Файл: Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения коммерческих рисков
1.1 Понятие рисков в экономике
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
Так, среди коммерческих рисков выделяют имущественные риски, к которым относятся ситуации, чреватые потерей имущества по независящим от него напрямую причинам (неисправность или перенапряжение той или иной технической или технологической системы), кража, хищение, диверсия и так далее.
Когда говорят о производственных рисках в применении к коммерческой составляющей, то подразумевают риски, обусловленные возможной остановкой производства из-за форс-мажорных обстоятельств: повреждение или разрушение оборудования, транспортных средств, запасов сырья и тому подобного или неудача при внедрении в производственный цикл новых технических средств и технологических действий.
Куда более распространены торговые коммерческие риски, связанные с непосредственно торговыми операциями, и способные принимать такие конкретные формы, как задержка платежей одной из сторон сделки, отказ покупателя от покупки при предоставлении товара, банальное непоступление полностью или частично оплаченного товара и так далее. У коммерческих рисков есть и собственно финансовая составляющая, отражающая вероятность потерь в результате коммерческих операций из-за снижения покупательной способности денег (инфляции) или не оправдавшими себя инвестиционными вложениями.
Однако наиболее распространены среди коммерческих рисков риски, связанные с транспортировкой товаров, транспортные риски. Чрезвычайные ситуации на транспорте настолько распространены и, к сожалению, даже прогнозируемы, что существуют государственные и международные официальные классификации коммерческих транспортных рисков. Транспортные риски делятся на несколько групп и регламентируются особыми положениями, определяющими права и обязанности каждой из задействованных в сделке сторон в той или иной ситуации. В международной практике транспортные случаи разделены на четыре группы: E (товар находится на складах продавца), F (оговаривается порядок в основном морских грузоперевозок), C (продавец берет на себя обязанности по транспортировке товара, но не берет на себя риски) и D (продавец транспортирует товар с возложением на себя всех возможных транспортных рисков). [2]
Таким образом, были рассмотрены различные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться предприниматель, для которого очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска.
1.3 Методы оценки коммерческого риска
В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций.
Уровень коммерческого риска зависит от соотношения спроса и предложения, т. е. от рыночного равновесия (рис. 1.1).
Рис. 1.1 - Анализ взаимосвязи рыночного равновесия и коммерческого риска
4 р – дефицит, поскольку спрос на количество продукции превышает предложение этой продукции, т. е. Qd > Qs. Это зздоровье отсутствия риска, так как товара не хватает и его будут покупать, даже если цена увеличится. 9 р –перепроизводство, потому что спрос на количество продукции ниже предложения этой продукции, т. е. Qd < Qs. Это зздоровье повышенного риска от увеличения цены, поскольку в любом случае наблюдается перепроизводство и затоваривание, а при повышении цены этот процесс прогрессирует. О – точка равновесия и оптимального риска. На товар по конкретной цене всегда находится покупатель, и уровень ценового риска минимален.
Данные о соотношении коммерческого риска и рыночного равновесия приведены в таблице 1.2
Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска.
Существуют различные методы оценки коммерческого риска: количественные, экспертные, аналитические, метод аналогий. В данной курсовой работе будет использован метод экспертной оценки коммерческого риска предприятия ООО «ЗДОРОВЬЕ». Рассмотрим данные методы по подробнее.
Таблица 1.2
Соотношение между коммерческим риском и рыночным равновесием
Количественные методы оценки риска. Одним из наиболее распространенных подходов к количественной оценке риска является использование выражения (1):
R = НП× р (1)
где НП – величина потерь;
р – вероятность наступления рискового события.
Степень риска определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что такой ущерб произойдет. [3]
Процесс количественной оценки состоит в определении вероятности воздействия риска и характера его влияния на показатели деятельности предприятия. Существующие виды количественной оценки риска могут быть классифицированы по следующим признакам:
- В соответствии с характером используемой исходной информации:
- априорная оценка, основанная на теоретических положениях и выражающая требования к будущим последствиям определенных решений, событий;
- эмпирическая оценка, при проведении которой используются фактические отчетные данные за прошедший период времени.
- В зависимости от стадии принятия решения (временной аспект риска): оценка «стартового» риска - в идее, проекте, замысле и «финального» - в уже принятом решении, совершенном действии.
- В соответствии с полученным результатом: оценка обособленных, отдельных видов риска и комплексного, совокупного его уровня.
- В зависимости от степени объективности оценки: субъективная (например, основанная на результатах опроса экспертов), объективная (проводимая на основе статистической информации за продолжительный период времени).
Экспертный метод. При данном методе предполагаются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами), касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь. Оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также на статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если количество показателей оценки невелико. Вариантный и вероятный характер многих процессов проектов повышает роль экспертных оценок при определении экономических и финансовых показателей. Такие оценки употребляются достаточно регулярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. В переходный период роль экспертных заключений при определении соответствующих показателей существенно возрастает, поскольку используемые для расчета показатели не являются директивными. Соответствующая экспертная оценка может быть получена как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов. Возрастание риска при осуществлении проекта требует более тщательной оценки критических моментов его реализации. [4]
Актуальность проблем внедрения и использования системы управления рисками в деятельности предприятия обуславливает существование достаточно большого количества методов оценки риска.
Условно можно выделить следующие подходы к оценке рисков:
- на основе расчета показателей, характеризующих последствия воздействия рисков;
- на основе расчета показателей, характеризующих факторы воздействия риска;
- за счет определения показателей, отражающих не только последствия, но и возможности проявления воздействия рисков;
- при учете вероятности изменения его воздействия;
- на основе построения моделей, сценариев развития событий при различных вариантах и условиях внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
Первый подход к оценке рисков является достаточно простым и распространенным. Он применяется в основном для оценки «финального» риска и заключается в определении значений показателей, характеризующих влияние риска на деятельность предприятия. Как правило, в качестве основных показателей, отображающих воздействие риска, рассматривается величина связанных с ним потерь и прибыль. При этом воздействие риска в большинстве случаев связывают со снижением эффективности производства. Основной вариант расчета и оценки риска при данном подходе основывается на вычислении разницы между планируемой и фактической величиной показателей.
Второй подход основан на оценке действующего или будущего воздействия риска. При этом анализируются показатели, характеризующие факторы риска; это так называемый факторный анализ риска. Оценка показателей, характеризующих факторы воздействия риска, позволяет определить основные источники возникновения рисков, их значимость в сложившейся ситуации. В качестве методов ситуационного анализа внутренних факторов риска применяется аудит, анализ хозяйственной деятельности и финансовый анализ. Наряду с финансовыми коэффициентами для оценки финансовых рисков применяются также и другие показатели.
В частности, оценить уровень коммерческого риска с достаточной степенью достоверности представляется возможным с помощью таких показателей, как уровень дебиторской и кредиторской задолженности; объемы (индексы) реализации продукции; уровень потерь при транспортировке продукции; индексы цен на продукцию.
Рассмотренные методы оценки основаны на анализе факторов или результатов воздействия риска и соответствуют концепции его трактовки как ситуативной характеристики деятельности предприятия. При этом не анализируется вероятность изменения воздействия риска, не учитываются динамичность и нестабильность среды функционирования предприятия. Более полная, комплексная оценка связана с определением риска как количественной, вероятностной экономической категории.
В системе управления рисками для получения более обоснованного результата оценки риска применяются экономико-статистические методы. Данный подход, предложенный в модели Марковица, основан на характеристике распределения социально-экономических явлений с помощью закздоровье нормального распределения. Экономико-статистический метод базируется на изучении статистики показателей, характеризующих воздействие риска с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения конкретного результата. Риск оценивается на основании математического ожидания, дисперсии, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации.
На основе подхода, предложенного Марковицем, были разработан и другие методы оценки рисков, например, метод VaR (Value at Risk - рисковая стоимость; стоимость под риском). Сутью данного метода является четкий и однозначный ответ на вопрос, возникающий при проведении финансовых операций: какой максимальный убыток рискует понести инвестор за определенный период времени с заданной вероятностью. VAR - это величина потерь, такая, что потери в стоимости портфеля за определенный период времени с заданной вероятностью не превысят этой величины.
Определение VAR подразумевает знание функции распределения доходности портфеля за выбранный интервал времени. Если стандартное отклонение как мера риска определяет <ширину> плотности распределения доходности портфеля, то VAR определяет конкретное значение потерь в стоимости портфеля, соответствующее заданному весу <хвоста> распределения.
Как правило, интервал времени, для которого вычисляется значение VAR, составляет 1-10 дней, а уровень достоверности равен 95-99%. Например, значение VAR = -1 млн долл. для одного дня с уровнем достоверности 95% означает, что однодневные потери в стоимости портфеля в 95% случаев не превысят 1 млн долл. А значение VAR = -5 млн долл. для недельного интервала и уровня достоверности 95% означает, что ожидаемые потери в стоимости портфеля за неделю в 95% случаев не превысят 5 млн долл. [5] Рассчитанное значение VaR будет характеризовать то, что с заданной вероятностью изменение величины изучаемого актива при установленном объеме вложений не приведет к убыткам большим, чем величина VaR.
Трудности, возникающие при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привели к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов. Под имитационной моделью понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. К таким методам и моделям относятся, например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и другие. Главная цель имитирования - использование некоего устройства для имитации реальной системы, чтобы ее исследовать, понять ее свойства, характеристики. Например, метод Монте-Карло основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев развития событий.
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных не формализуемых проблемных ситуаций, когда недостаточность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертные мнения можно разделить на индивидуальные и коллективные. К первым относятся, например, метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. Разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи.