Файл: История развития менеджмента (Эволюция теории менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. История возникновения и развитие менеджмента представляет собой процесс формирования и преобразовании совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени. Формирование менеджмента одновременно как области практической деятельности (специальности), науки и образовательной дисциплины произошло только в начале ХХ века. Именно с 1900-х годов большинство авторов ведет отсчет процессов развития современного менеджмента. История российского менеджмента тесным образом связана с историей самой страны. Национальный менеджмент не может возникнуть ниоткуда, он сложился естественным путем в процессе развития нашей страны, и происхождение его имеет глубокие корни истории. Исходя из этого, слепое копирование западного или восточного опыта применительно к России несет множество трудноразрешимых проблем. Причиной этому является то, что менталитет русского человека всегда определялся полярностью, противоречивостью, доведением до крайности каждой ситуации.

Цель курсовой работы - исследовать историю развития менеджмента.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты истории развития менеджмента ;

2. Исследовать научные школы и развитие теории менеджмента ;

3. Выявить особенности и наметить направления развития менеджмента.

Объект исследования - наука управления.

Предмет исследования - становление и развитие менеджмента.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.И. Андреева, Р.Р. Блэйка, О.С. Виханского и А.И. Наумова, В.И. Гончарова, Р. Дафта, Э.М. Короткова, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Е.А. Репиной, Э.А. Уткина и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, частно-научные и специальные методы познания, в том числе диалектический, системный, сбор, анализ информации и ее систематизация и другие методы.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты истории развития менеджмента


1.1. Предпосылки развития российского менеджмента

В XVII веке в России сформировались первые идеи менеджмента, которые были связаны с системой государственного управления. Этому периоду истории соответствует объединение региональных рынков в общенациональный в процессе слияния различных областей и образования единого государства. Необходимость управления большими территориями и масштабами производства стала причиной возникновений управленческих идей и методов. Первым примером такой идеи принято считать попытку А. Л. Ордина-Нащокина внедрить самоуправление в городах.

Особое внимание в истории российского менеджмента занимают петровские экономические реформы. Петр I во время своего правления реализовал множество значимых управленческих действий – от изменения летоисчисления до создания нового аппарата управления государством[7]. В этот период укреплялась российская финансовая система, принимались различные меры по содействию развитию промышленности и сельского хозяйства, активизировалась торговля. Регулирование жизни государства осуществлялось через указы и контроль за их выполнением, что по сути представляет собой менеджмент в рамках целой страны.

В конце XVIII-начале XIX века снова возникла необходимость государственных преобразований, важную роль в которых сыграл М.М. Сперанский, предложивший программу реформ, в основу которых легло разделение системы власти[5].

До конца XIX века идеи менеджмента в России заключались в реформах государственного строя.

В начале XX века управление в России все еще сводилось к государственным реформам, во главе которых стояли С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Эти реформы касались всех аспектов жизни государства и были нацелены на децентрализацию управления.

С ноября 1917 года начинается новое течение в российском управлении – советский менеджмент. Силами Центрального исполнительного комитета начинают приниматься меры, связанные с экономикой страны. После окончания Первой мировой войны продолжаются различные исследования в сфере производственного менеджмента. Идеи, царившие в то время, схожи по своей сущности с концепцией научного менеджмента Ф. Тейлора. Основные управленческие концепции того периода российской истории можно условно разделить на две группы: организационно-технические и социальные[15].


К организационно-техническим относят концепцию организационного управления, концепцию «физиологического оптимума», концепцию производственной трактовки управленческих процессов и т.п. Социальные концепции включают в себя теорию организационной деятельности, социально-трудовую концепцию управления и теорию административной емкости.

До середины XX века любая компания на территории России представляла собой часть большой системы планового управления народным хозяйством. Все перечисленные концепции разрабатывались и применялись под руководством центрального аппарата управления[3].

В 1980-х годах начался переход плановой советской экономики к рыночной, который способствовал развитию управления в государственной и предпринимательской сфере. Во время приватизации 1990-х годов появились первые российские специалисты в области менеджмента, не имевшие отношения к государству, рискованность и нечестные формы конкуренции которых становятся предметом анекдотов во всем мире. Безнаказанность незаконных действий вновь сформированного менеджмента оказала существенное влияние на последующее формирование культуры бизнеса в России.

Особенности развития российского менеджмента:

1) Отсутствует законодательство, защищающее интересы бизнеса;

2) Вынужденные уплаты налогов, пошлин и сборов в размере до 70% прибыли не дают бизнесу возможности развиваться;

3) Система мотивации менеджмента построена таким образом, который не способствует профессиональному развитию сотрудников;

4) Исторические особенности процесса формирования управленческой науки в России привели к тому, что менеджмент часто низкоквалифицирован и не имеет специального образования, что приводит к его низкой эффективности.

1.2. Эволюция теории менеджмента

Эволюция теории менеджмента – это процесс изменения господствующих среди исследователей подходов к управлению.

Теория менеджмента как самостоятельная сфера исследований зародилась в конце XIX - начале XX века. История практики управления насчитывает многие тысячелетия, а теории – чуть более века[4].

Причиной возникновения менеджмента как науки стали новые практические проблемы, вызовы новой производственной системы. Это привело к поиску и систематизации методов и форм управления, а также появлению менеджеров (управленцев) как отдельного класса сотрудников.


Основоположником теории менеджмента обычно называют Ф.У. Тейлора – американского исследователя и инженера (хотя, для справедливости, следует отметить, что попытки систематизации опыта управления предпринимались и раньше – например, Ч. Беббиджем в изданном в 1832 году труде «Экономика машин и производства»). Его предложения в части организации управленческих отношений и труда привела к «организационной революции»[15].

В основе тейлоризма закреплены следующие положения:

- работу необходимо анализировать, изучая этапы ее выполнения (желательно раздробить работу на элементарные операции);

- для каждого вида работ следует подбирать подходящих сотрудников;

- для достижения более высокого профессионализма рабочих целесообразно обучать и тренировать, а не оставлять все вопросы на самосовершенствование;

- между рабочими и администрацией важно наладить сотрудничество (включая обратную связь).

На основе принципов, сформулированных Ф.У. Тейлором, «автомобильный король» Г. Форд совершил «революцию в цехе» - впервые применил конвейерную систему в производстве автомобилей. В его системе приоритетная роль была отведена технике и технологии, а человек вписывался в нее[3].

Классиками стали и такие ученые, как Г. Эмерсон (сформулировал принципы производительного труда), А. Файоль (создал «теорию администрации»).

А. Файоль выделял в функционировании предприятия операции шести групп:

1) технические – собственно производство;

2) коммерческие – приобретение, реализация, обмен;

3) финансовые – привлечение и распоряжение средствами;

4) учетные – калькуляция, бухгалтерия, статистика;

5) страховые;

6) административные – планирование, организация, координация, контроль.

Классический этап характеризовался обезличенным подходом к рабочим. В основе рекомендаций лежала унификация, стандартизация. На следующем этапе больше внимания начинает уделяться психологии личности.

Основоположником теории «человеческих отношений» стал Э. Мэйо. В рамках этой теории складывается понимание роли человеческого фактора, развиваются идеи о человеке в организации. Одним из важнейших выводов стало осознание того, что профессиональная подготовка руководителя должна включать психологические науки:

- психологию управления;

- социальную психологию;

- деловой этикет и т.д.

Развитием школы «человеческих отношений» стала поведенческая теория, уделявшая пристальное внимание мотивам и механизмам человеческого поведения. В рамках этой теории А. Маслоу разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей», определяющую иерархию человеческих потребностей от базовых к более высоким[5].


Таким образом, на этом этапе важнейшими для менеджмента признавались приемы управления человеческими отношениями для повышения производительности труда. Для этого изучались такие факторы, как мотивация, групповая динамика, коммуникация, исследование поведения людей и его мотивов.

Следствием развития математики и информационных технологий стало появление школы науки управления. Ее фундаментом является количественный подход, предусматривающий применение научных методов при анализе проблем управления и функционирования производственных систем. Для этого активно используется компьютерная техника и математические методы[8].

Важным инструментом школы науки управления является математическая модель.

Математическая модель – это приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики.

Модель позволяет упрощенно отобразить сложную ситуацию, явление или процесс. При этом незначимые в условиях данной проблемы и переменные отбрасываются, что позволяет сконцентрироваться на значимых, количество которых сокращается до управляемого[11].

Возможность применения данного инструмента в менеджменте обусловлена четырьмя предпосылками:

- реальные проблемы управления, с которыми сталкиваются менеджеры, отличаются высокой сложностью, большим количеством переменных;

- значительная часть факторов производства может быть подвержена количественному анализу, при этом ориентирами выступают экономические показатели;

- математические модели в науке управления дают возможность получить представление о реальном положении дел, а также путях его улучшения;

- компьютеры повышают эффективность обработки больших объемов информации[7].

Ключевым отличием школы науки управления является переход от словесных описаний к четким моделям и количественным переменным. В рамках школы реализуются следующие подходы:

- процессный подход (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций);

- системный подход (организация рассматривается как система, обладающая синергетическим эффектом, т.е. не сводящаяся к простой сумме свойств входящих в нее компонентов);

- ситуационный подход (учитывает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия).

Таким образом, за сравнительно небольшой период времени (теория менеджмента является очень молодой) был пройден большой путь, сменилось несколько господствующих концепций. В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться.