 баллов

высокий

11 баллов

средний

10 баллов

очень высокий

Щиплецов А.А.

4 балла

норма

11 баллов

норма

4 баллов

норма

9 баллов

норма

8 баллов

норма

3 балла

норма

Свистунов А.В.

6 баллов

средний

14 баллов

средний, к норме

9 баллов

средний

10 баллов

норма

10 баллов

средний

4 балла

средний,

к норме

Мартынов В.В.

3 балла

норма

9 баллов

норма

4 баллов

норма

6 баллов

норма

7 баллов

норма

2 балла

норма

Матвеев Е.А.

9 баллов средний

22 балла

средний

11 баллов

средний

18 баллов

средний, к высокому

9 баллов

средний, к норме

7 баллов

средний, к высокому

Журавлев А.И.

11баллов высокий

28 баллов

высокий

6 баллов

средний, к норме

23 балла

высокий

6 баллов

норма

8 баллов

средний, к высокому

Вигуп Е.И.

12баллов высокий

30 баллов

высокий

18 баллов

средний, к высокому

23 балла

высокий

13 баллов

высокий

8 баллов

средний, к высокому

Егоров В.О.

12баллов высокий

18 баллов

средний

31 баллов

очень

высокий

30 балла

высокий

13 баллов

высокий

15 баллов

очень высокий


Таким образом, по данным стенов, этой методике выявлено, что у 6 испытуемых наблюдается нервно-психическая неустойчивость.

В таблице показаны результаты по Методике “Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации”, где представлены шкалы:

- соперничество;

- сотрудничество;

- компромисс;

- избегание;

- приспособление.

Таблица 4

Данные обследования по методике «Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации»

ФИО

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Свистунов А.В.

4

9

7

3

7

Барсовин Ю.Н.

4

4

9

6

7

Кузнецов Е.А.

5

5

6

4

6

Ершов М.В.

7

3

5

5

4

Щиплецов А.А.

4

9

7

3

7

Мартынов В.В.

3

10

7

2

8

Матвеев Е.А.

5

5

6

4

6

Журавлев А.И.

7

4

8

5

4

Вигуп Е.И.

4

4

9

6

5

Егоров В.О.

5

4

7

7

5

По данным результатам можно сделать вывод, что 7 испытуемых, в конфликтной ситуации, выражено, стремление уступать в одном в обмен на другое, то есть компромисс.

В таблице показаны результаты по Проективной методике “Ассоциативный рисуночный тест”, где мы можем интерпретировать такие стороны как:

- свойства личности;

- особенности поведения;

- специфику ориентировки в окружающей среде;

- агрессию;

- особенности поведения в группе;

- типичные формы поведения в конфликтной ситуации;

- взаимоотношение с противоположным полом.

Таблица 5

Данные обследования по Проективной методике «Ассоциативный рисуночный тест»

Испытуемый

Результат

Мартынов В.В.

(см.приложение 4)

Эмоционально устойчив, адекватно переносит нагрузки легко восстанавливается, самооценка с тенденцией к завышению, агрессия может носит вербальный характер, как защитный механизм.

Вигуп Е.И.

(см.приложение 5)

Эмоционально неустойчив, признаки психопатии, избыток эмоциональных колебаний, своенравен, неуверен в себе, агрессивен в конфликтных ситуациях, склонность к импульсивным действиям, недостаточный самоконтроль, демонстративен, обидчив.

Журавлев А.И.

(см.приложение 6)

Эмоционально неустойчив, психическое состояние охарактеризуем как пограничное, возможность нервно-психических срывов велика. Конфликтен, способен на асоциальные поступки, отсутствие адекватной самооценки, низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта.

Матвеев С.А

(см.приложение 7)

Эмоционально незрел, склонен к агрессивной манере самоутверждения, упрям, своенравен, склонен к непостоянству, эгоцентричен, потребность в социальном признании, склонность к антисоциальному поведению. Агрессивен в межличностных контактах.

Кузнецов Е.А.

(см.приложение 8)

Эмоционально незрел, тревожен, склонность к пессимизму, проявление вспыльчивости, агрессии в нестабильных конфликтных ситуациях, важность мнения окружающих о себе, вероятно антисоциальное поведение.

Ершов М.В.

(см.приложение 9)

Эмоционально неустойчив, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность, низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта.

Барсовин Ю.Н.

(см.приложение 10)

Эмоционально неустойчив, категоричен, несамостоятелен, зависим, в нестабильных конфликтных ситуациях возможна вербальная агрессия. Самооценка неустойчивая.

Щиплецов А.А.

(см.приложение 11)

Обладает высокой эмоциональной устойчивостью, высокая самооценка и реальное восприятие действительности, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты.

Свистунов А.В.

(см.приложение 12)

Обладает высокой эмоциональной устойчивостью, выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты, агрессия носит защитный характер, проявляется вербально, категоричен. Самостоятелен, осторожен.

Егоров В.О.

(см.приложение 13)

Эмоционально незрел. Самооценка неадекватно завышена. Сложности в построении взаимоотношений, неагрессивен, признаки инфантилизма. Несамостоятелен.


По полученным данным можно судить, что проективная методика лишь дополняет полученные ранее результаты, можно выделить 6 испытуемых которым будет отказано в приеме на службу, так как их эмоциональные, коммуникативные и личностные особенности не зрелы.

2.3 Анализ экспериментально - психологического исследования

В рамках данной практической работы гипотеза - «психологические особенности и характеристики кандидатов не всегда соответствуют функ­циональным условиям службы в органах внутренних дел» должна быть опровергнута или подтверждена. Для этого было проведено экспериментально – психологическое исследование. Основной задачей исследования явилось рассмотрение конкретных индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидата на службу, выявление негативных черт характера и возможного проявления нервно-психической неустойчивости.

Экспериментально – психологическому исследованию было подвергнуто 10 человек, являющихся кандидатами на службу в органы внутренних дел.

В целом, задания выполнялись по инструкции. Перед проведением исследования проводилась беседа и анкетирование с испытуемыми. Спрашивалось его согласие на эксперимент, собиралась информация о самом испытуемом. Во всех случаях было получено информированное согласие.

Таблица 6

Результат проведенной работы по методике « Адаптивность»

60% испытуемых

Очень низкая адаптация. Личности с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположены к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности, с низким уровнем коммуникативных способностей, затрудненность в построении контактов с окружающими и повышенной конфликтностью. Требуют особого наблюдение психолога.

30% испытуемых

С высокой адаптацией. Достаточно быстро вливаются в коллектив, легко и адекватно реагируют в ситуациях. Быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

10% испытуемых

Лица удовлетворенной адаптации. Обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Возможны асоциальные поступки, проявления агрессии и конфликтности. С невысокой эмоциональной устойчивостью.