Файл: Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения коммерческих рисков
1.1 Понятие рисков в экономике
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками.
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ЗДОРОВЬЕ»
ООО «ЗДОРОВЬЕ», которое работает в городе Москва, открылось в 2000 году, а первого пациента приняла 3 марта 2001 г., существует в виде общества с ограниченной ответственностью, имеет Устав, лицензию на медицинскую деятельность. Предоставляемые услуги оказываются на платной основе населению.
Виды предоставляемых услуг:
- Стоматология: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология и т.д.;
- Косметология: уход за лицом, уход за телом, аппаратная стоматология, инъекционная стоматология, неврология и т.д.
Структура управления клиникой представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Структура управления ООО «Здоровье»
Данная структура является линейно-функциональной, что обеспечивает простоту и организованность управления
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
Как уже было отмечено выше, коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Оценка коммерческих рисков будет проводиться экспертным путем. Экспертные оценки будут включать балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 - невероятное событие; 5 - реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 - отсутствие ущерба; 5 - ущерб, равный величине активов предприятия).
Для начала рассмотрим коммерческие риски, связанные с воздействием так называемых форс-мажорных обстоятельств. В частности, они включают военные действия, мятеж, гражданские беспорядки, восстания, несчастный случай, пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, стихийное бедствие, забастовку, конфликты между предпринимателями и рабочими, дефицит необходимых деталей, материалов, рабочей силы или транспорта, случаи введения эмбарго, ограничения, вызванные карантином, невозможностью получения импортных и/или экспортных лицензий или же их аннулирование. Форс-мажорные обстоятельства рассматриваются как в отношении РФ, так и в отношении стран, в которых находятся основные производственные мощности поставщиков климатической техники. Вероятность возникновения оценивается как 1; ущерб от возможной реализации рискового события достаточно велик - 4.
ООО «ЗДОРОВЬЕ» является одним из ведущих игроков рынка продаж услуг по косметологии. В то же время следует отметить, что клиника «ЗДОРОВЬЕ» отмечается довольно высокой степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных фирм. Таким образом, возникает риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на услуги по косметологии вследствие вытеснения его конкурирующими товарами. Вероятность наступления равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией. Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией товара фирмы.
Риск зависимости от поставщиков, связанный с ограничением поставок товара, диктованием условий сделки, наличием других рычагов воздействия, оценивается невысоко с точки зрения вероятности. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции. Вероятность наступления события равна 1; ущерб от наступления, включающий расходы на поиск нового поставщика, заключение договора, либо увеличение цены сделки в случае принятия условий поставщика, равен 2.
Также существует риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса. Частично воздействие данного риска смягчается за счет широкого ассортимента предлагаемых услуг, однако существуют демисезонные периоды, во время которых объем продаж косметологических услуг существенно снижается. Вероятность наступления события оценивается как 5 (регулярно происходит); ущерб от наступления события оценивается как 2 - вследствие той же диверсифицированности ассортимента.
Риск отказа клиента от оплаты услуг возникает крайне редко. Таким образом, вероятность возникновения риска оценивается как 1, величина возможного ущерба также равна 1.
Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя. В отношении физических лиц данный риск практически нереализуем и связан с очень малой величиной убытков. Так же в некоторых случаях фирма теряет средства в размере дохода от альтернативного вложения данных денежных средств, а также инфляции. В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3 (с учетом кризисного состояния экономики); величина возможного ущерба - 3.
Риск, связанный со снижением качества товара в процессе транспортировки, хранения, осуществляемого силами клиники «ЗДОРОВЬЕ». Вероятность возникновения данного рискового события (без учета нормы брака) равна 2, что связано с высоким профессиздоровьелизмом персздоровьела, контролем, регламентированностью, качеством перечисленных этапов процесса обращения. Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию либо замену товара, неустойку, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, зарплату; здоровье также равна 2.
Далее рассмотрим риск, связанный с повышением закупочной цены товара. Вероятность наступления рискового события достаточно высока 4, что связано, прежде всего, с высоким темпом инфляции. Возможный ущерб от возникновения события оценивается невысоко 1.
Риск, связанный с работой персздоровьела предприятия. Прежде всего, он связан с неверным анализом и прогнозированием конъюнктуры рынка сбыта; неэффективной организацией маркетинговой деятельности предприятия. Вероятность наступления такого события довольно низка 1, что обусловлено профессиздоровьелизмом и высоким уровнем компетенции персздоровьела, регулярным повышением квалификации, заинтересованностью в повышении результатов работы предприятия. Величина возможного ущерба оценивается как 3, так как в случае реализации предприятие может понести расходы, связанные с невозможностью продажи товара.
Следует отметить, что, разумеется, были рассмотрены не все коммерческие риски, их перечень значительно превышает приведенный здесь. Однако, перечисленные выше виды коммерческих рисков относятся к наиболее значимыми, что обуславливает необходимость их оценки и выбора мер воздействия и профилактики.
Представим оцененные экспертным путем выявленные риски, а также их интегральную оценку (индекс риска), в виде таблицы 2.
Индекс риска, или ранг риска, определяемый по формуле (2).
Ir = P × I (2)
Где: Ir - индекс риска (интегральная оценка)
Р - вероятность возникновения риска;
I - ожидаемая величина потерь.
Индекс риска дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Степень воздействия показывает серьезность негативных последствий в будущем и показывает будущее развитие событий. Уровень риска характеризует степень его приемлемости для компании и показывает, нуждается ли риск в нейтрализации или нет. Если в деятельности предприятия выявляются недопустимые риски, то они обрабатываются в первую очередь.
Таблица 2.2
Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
№ п/п |
Вид коммерческого риска. |
Вероятность (балл) |
Ущерб (балл) |
Индекс риска |
1 |
Риск форс-мажорных обстоятельств. |
1 |
4 |
4 |
2 |
Риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами. |
2 |
3 |
6 |
3 |
Риск зависимости от поставщиков. |
1 |
2 |
2 |
4 |
Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса. |
5 |
2 |
10 |
5 |
Риск отказа клиента от оплаты. |
1 |
1 |
1 |
6 |
Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя. |
3 |
3 |
9 |
7 |
Риск, связанный со снижением качества товара в процессе обращения. |
2 |
2 |
4 |
8 |
Риск, связанный с повышением закупочной цены товара. |
4 |
1 |
4 |
9 |
Риск, связанный с работой персздоровьела предприятия. |
1 |
3 |
3 |
Исходя из таблицы 2 - Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ», наиболее значимыми рисками (по индексу риска) ООО «ЗДОРОВЬЕ» являются риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса; риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя, риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами.
Таким образом, были рассмотрены и оценены экспертным путем и выявлены наиболее значимые виды коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ».
2.3 Способ уменьшения коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
Чтобы достичь основной цели управления рисками необходимо знать, какие методы управления рисками могут быть использованы предприятием. В данный момент существует множество методов управления рисками. В целом существующие методы можно разделить на 6 групп: избежание, предупреждение, локализация, диссипация, передача, принятие.
Избежание риска – это решение не подвергаться определенному виду риска. Субъекты, применяющие этот метод, отказываются от деятельности, если есть хотя бы малейшее сомнение в ее эффективности. Такой способ реакции на данный риск является наиболее простым и радикальным, но, принимая решение об отказе от риска, следует понимать, что полное избежание риска невозможно или маловероятно, а также то, что возможная прибыль от принятия рискованных решений может значительно превысить возможные потери. В конце концов, избежание одного вида риска может привести к возникновению других его видов. Можно сказать, что отказ от действий, связанных с рисками, применим лишь в отношении наиболее крупных и серьезных рисков. В отношении рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ» в рамках данного метода можно порекомендовать отказ от ненадежных контрагентов - в частности, неплатежеспособных покупателей и поставщиков, не соблюдающих условия договора.
Сущность методов предупреждения рисков состоит в том, что необходимо проводить предупредительные мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления неблагоприятного события и минимизацию их негативных последствий. Для рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ» может быть предложено проведение предупредительных мероприятий, таких как планирование деятельности предприятия, целенаправленный маркетинг, обучение персздоровьела и другие мероприятия.
Методы распределения риска представляют собой более гибкие инструменты управления. К данной группе методов относятся различные варианты диверсификации, например, диверсификацию деятельности, я понимаемую как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента или спектра предоставляемых услуг, ориентирование на различные социальные группы потребителей. Диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства). Предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.