Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала (Теоретическое аспекты подбора персонала)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое аспекты подбора персонала
1.1 Психологические аспекты подбора персонала
1.2. Специфика отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование
2.1 Задачи и содержание, методика проведения эксперимента
2.2 Описание результатов исследований
1.2. Специфика отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел
В настоящее время профессиональный отбор в органы внутренних дел, то есть процедура, в результате которой принимается решение о годности кандидата к службе, состоит, как правило, из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых решается вопрос о годности кандидата к службе по определенным критериям отбора. Решение о непригодности кандидата, принятое на любом этапе, как правило, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, то есть каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности. Одним из таких этапов является психологический отбор, который в значительной мере ориентирован на выявление психопатологии, чем на определение профессионально важных качеств. [6, С. 219]
Органы внутренних дел являют собой сложную структуру, многочисленные должности, специальности, профессии в органах внутренних дел следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, которые характеризуются следующими признаками: многообразием и сложностью профессиональных задач; наличием служебных (включая боевые) ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач связано с риском и опасностью для жизни; высоким уровнем психической напряженности труда; жесткими временными ограничениями для достижения требуемого профессионального уровня; повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки; высокой вероятностью причинения профессионалом вреда другим людям. Сложные виды профессиональной деятельности в системе органов внутренних дел предъявляют наряду с жесткими требованиями к состоянию соматического и психического здоровья очень высокие психологические требования к кандидату, связавшему свой профессиональный выбор с деятельностью органов внутренних дел. Другими словами, сложные профессии делают необходимым проведение психологического отбора, кроме того существует так называемая профессиональная проба или стажировка, окончательное решение о приеме на службу принимается только после наблюдения за работой кандидата в течение определенного времени. [2, С. 63]
Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел России осуществляется в целях обеспечения их качественного комплектования, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников, и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.
Основные задачи профессионального психологического отбора:
- выявление среди кандидатов лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
- оценка психологической пригодности к деятельности;
- оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов, после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
- выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.
Работа в органах внутренних дел является специфической, сопряженной с риском и нахождением в экстремальных ситуациях. Отбор кандидатов производиться по четко сформулированным критериям:
- интеллектуальные качества должны способствовать пониманию целей служебной деятельности, ее специфических особенностей, самостоятельности выбора способа решения и прогнозирования развития ситуации;
- контроль поведения должен соответствовать реакции окружающих, изменению обстановки и задач как в обычных условиях служебной деятельности, так и в экстремальных ситуациях;
- мотивационная направленность должна соответствовать профессионально одобряемой;
- коммуникативные качества должны обеспечивать стиль общения, адекватный специфике конкретной служебной деятельности.
- уровень физического развития и состояние функциональных систем должны обеспечивать физическую и психическую работоспособность, определяемую условиями службы. [11, С. 53]
Не принимаются на службу в органы внутренних дел лица имеющие выраженные признаки дезадаптации с высокой вероятностью развития заболеваний, неудовлетворительную мотивацию к службе, негативные личностные особенности, асоциальные формы поведения.
Ход психодиагностического исследования соответствует правилам и основам. После проведения психодиагностического исследования кандидата на службу в органы внутренних дел, психолог дает психологическую характеристику по основным личностным критериям, наличие которых предусмотрено в данном виде деятельности:
Мотивы поступления на службу.
Уровень и особенности интеллекта.
Самооценка.
Коммуникативные качества.
Эмоционально-волевые качества.
Другие личностные качества.
Физиологические особенности.
Выявленные при психологическом обследовании негативные данные (психопатологическая наследственность, перенесенные суицидальные попытки, неадекватные поведенческие реакции, склонность к алкоголизации, факты употребления психоактивных веществ), а также другая отрицательная информация.
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование
2.1 Задачи и содержание, методика проведения эксперимента
Следует отметить, что психологическое изучение кандидатов на службу представляет одно из направлений профессиональной деятельности психолога. Необходимость данной работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях кандидатов для их наиболее рационального должностного распределения, а также рационального обучения и воспитания. Однако лишь целенаправленное и систематическое взаимодействие командиров подразделений и психолога способно обеспечить эффективность деятельности по данному вопросу. Вот почему каждый офицер должен знать основные этапы изучения индивидуальных психологических особенностей кандидатов, их общее содержание, а также используемую в этих интересах систему методов.
Целью эксперимента - является рассмотрение конкретных интеллектуальных, индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидатов на службу, выявление негативных черт характера и возможного проявления нервно-психической неустойчивости.
Исходя из данной цели, можно сформулировать и соответствующие задачи эксперимента:
- Подбор психодиагностических методик для исследования кандидатов.
- Формирование выборки испытуемых в количестве 10 человек.
- Проведение эксперементально-психолгического исследования.
- Анализ индивидуально-психологических особенностей лиц, с обнаружившимися признаками нервно-психической неустойчивости и возможным проявлением негативных черт характера.
Так как эксперимент заключается в выявлении лиц, с признаки нервно-психической неустойчивости и возможным проявлением негативных черт характера, использовалась такая методика как: Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (см. приложение 1).
Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО) разработан сотрудником ВМедА А.Г.Маклаковым (1993), и предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития. Он используется для решения задач профессионально-психологического отбора и психологического сопровождения профессиональной деятельности военнослужащих.
МЛО рассчитан на использование специалистами с различным уровнем профессиональной подготовки: офицеров по работе с личным составом, психологов, психофизиологов и психиатров. В зависимости от подготовки пользователя результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений (“годен” – “не годен”) до подробной личностной характеристики.
Теоретической основой теста является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознаёт мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, понижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.
Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельности. На основании анализа литературных данных и мнения специалистов-экспертов в области психодиагностики, а также по результатам экспериментальных исследований к таким характеристикам могут быть отнесены: уровень нервно-психической устойчивости и поведенческая регуляция; коммуникативные качества; степень ориентации на общепринятые морально-нравственные нормы поведения.
Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. В этом и состоит индивидуальность человека. Однако можно выделить некоторый “интервал” ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый “интервал” отношений человека к тому или иному явлению, касающийся, прежде всего, категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм.
Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, “Я–концепции” и др. Поэтому система регуляции - это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Следующей характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности. Не менее важным является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
Таким образом, данный тест оценивает адаптационные возможности индивида, исходя из особенностей не только психологического, но и нравственного развития, что позволило практически объединить в одном тесте теоретические положения различных психологических школ относительно проблемы адаптации.
В эксперименте так же использовался Личностный опросник нервно-психической неустойчивости – акцентуации.
Опросник разработан К.Н.Поляковым, А.Н.Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.