Файл: Нотариальные действия (Понятие и сущность нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если с соответствующим иностранным государством заключен международный договор о правовой помощи при установлении дееспособности иностранных граждан, нотариусу следует обращаться в компетентные органы соответствующего государства. При осуществлении нотариальных действий должны соблюдаться правила, установленные во внутреннем законодательстве государства и международных договорах о территориальной и предметной компетенции.

Порядок выяснения нотариусом дееспособности иностранных граждан заключается в следующем. При необходимости получения информации нотариусами оформляется запрос о правовой помощи в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, которое в свою очередь направляет в компетентные органы иностранных государств непосредственно или через Минюст России запросы о правовой помощи в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации. Запросы в компетентные учреждения иностранных государств, с которыми нет международных соглашений о правовой помощи, направляются на основании международных принципов вежливости и взаимности.

В настоящее время на сайте Федеральной нотариальной палаты содержатся ссылки на Список реестров иностранных государств (Белоруссии, Украины, Казахстана, Литвы), куда можно обращаться за информацией при осуществлении нотариальных действий.

Некоторые иностранные государства ведут работу по созданию единых информационных баз недееспособных лиц. Например, в Казахстане на основании Правил ведения учета лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, ведется учет названных граждан. Данные поступают из канцелярий районных и приравненных к ним судов в территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан ежедекадно посредством Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан [23]. Для хранения информации о недееспособных и ограниченно дееспособных гражданах в Казахстане создана автоматизированная информационная система «Специальные учеты».

В России проблема создания реестра недееспособных граждан решена в Нижегородской области, где Министерством социальной политики принят Приказ от 24 марта 2016 г. № 147 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, состоящих на учете в органе опеки и попечительства» [25]. Полномочия по формированию и ведению районных реестров совершеннолетних граждан возлагаются на государственные казенные учреждения «Управление социальной защиты населения». Учреждения обеспечивают своевременное включение в районный реестр сведений:


1) о гражданах, впервые признанных недееспособными или ограниченно дееспособными и поставленных на учет в органе опеки и попечительства;

2) совершеннолетних гражданах, поставленных на учет в органе опеки и попечительства в связи с переменой места жительства;

3) выявленных совершеннолетних гражданах, по каким-либо причинам ранее не поставленных на учет в органе опеки и попечительства.

В Приложении 2 приведены общие правила совершения нотариальных действий.

3.2. Нотариальное делопроизводство

Важное значение для совершения нотариальных действий и их фиксации имеет правильное соблюдение норм и форм нотариального делопроизводства. Поэтому законодательство устанавливает порядок и правила совершения нотариальных действий, который был описан в предыдущем параграфе настоящей работы.

Соблюдая все требования к оформлению нотариальных действий, нотариус тем самым создает наиболее благоприятные условия для соблюдения и защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота.

В законодательстве предусмотрен определенный порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов.

Содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса[31].

Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия.

В случае если такие документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей.

Текст документа должен быть легко читаемым.

Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом.

Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия.


К нотариально оформляемому документу также предъявляются строгие требования.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре.

Нотариус обязан выдавать выписки из реестра по письменному заявлению организаций и лиц[38].

В жизни нередко случаются случаи утраты важных документов, в том числе и нотариально оформленных. Законодательство предусматривает, что в случае утраты лицом, от имени или по поручению которого совершалось соответствующее нотариальное действие, документа, выражающего содержание нотариально удостоверенной сделки, исполнительной надписи, или нотариального свидетельства, экземпляр которых хранится в делах нотариальной конторы, по заявлению в письменной форме такого лица, его представителя или правопреемника выдается дубликат утраченного документа[35].

Таким образом, в третьей главе представленной курсовой работы было установлено, что законодательство РФ достаточно детально регламентирует порядок и правила совершения нотариальных действий. Кроме того, законодательство устанавливает четкие правила документального оформления нотариальных документов и совершения нотариальных действий, которые не должны нарушаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всей работе, можно сделать следующие выводы.

Система российского нотариата, независимо от способа организации (государственный или небюджетный нотариат), является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и представляет собой часть, пусть и особым образом действующую, государственной системы. Публично-правовой характер нотариальной деятельности отмечается в настоящее время практически всеми авторами, занимающимися исследованием доктрины нотариата.

В современное время нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия.

Под нотариальными действиями понимают предусмотренное законодательством действие, которое совершается нотариусом либо в отдельных случаях иным уполномоченным должностным лицом от имени Российской Федерации, направлено на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариальному действию присущи следующие признаки:

- нотариальные действия совершаются только определенным кругом лиц;

- нотариальные действия совершаются от имени РФ, даже несмотря на то, что в настоящее время большинство нотариусов являются так называемыми частными, т.е. занимаются частной практикой;


- нотариальное действие должно быть предусмотрено законодательным актом РФ;

- нотариальные действия направлены на закрепление бесспорных гражданских прав и фактов;

- нотариальное действие считается совершенным после уплаты государственной пошлины и нотариального тарифа, за исключением случаев, когда граждане освобождены от уплаты государственной пошлины.

Нотариальные действия по своей характеристике как юридические факты носят производный характер, поскольку объективируют и соединяют в себе результат установления достаточно большого фактического состава. Поэтому нотариальное действие как юридический факт надстраивается над первичными юридическими фактами, представляя их обобщенное, систематизированное выражение.

Правовая регламентация деятельности нотариата в РФ регламентируется большим количеством нормативных актов, а также подзаконных нормативных актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. - ст. 851.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. - ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. № 49, ст. 4552.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 1998. - Ст. 3824.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. № 151-152, 10.08.2000.
  9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Российская газета. № 17, 27.01.1996.
  10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Парламентская газета. № 7-8, 15.01.2005.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  12. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
  13. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.
  14. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» // «Собрание законодательства РФ». - 20.07.2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4344.
  15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // «Российская газета», № 49, 13.03.1993.
  16. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 № 19-01-19-97) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 7, 1997.
  17. Приказ Минюста России от 21.06.2000 № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (вместе с Порядком, утв. Приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 28, 10.07.2000.
  18. Приказ Минюста РФ от 14.04.2000 № 132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» //»Российская газета», № 94, 17.05.2000.
  19. Письмо ФНП от 22 июля 2016 г. № 2668/03-16-3 «О Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей» (вместе с «Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей», утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол № 07/16)//СПС Консультант плюс.
  20. Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» // Российская газета. 2014. 20 июня.
  21. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 января 2018 г. № 2 «О внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36» // СПС Консультант плюс.
  22. Приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2016 № 41548) // СПС Консультант плюс.
  23. Правила ведения учета лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными (утверждены Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 01.06.2012 № 69, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25.06.2012 № 7758)//СПС Консультант плюс.
  24. Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 24 марта 2016 г. № 147 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, состоящих на учете в органе опеки и попечительства»//СПС Консультант плюс.

Научная и периодическая литература

  1. Асеева А.А. Информационная доступность к сведениям о лицах, признанных недееспособными // Юридический мир. 2015. № 8. С. 45.
  2. Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2018. - 288 с.
  3. Бурибаев Е.А., Хамзина Ж.А., Орынтаев Ж.К., Бекбосынов Е.Т. Организация нотариата и нотариальной деятельности: опыт государств - участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). М.: Библио-Глобус, 2016. - 428 с.
  4. Гасанов З.У. Основные особенности нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2019. № 2. С. 7 - 10.
  5. Долгов С.Г. Предоставление нотариальных услуг с использованием электронных технологий (цифровой нотариат) // Нотариус. 2019. № 3. С. 38 - 41.
  6. Ермашов В.Д. Общетеоретическая модель правового регулирования // Юридический мир. 2011. № 10. С. 54 - 58.
  7. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса: В 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова, О.В. Филиппова; под ред. Медведева И.Г. М.: Статут, 2015. Т. 1: Организация нотариального дела. - 754 с.
  8. Иванников И.А. Правовая система Финляндии // Юридический вестник. 2004. № 1. С. 90 - 92.
  9. Калабухова В.Н. Нотариат и его задачи в правовой системе России // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М., 2017.- 330 с.
  10. Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) / А.А. Анисимова, Р.С. Бевзенко, В.А. Белов и др.; под ред. Д.Я. Малешина. М.: Статут, 2018. - 719 с.
  11. Костикова Г.В. Установление дееспособности граждан при совершении нотариальных действий // Нотариус. 2019. № 4. С. 3 - 6.
  12. Мохов А.А., Колганова С.В. Правовые проблемы проверки нотариусом дееспособности гражданина // Нотариус. 2017. № 1.
  13. Нотариат в Российской Федерации: Учебное пособие / О.В. Романовская. М.: Изд-во РИОР, 2008. - 365 с.
  14. Нотариат: Учебное пособие / Е.А. Кириллова; под ред. Р.А. Курбанова. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 1545 с.
  15. Основы конституционного права Дании: Монография / Исаев М.А.; науч. ред. Чеканский А.Н. М.: Муравей, 2012. - 327 с.
  16. Ралько В.В., Репин Н.В., Дударев А.В., Фомин В.А. Нотариат: учебник. М.: Юстиция, 2016. - 214 с.
  17. Серова О.А. О проблеме оценки нотариусами дееспособности гражданина // Нотариус. 2016. № 3. С. 19.
  18. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2018. - 564 с.
  19. Хамзина Л.А., Трофимова А.В. Нотариат Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 3 ч. Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - 420 с.
  20. Ярошенко Т.В. Понятие и роль нотариата в правовой системе: различные подходы // Нотариус. 2019. № 1. С. 10 - 13.