Файл: История развития менеджмента (Эволюция теории менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Сущность и значение менеджмента

Менеджмент – совокупность принципов и методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует: ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей; ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности; самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.

Роль менеджмента велика, так как неверно организованная система управления становится причиной потери предприятием платежеспособности и, в конечном итоге, причиной его банкротства. Менеджмент является тем «часовым механизмом», благодаря которому предприятие (фирма) функционирует, достигает поставленных целей, развивается, повышает свой потенциал[8].

Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить: индивидуальное предпринимательство; партнерство; корпорация.

Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.

Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: «Принципы научного управления», где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации[37].

Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.

В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.


Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.

В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления[37].

В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.

Можно выделить такие функции управления, как:

- установление целей и планирование;

- исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;

- учет и контроль исполнения.

Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях[8].

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.

Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.

Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия[2].

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:


- основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль;

- эффективное и производительное достижение целей организации.

Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений[10].

Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку. Основной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя и обеспечения достаточной рентабельности предприятия и стабильности на рынке. Принципы менеджмента применяют правительственные органы. Роль менеджмента для организации в условиях рынка является определяющей. От него зависит успех. Значение менеджмента выходит за рамки отдельной организации и уровень менеджмента оказывает влияние на экономику страны в целом.

2. Исследование научных школ и развития теории менеджмента

2.1. Школы научного управления в истории менеджмента

Впервые об научном управлении заговорили в ХХ в., так Томас Гоббс и Джеймс Стюарт в вопросе, что же движет людьми, побуждая их к активным действия, первыми дали на него ответ. Ими было доказано, что в качестве основного цели и задачи человеческого поведения может быть только стремление к богатству, к власти и славе. Первые разработанные теории можно условно объединить в три основных направления:

- школа научного направления;

- школа человеческих отношений;

- школа административного управления.

Школа научного управления.

Основателем научного управления можно считать Фредерика Тейлора (1858-1915). Тейлор сосредоточил свои усилия на процессе поиска «единственно верного наилучшего способа» как достижения наибольшей выработки рабочих. Основной его идей было увеличение производительности труда, что сложилось в годы работ. Своими экспериментами в «Бетлехем Стил Компани», он доказал, что управляющий в своей работе, должен осуществлять функции планирования и организации, уметь подготавливать кадры, уметь формулировать задания и обеспечивать контроль за выполнением работы[15]. Последователи Тейлора, Карл Барт, Генри Гантт и др. гуманизировали его подход, показав важность человеческих отношений в управлении. Франк же и Лилиан Гилберт настойчиво искали «единственный наилучший способ» выполнения любой работы. Менеджмент в начале ХХ в. Изначально начинал свое развитие по пути жесткого рационализма.


Школа человеческих отношений.

Данная школа стала развиваться в противовес ограниченности управленческого рационализма. Деятельность этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений, идеологом этого направления считается Роберт Оуэн (ХIХ в.). Он подчеркнул важность гуманизации процесса управления. Позже проблемы внимания к людям исследовал Гуго Манстерберг будучи создателем промышленной психологии. Основателем же школы управления человеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880-1949). Он доказал, что на производительность труда влияет зависимость учета потребностей рабочих, что гуманное и уважительное отношение с рабочими повышает данный показатель. Таким образом приняв во внимание теорию человеческих отношений, промышленность добавила к своим орудиям производства, то что не признавалось важным, а именно чувство собственного достоинства человека. Исследования Мейо показали, что социальные и психологические потребности человека оказывают эффективное стимулирование на ровне с деньгами; необходимо учитывать человеческий фактор при любых видах планирования и управления. На основе данных теорий появились рекомендации по совершенствованию человеческих отношений, мобилизации человеческого фактора на повышение производительности труда, участию работающих в управлении, повышении эффективности производства[13].

Школа административного управления.

Основателем данного научного направления был Анри Файоль (1841-1925), он предложил принципы административной науки управления и основал школу по изучению этих принципов для высшего уровня руководителей. К данным принципам относятся следующие:

- разделение труда;

- власть;

- дисциплина;

единство распорядительства;

- единство руководства;

- подчинение индивидуальных интересов общим;

- вознаграждение труда;

- централизация и иерархия порядков;

- равенство;

- постоянство состава;

- инициатива;

- честь.

Мэри П. Фоллет, Линдел Урвик, Р. Дэвик и Гарольд Кунц своими работами помогли свести идеи и исследования в единую дисциплину – менеджмент. Школы человеческих отношений и научного управления развивались параллельно, что способствовало появлению новых теорий управления, которые могли отвечать на разные возникающие вопросы экономики, данные теории основаны на следующих подходах к управлению[9]:

- эмпирический подход;

- подход с точки зрения науки о поведении;

- подход с точки зрения социальной системы;


- подход с точки зрения теории принятия решения;

- математический подход операционный, или эклектический, подход;

- подход с точки зрения системного и ситуационного анализа.

Эмпирический подход.

Согласно данному подходу успешным управляющим является то, кто для решения управленческих задач использует исторические примеры, при этом оставаясь гибким в своей собственной ситуации. В данном подходе имеется ввиду то, что осуществляются независимо от ситуации. Важно то, что методы которые были уместны в прошлом, могут быть неуместными в настоящем, иными словами, решения требуется принимать на основании опыта, но с учетом знаний современной, текущей ситуации.

Подход с точки зрения науки о поведении.

Данный подход основан на человеческом аспекте управления. В основу данного подхода легло управление с точки зрения исследований в групповой динамики и межличностных отношений, а также психологии человека. Руководители, которые поддерживают данный подход часто подвергаются опасности случайно перейти на манипуляцию людьми. Манипуляция сама по себе не всегда носит негативный характер, но общество в своем большинстве воспринимает негативно. Успешный управляющий должен сочетать в себе ученого с человеком, поддерживая это равновесие при помощи здравого смысла.

Подход с точки зрения социальной системы.

Этот подход учитывает социальные аспекты в организации, и рассматривает ее как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой. Такой управленческий подход позволяет более полно проанализировать взаимодействие людей и их действия, необходимых для решения проблемы. Основой этого подхода является анализ общественного и группового поведения в социальных ситуациях, предусматривает необходимость компенсации для людей биологических, физических и социальных ограничений, действующих на них в условиях производства[7].

Подход с точки зрения принятия решений.

Основной мыслю подхода является то, что процесс сбора и подготовки информации для принятия решения является превалирующим, а, следовательно, уделять ему требуется наибольшее внимание. Однако в управлении существуют такие типы решений, которые затруднительно изложить в экономических терминах или определить количественно, и как правило их принимают интуитивно, порой даже противоречивые логическим доводам.

Математический подход.

При появлении компьютерной техники, возросла роль специалистов по системному и математическому управлению. Этот подход оказал большое влияние на развитее логического мышления в менеджменте, показал важность последовательности процедур и целей. С точки зрения этого подхода управляющий должен быть отчасти математиком и уметь оперировать с количественными моделями и методами. Но математика для менеджера – это инструмент, часть, а не целое.