Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Способы описания бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие «бизнес-процесса» и процессного подхода
1.2 Основы процессного подхода
1.3 Сущность, цель и задачи диагностики бизнес-процессов
2. Применение процессного подхода в деятельности организации
2.1 Сущность процессного подхода
2.2 Этапы описания бизнес-процессов
2.3 Внедрение процессного подхода
3. Моделирование бизнес-процессов
Введение
В условиях глобальной интеграции мировой экономики перед современным предприятием стоят сложнейшие задачи по обеспечению эффективной работы предприятия. Новые возможности, предполагающие движение информационных потоков, привели к изменениям в принципах работы предприятий и вызвали изменение структуры управления предприятием.
Все больше появляется организаций, не имеющих четкой структуры управления, а ставшее возможным удаление не только филиалов, но и отделов организации несет в себе сложности построения технологий управления. На этом пути базой для построения системы управления становится не под-разделение предприятия как при функциональном подходе, а процесс, отра-жающий деятельность организации посредством процессного подхода.
Возникающая необходимость оптимизации процессов предприятия и оценке их эффективности приводит к понятиям показателя и систем показа-телей управления процессами.
Двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное производство должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции. Он показал, что разделение труда способствует росту производительности, так как сосредоточенные на одной задаче рабочие становятся более искусными мастерами и лучше выполняют свою работу. И на протяжении XIX и XX веков люди организовывали, развивали компании, управляли ими, руководствуясь принципом разделения труда Адама Смита.
Однако в современном мире достаточно внимательно посмотреть на любую компанию – от уличного ларька до транснационального гиганта типа Microsoft или Coca-Cola. Обнаружится, что деятельность компаний состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Прием заказа клиента, доставка товара клиенту, начисление зарплаты сотрудникам – всё это бизнес-процессы.
Вполне очевидно, что эффективность деятельности компании в значительной степени определяется эффективностью реализации бизнес-процессов в этой компании. В середине 80-х годов, когда возможности экстенсивного роста компаний в развитых странах были уже давно исчерпаны, специалисты по управленческим технологиям в поисках возможностей по радикальному повышению эффективности, прибыльности и стоимости бизнеса обратили свое внимание на проблему эффективности реализации бизнес-процессов. И обнаружили, что даже в передовых компаниях существуют возможности повышения эффективности отдельных подразделений и компании в целом путём оптимизации бизнес-процессов на различных уровнях компании.
Оказалось, что даже в лучших компаниях многие стратегически важные бизнес-процессы реализованы настолько неэффективно, что затраты времени и ресурсов могут быть сокращены в десятки раз совершенно без ущерба для качества выполнения задачи, реализуемой данным бизнес-процессом. Исследования, проведенные в российских компаниях, дали аналогичные результаты.
Это открытие дало толчок развитию новой управленческой дисциплины, получившей название реинжиниринга бизнес-процессов. Именно реинжиниринг стал одним из важнейших рычагов успешной перестройки американских компаний, позволив им успешно вернуть мировое лидерство в эффективности и обеспечить невиданный рост американской экономики и фондового рынка.
По данным компании Emst & Young, 100 крупнейших банков Северной Америки затратили в 1999 году около 3,9 млрд. долларов только на реинжиниринг своих подразделений. За последние полтора года правительство США инициировало более 250 проектов по реинжинирингу, а сегодняшний рынок инструментальных средств поддержки реинжиниринга бизнес-процессов оценивается более чем в 100 млн. долларов и растет со скоростью около 60% в год.
Один из способов повышения эффективности работы предприятия –
оптимизация бизнес-процессов. Эффективность – это отношение результата к затраченным усилиям. Оптимизация бизнес-процессов – это в свою очередь
комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности нужных
бизнес-процессов. В данной работе будет использоваться процессный подход, процессный подход – это одна из концепций управления. В соответствии с данной концепцией вся работа организации – это набор процессов. Для того чтобы эффективно осуществлять руководство, необходимо управлять процессами. Этот подход является одним из ключевых элементов улучшения качества.
Целью курсовой работы является изучение бизнес процессов и их характеристик , а так же пути из улучшения и оптимизации.
А так же рассмотрение эффективности повышения основных бизнес- процессов, что бы улучшить конкурентные позиции предприятия и оптимизации бизнес-процессов в целом.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- характеристика процессного подхода и особенность организации
бизнес-процессов;
- произвести анализ основных бизнес-процессов;
- изучение моделирования бизнес-процессов и путей оптимизации бизнес-процессов.
Далее перейдем к решению целей и задач данной работы.
1. Понятие «бизнес-процесса» и процессного подхода
1.1 Понятие «бизнес-процесса»
Бизнес-процессы - это горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.
Существуют следующие категории бизнес-процессов:
Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;
Процессы планирования и управления;
Ресурсные процессы;
Процессы преобразования.
Бизнес-процесс характеризуется:
Существующей технологией реализации бизнес-процесса;
Существующей структурой бизнес - системы;
Средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими реализацию процесса.
Основными показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
Количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;
Количество потребителей продукции;
Количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
Стоимость издержек производства продукции;
Длительность выполнения типовых операций;
Капиталовложения в производство продукции.
1.2 Основы процессного подхода
Основы процессного подхода нужно начать с определения терминов
«процесс» и «процедура». При раскрытии содержания «процессного подхода» различные авторы используют понятия «процесс» и «процедура», эти понятия заменяют друг друга и часто приравниваются к друг другу.
Однако, следует отметить, что если процесс преобразовывает входы в выход, изменяя их состояние, то процедура – это установленный способ осуществления процессов. Из этого следует, что процесс – средство, при помощи которого достигаются цели политики и стратегии в области качества, а процедура – это средства понимания и реализации процессов.
Процессный подход используется для создания горизонтальных связей в организациях. Все подразделения и сотрудники, задействованные на одном процессе, могут самостоятельно координировать осуществляемую работу в рамках данного процесса и решать возникающие проблемы без содействия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
– принцип взаимосвязи процессов.
Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
– принцип востребованности процесса.
Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний;
– принцип документирования процессов.
Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
– принцип контроля процесса.
Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
– принцип ответственности за процесс.
В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
Переход от функционального управления к процессному , требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть эффективность принципов, заложенных в процессный подход.
Так же процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.
Ключевые элементы процессного подхода:
– вход процесса;
– выход процесса;
– ресурсы;
– владелец процесса;
– потребители и поставщики процесса;
– показатели процесса.
За счет создания горизонтальных связей в работе организации процессный подход получает множество преимуществ по отношению к функциональному подходу.
Перечислим все преимущества процессного подхода:
– координация действий различных подразделений в рамках процесса;
– ориентация на результат процесса;
– повышение результативности и эффективности работы организации;
– прозрачность действий по достижению результата;
– повышение предсказуемости результатов;
– выявление возможностей для целенаправленного улучшения
процессов;
– устранение барьеров между функциональными подразделениями;
– сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
– исключение невостребованных процессов;
– сокращение временных и материальных затрат .
Исходя из всего вышесказанного , можно сделать вывод, что процессный подход является инструментом, с помощью которого создаются и поддерживаются условия, необходимые для обеспечения качества процессов производства, гарантирующие удовлетворение внутреннего и внешнего потребителя.
1.3 Сущность, цель и задачи диагностики бизнес-процессов
Диагностика бизнес-процессов является одним из самых значимых этапов
предприятия, ведь для конкурентоспособной фирмы важно понимать, как все есть на самом деле, чтобы в дальнейшем сделать как надо, как лучше для успешного развития компании. Не поняв основной проблемы, мы не сможем что-то поменять.
Чтобы прийти к каким-то изменениям в компании, нам необходимо определить, чего не хватает для повышения эффективности работы, чего именно хочет достичь фирма с этими изменениями, что нам для этого потребуется. Поэтому, все изменения предприятия нужно начинать, прежде всего с диагностики, чтобы не допустить ошибок и лишних затрат.
Другими словами, диагностика бизнес-процессов проводится с целью определения неэффективных последовательностей операций и поиска решений
по оптимизации таких последовательностей для увеличения производительности труда, минимизации затрат, повышения качества товаров и
сервиса, определения границ ответственности между структурными подразделениями и так далее.
Цель диагностики системы управления - выявить резервы и пути повышения эффективности системы управления предприятием.
Задачи диагностики системы управления:
– выявить резервы сокращения постоянных и переменных затрат;
– выявить резервы повышения рентабельности компании;
– выявить резервы повышения производительности труда и
оборудования;
– выявить «узкие места», тормозящие развитие компании;
– выявить причинно-следственные связи проблем предприятия;
– разработать организационные, технические, информационные и технологические предложения для реализации поставленных стратегических целей.