Файл: Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения коммерческих рисков
1.1 Понятие рисков в экономике
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ЗДОРОВЬЕ»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «ЗДОРОВЬЕ»
Введение
Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один, оптимальный.
Риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.
В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).
Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др.
Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать.
Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека.
Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск - это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
В последнее время проявляется все больший интерес к риску, изучению приемов и методов управления риском и безопасностью. Актуальность данной тематики обусловлена как внешними, так и внутренними причинами. К числу внешних причин следует отнести усиление глобализации рыночных процессов и вследствие этого рост конкуренции в достаточно жесткой форме, сокращение жизненного цикла товаров, индивидуализацию потребительских качеств товаров, вовлечение все большего числа мелких и средних предпринимателей, увеличение количества видов рисков и тяжести их последствий. К внутренним причинам можно отнести неумение адаптироваться к переменам, отсутствие реалистического прогнозирования, отсутствие стратегической фокусировки, разрозненность информационных систем и т.д.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть понятие коммерческого риска в деятельности фирмы и пути его снижения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность коммерческого риска;
- рассмотреть основные методы оценки коммерческого риска;
- исследовать пути снижения коммерческого риска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты изучения коммерческих рисков
1.1 Понятие рисков в экономике
Риск присущ всем сферам жизнедеятельности человека и общества, а на уровне организации наибольшее значение имеет его составляющая – экономический риск, который является своего рода «инструментом» регулирования микроэкономических отношений при принятии управленческих решений. При подготовке решений должно быть учтено влияние множества факторов и их взаимосвязей, которые характеризуют состояние хозяйственного субъекта и подвержены постоянным качественным и количественным изменениям.
Управление экономическим риском должно стать одним из приоритетных направлений менеджмента организации, которая сталкивается со многими сложными ситуациями в ходе осуществления текущей финансовой и инвестиционной деятельности. Кроме того, отказ от управления рисками при формировании финансовой, маркетинговой, ценовой, операционной политики организации может привести к кризисным явлениям и, как результат, к банкротству субъекта хозяйствования. Управление риском предполагает повышение вероятности достижения целевого результата принимаемого решения.
В целом, определения, характеризующие понятие «риск», практически идентичны. В этой связи риску присущи следующие характеристики:
- риск связан с реализацией принятого решения, выбор которого осуществляется из комплекса объективно возможных;
- выбор решения обусловлен желанием получить благоприятный результат;
- существует неполная уверенность в успешном результате реализации данного решения.
Таблица 1.1
Варианты определения понятия «риск»
Автор |
Определение риска |
С. И. Ожегов |
«…возможность опасности, неудачи; действие наудачу в надежде на счастливый исход» |
Т. Ф. Ефремова |
«…возможная опасность; действие наудачу в надежде на счастливый исход дела; возможный убыток или неудачу в каком-либо деле» |
Е. Н. Станиславчик |
«… неопределенность, изменчивость доходов, отдачи на вложенный капитал» |
Г. Ю. Силкина |
«…предпринимательский риск – это неопределенность (неоднозначность) экономических результатов предпринимателя в будущем, обусловленная неопределенностью (неоднозначностью) этого будущего» |
М. В. Грачева С. Ю. Ляпина |
«…возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности предприятия, что проявляется в недостижении (неполном достижении) поставленных целей и задач» |
И. Т. Балабанов |
«…возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества» |
В. В. Глущенко |
«…возможность положительного (шанс) или отрицательного (ущерб, убыток) отклонения в процессе деятельности от ожидаемых или плановых значений» |
Рассмотрев ряд определений понятия «риск», отметим, что все они имеют единую смысловую основу и соответствуют тому явлению объективной жизни, которое характеризуют.
Придерживаясь данного положения, далее рассмотрим, какое место риск занимает в экономической деятельности организации. На наш взгляд, наиболее верное определение дано в работе Н. А. Рыхтиковой, и оно является наиболее точным. По ее словам, «экономический риск – объективно существующая вероятность наступления неблагоприятных обстоятельств в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации, вызванная воздействием факторов внешней и внутренней среды» [11, с. 204]. Данное определение полностью соответствует реалиям современной экономической жизни организации. В нем отражена причина экономического риска – неопределенность, которая связана с управленческой деятельностью на уровне субъекта хозяйствования в процессе разработки и реализации стратегии по организации операций и бизнес-процессов вследствие неполного учета воздействия факторов внешней и внутренней среды. Кроме того, автор отмечает, что неопределенность приводит к вероятности возникновения неблагоприятных обстоятельств, т. е. отражаются также и последствия проявления экономического риска в деятельности организации.
Преимуществом данного определения является и то, что в нем акцентируется внимание на временном аспекте, а именно:
- при подготовке управленческих решений в рассмотрение принимается прогнозная информация о будущем, т. е. о событиях, которые еще только должны произойти;
- в преддверии будущих неизвестных событий решения должны быть приняты уже сегодня;
- большое значение имеет и прошлое, которое является источником информации о возможных будущих событиях, о вероятностях их наступления и о последствиях каждого возможного события, а также о практической значимости принятых ранее решений для субъекта хозяйствования.
Существуют подходы к определению риска применительно к экономической деятельности организации, которые сформировались в литературе по вопросам риск-менеджмента.
При первом подходе авторы акцентируют внимание на причинах возникновения экономического риска, т. е. связывают его с неопределенностью осуществления бизнес-процессов организации. К данному подходу можно отнести определения Е. Н. Станиславчика и Г. Ю. Силкиной. Такой подход требует рассмотрения сущности понятия «неопределенность», под которой большинство авторов понимает «неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемое различными причинами и прежде всего неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе затратах и результатах» [5, с. 241].
В рамках второго подхода экономисты при определении риска акцентируют внимание на последствиях его проявления. При этом выделяют следующие обстоятельства.
1. Опасность, возможность, вероятность негативных последствий (потерь, ущерба, недополучения доходов, несения дополнительных расходов, убытков). Опасность – это вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих тем или иным аспектам экономической деятельности организации, а возможность – это вероятность возникновения благоприятных или неблагоприятных событий в экономической деятельности организации.
2. Возможность отклонения от цели (плановых, прогнозных, нормативных значений). К данному подходу можно отнести определения М. В. Грачевой, С. Ю. Ляпиной, И. Т. Балабанова, В. В. Глущенко. По логике данных авторов, чем больше отклонение от цели, тем больше риск экономической деятельности. На наш взгляд, экономический риск проявляется только в случае недостижения целей, что влечет за собой возникновение потерь и неполучение экономических выгод. Подходы к определению понятия «риск» применительно к экономической деятельности организации Опасность, возможность, вероятность негативных последствий Неопределенность Возможность отклонения от цели (плановых, прогнозных, нормативных значений)
В определениях риска рассматриваются и причины его возникновения, и последствия проявления:
1. Определения, акцентирующие внимание на последствиях проявления риска
2. Определения, ориентированные на причины возникновения риска
В рамках третьего подхода риск определяется как причинами, так и последствиями его проявления в экономической деятельности субъекта хозяйствования. Причем последствия проявления экономического риска могут быть разными:
- как отрицательный результат: «риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий» [9, с. 17];
- как отклонение от цели: «риск – вероятность благоприятных и неблагоприятных последствий, которые могут наступить при реализации выбранного альтернативного решения в условиях неопределенности ситуации» [10, с. 187].
Таким образом, экономический риск непосредственным образом связан с управлением и находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых управленческих решений. Ни один менеджер в процессе своей деятельности не в состоянии полностью устранить экономический риск, поэтому результат его деятельности во многом будет зависеть от учета данного фактора.
В заключение отметим, что применительно к экономической деятельности организации наиболее целесообразно использовать понятие «экономический риск». Предложенное определение позволит однозначно идентифицировать экономические риски, разработать их научно обоснованную практико-ориентированную классификацию, проводить их анализ и оценку и, как результат, обосновать тактику и стратегию развития субъекта хозяйствования.
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск» и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг [2]. Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные отношения, несет в себе определенную часть коммерческого риска. Если говорить конкретнее, то риск заключается в том, что из-за резкого изменения конъюнктуры или вследствие других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется и в этом случае в убытке остается либо продавец (который продал товар по цене, меньшей его нынешней стоимости), либо покупатель (который переплатил за товар).
Коммерческие риски порождаются рядом причин:
- снижение объемов реализации из-за падения спроса,
- повышение закупочной цены,
- утрата товара,
- повышение издержек, включаемых в стоимость товара,
- снижение стоимости или обесценивание товара в связи с условиями транспортировки или хранения [9].
При этом нужно понимать, что коммерческие риски - это понятие вполне экономическое, поддающееся анализу и прогнозированию, а вовсе не нечто фатальное вроде риска, присутствующего в азартных играх.[2] Существуют различные методики оценки рисков (или, как еще их называют, методы управления рисками), суть которых состоит в оценке степени риска (допустимый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путем снижения их вероятности. Впрочем, коммерческие риски сами по себе не являются чем-то единым и предсказуемым по одному и тому же сценарию. Ведь то, что коммерческие риски связаны с товарно-денежными операциями, лишь выделяет эту группу финансовых рисков, но суть коммерческих рисков этим не исчерпывается. Поэтому существует классификация коммерческих рисков, включающая в себя основные факторы, которые могут негативно повлиять на успешность коммерческой деятельности.