Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала (Изучение технологии подбора персонала на предприятии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Таким образом вы создаете новую границу и я считаю, что невозможно жить без границ — всегда остается мысль о том, что «я с правильной стороны забора, а ты с неправильной» или мы, если вы объединились в группу.»
Полярности
Понятие полярностей в ГТ строится на основе «Дифференциального мышления» Фридландера
Согласно ЭГА(9): Дифференциальное мышление — проникновение в работу подобных систем — обеспечивает нас точным умственным инструментом, который не слишком сложен ни в понимании, ни в применении. Я ограничу обсуждение тремя пунктами, которые необходимы для понимания данной книги: противоположности, предразличение (нулевая точка) и степень отличия.
Рисунки 1а, 1Ь и 1с могут быть полезны в прояснении моей концепции дифференциального мышления.
a. Пусть А—В представляет поверхность участка земли. Выберем любую точку как нулевую, с которой начинается дифференциация (разделение);
b. Мы разделили части земли на яму (Я) и соответствующий ей холм (X). Дифференциация является последовательной и происходит одновременно (во времени) и точно в одинаковой степени для обеих сторон (в пространстве). Каждая новая лопата производит недостаток в яме, который помещается как излишек на холм (поляризация);
c. Дифференциация закончена. Весь ровный участок заменен на две противоположности, яму и холм.
Мышление противоположностями — квинтэссенция диалектики.
Творческое предсостояние
Согласно ПГТ[1] preconitment - это пребывание в нейтральной точке континуума, в равновесии, но с осведомленностью-сознаванием и заинтересованностью в потенциальной ситуации, простирающейся в обоих направлениях.
Понятие вводится Перлзом на основании следующих источников: С.Фридландер проводит различие между незаинтересованной отчужденностью — отношением «Мне все равно» — и «творческим безразличием». Творческое безразличие наполнено интересом, который распространяется по обоим направлениям от точки разделения (дифференциации). Это ни в коей мере не идентично абсолютной нулевой точке, но содержит в себе аспект баланса.
Идеальное сосредоточение
Перлз в ЭГА (137) вводит это понятие — это гармоничный процесс сознательной и бессознательной кооперации.
и далее раскрывает его: Правильное сосредоточение наилучшим образом описывается словом «завороженность»; здесь объект выходит на передний план безо всякого усилия, весь остальной мир исчезает, время и окружающее пространство перестают существовать; сосредоточение не вызывает никакого внутреннего конфликта или протеста. Подобное сосредоточение часто можно наблюдать у детей и тех взрослых, кто занят какой-либо интересной работой или хобби.
Ментальная пища
В ЭГА (глава 4) Перз вводит понятие Ментальной пищи. Это абсолютно рабочее а не метафорическое понятие играет важнеюшую роль для описания дальнейших процессов психической активности человеа..
Контакт
Согласно ТГТ(7)
Мы используем слово «контакт» - «соприкос
новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное
осознавание, и моторное поведение
И более подробно там же ТГТ (14)
Контакт - это осознавание поля или мо
торная реакция в нем. Именно по данной причине
этот контакт — функционирование границы орга
низма — претендует на то, чтобы представлять собой сообщение о реальности, то есть о чем-то боль
шем, чем побуждения или пассивность самого
организма.
Цикл Контакта
Именно гениальной наблюдательности Перлза мы поклонямся за продукт мышления по имени «Цикл контакта»
Равновесие №1 - До нового первичного возбуждения
Возбуждение раздражителем
Создание образа или реального объекта - выбор объекта
Действие - Ответ на ситуацию
Снижение напряжения
Равновесие №2
Процессы, доминирующие на каждом шаге в ЦГ могут быть расшифрованы в соответствии с ЭГА (22) и ТГТ (278,352) следующим образом:
Равновесие №1 - До нового первичного возбуждения
Возбуждение раздражителем
Восприятие
Преконтакт: тело - фон, аппетит или средовой стимул - фигура. Это то, что осознается как «данность», или Ид ситуации, растворенное в ее возможностях.
Создание образа или реального объекта - выбор объекта
(а) возбуждение, сопутствующее аппетиту, становится фоном, а некий «объект» или набор возможностей представляет собой фигуру. Тело уменьшается. (Или наоборот, в случае боли, тело становится фигурой.). Это — эмоция.
(б) происходит выбор возможностей и отказ от некоторых из них
Действие - Ответ на ситуацию
агрессивное приближение и
преодоление препятствий, а также
произвольная ориентация и манипуляция.
Это — отождествления и отчуждения Эго.
Снижение напряжения
на фоне не задерживающих внимания среды и тела живая цель является фигурой, и она достигнута.
Вся произвольность ослабляется, и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства.
Осознавание наиболее ярко в этот момент и сконцентрировано на фигуре, определяемой как Ты.
Равновесие №2
Постконтакт: происходит гладкое взаимодействие организма и среды, не являющееся фигурой/фоном; самость уменьшается.
Патологическое взаимодействие – как отклонения от Естественного Цикла Контакта
По заключениям Перлза из ГС(59) структура неврозов имеет 5 уровней:
«Сейчас я считаю, что неврозы состоят из пяти уровней.
Клише: «Первый уровень — это уровень клише. Если вы встречаетесь с кем-то, вы обмениваетесь клише: «Доброе утро», рукопожатие, и прочие бессмысленные знаки встречи.»
Роли: «Далее, за клише, находится второй уровень — уровень, который я называю уровнем Эрика Берна и Зигмунда Фрейда, — уровень, где мы играем разные роли: роль очень важной персоны, крутого парня, плаксы, милой маленькой девочки, хорошего мальчика, — любую роль, которую мы себе выбрали. Это поверхностные, социальные уровни как если бы. Мы притворяемся, что мы лучше, сильнее, слабее, вежливее, чем мы чувствуем себя на самом деле. Психоаналитики застревают на этом уровне.
Они принимают игру в ребенка за реальность, называют это инфантилизмом и пытаются выявить все детали этой игры.»
… и там же
«Большая часть нашей жизни — синтетическое существование, компромисс между антисуществованием и существованием. Например, сегодня мне посчастливилось встретить человека, у которого нет этого фонового уровня, это искренний человек и достаточно прямолинейный.»
Тупик: «А если мы проработаем уровень играния ролей, если мы уберем роли, то что же мы увидим? Тогда мы увидим антисуществование, мы увидим ничто, пустоту. Это тупик, о котором я уже говорил, вы застряли и потерялись. Для тупика характерны страхи и фобии — стремление уклониться. «
Внутренний взрыв. Смерть: «За тупиком лежит очень интересный уровень — уровень смерти, или уровень внутреннего взрыва (сжатия). Этот четвертый уровень проявляется либо как смерть, либо как страх смерти
Уровень смерти не имеет ничего общего с фрейдовским инстинктом смерти. Он просто проявляется, как смерть, из-за того, что противоборствующие силы парализованы.
Когда мы действительно входим в контакт с этой омертвелостью уровня внутреннего взрыва, тогда происходит нечто очень интересное – переход в 5й уровень.
Внешний взрыв: «Внутренний взрыв превращается во внешний взрыв. Уровень смерти оживает, и этот внешний взрыв — проявление подлинного человека, способного переживать и выражать свои эмоции. Существует четыре основных типа взрыва:
на уровне смерти. Это взрыв подлинного горя, если мы работаем с потерей или смертью, которые не были ассимилированы.
Взрыв оргазма у сексуально заблокированных людей.
Взрыв гнева, а также
Взрыв радости, смеха, joi de vivre. Эти взрывы связаны с подлинной личностью, с истинным я.»
Любопытна иерархия этих видов взрыва в порядке от нижних энергетических Центров человека в высшим (от муладхары к анахате) по ГТК(167) «Мишель Катцев (1978) добавляет еще один этап — осуществление (помещая его между контактом и отступлением), что позволяет ему сравнять (несколько произвольно, с моей точки зрения) число этапов цикла с числом основных чакр....»
Перлз в ТГТ (362 - 370) вводит понятия – 5 базовых видов отклонений как «прерывания цикла контакта» и увязывает их в связь с шагами ЦК
1) Фиксация. Пациент обладает «потенцией»; он может предпринимать действия для своего соб ственного удовлетворения. Беспокоит только одно: когда он приближается к финалу, к по лучению чего-то для себя, или, тем самым, к пре доставлению чего-то терапевту, он не может позволить этому произойти. Он становится тревожным. Когда терапевт привлекает его вни мание к тому, что он себя прерывает на этом этапе, пациент осознает свое тщеславие и экс гибиционизм.
2) Ретрофлексия. Пациент упрекает себя за своп личные неудачи. Он приводит примеры, пока зывающие, как его самолюбие и любовь к пока зухе преграждали ему путь. Ему некого в этом винить, кроме себя. Задается вопрос: «Вместо того, чтобы упрекать себя, кого бы вы хотели уп рекнуть?» Да; он хочет сказать терапевту одну вещь, а может, и две.
3) Проекция. Сессии были неудачными, потому что терапевт в действительности не стремился к успеху. Он использует пациента; если бы пла та была больше, было бы понятным его намере ние тянуть деньги. Сама по себе ситуация не- Теория гештальт-терапии 362 комфортна; никому не понравится лежать тут, когда на тебя кто-то пялится. Возможно, орто доксальный метод лучше, когда терапевт не ме шает. Задается вопрос: «Что вы чувствуете, ког да на вас пялятся?»
4) Интроекция. Пациент смущен. Причина, ко торую он представляет, чтобы предстать в вы годном свете, такова: он хочет, чтобы терапевт восхищался и любовался им; он представляет терапевта как своего рода идеал - фактически, имеет фантазию относительно него (противо положную той, которую высказывает). Вопрос: «Я действительно так привлекателен для вас?» Нет; но нужно любить, или, по меньшей мере, быть расположенным к человеку, который пы тается тебе помочь. Это говорится с некото рым гневом.
5) Конфлюэнция. Пациент в гневе, поскольку эк сперименты (см. первую часть этой книги) скуч ные, бессмысленные, а иногда и болезненные, и он устал всем этим заниматься; его уже тош нит от этой отвратительной терапии... На этом он замолкает; он не заинтересован больше де лать никаких усилий. Кто-то другой должен их делать. Терапевт отказывается сотрудничать и оставляет его в покое. Пациент вдруг чув ствует, как болит его жесткая челюсть, и вспо минает, что говорил сквозь зубы. Он стискива ет зубы.