Файл: История развития менеджмента (Эволюция теории менеджмента).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты истории развития менеджмента
1.1. Предпосылки развития российского менеджмента
1.2. Эволюция теории менеджмента
1.3. Сущность и значение менеджмента
2. Исследование научных школ и развития теории менеджмента
2.1. Школы научного управления в истории менеджмента
2.2. Анализ развития теории и практики менеджмента
3. Особенности и направления развития менеджмента
3.1. Особенности российского менеджмента
Операционный или эклектический подход.
Идея такого подхода была популярна в 70 - 80-е годы, в основу ее входит принцип стремления оценить управленческую ситуацию и использовать любую информацию, знания и навыки, которые дадут наилучшие результаты в конкретной ситуации. Таким образом данная идея уравновесила взгляды сторонников рациональных систем и поведенческих подходов[1].
Подход с точки зрения системного и ситуационного анализа.
Концепция теории системного и ситуационного анализа заключается в том, что управление рассматривается как искусство, особенность которого в применении науки к реальной ситуации, так как не существует универсальных наилучших способов решения проблем для любой ситуации. Данный подход появился в начале 90-х годов, в связи с интернационализацией, международного разделения труда, роста конкуренции и взаимозависимости фирм, создания международных систем информации, а также с увеличением роли мотивации и обращения к поведенческим аспектам человека. Ситуационный подход увеличил значение практического применения теории систем, обозначив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию[4]. Согласно данного подхода применяемые методики и концепции должны быть направлены к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. Системный подход в управлении базируется на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Управляющий должен руководствоваться тем, что для достижения общих целей компании необходимо рассматривать её как единую систему, важно выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.
2.2. Анализ развития теории и практики менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента – это обусловленный объективными (развитие общества и науки) и субъективными (менталитет руководства, его взгляды, восприятие научных теорий и закономерностей, консервативность и ориентированность на нововведения) обстоятельствами непрерывный процесс.
Практическая деятельность в сфере менеджмента является фундаментом, без которого невозможно эффективное функционирование современных предприятий. Организация не может действовать в постоянно трансформирующихся условиях внешней среды без грамотно спроектированной системы управления. На представления об управлении компанией оказывают влияние разнообразные факторы:
- характеристики внешней среды;
- уровень развития технологии;
- принятая в обществе система трудовых отношений;
- развитие информационных технологий.
Среди ученых не сформировано единого мнения о том, с какого момента управленческая деятельность приобрела статус самостоятельной сферы, перестав быть косвенным проявлением власти[6]. По мнению Р. Ходжеттса, условия для выделения менеджмента как специфического вида деятельности сформировали три управленческие революции:
- религиозно-коммерческая (V-IV тыс. лет до н. э.). В это время шумерские жрецы перестали приносить кровавые жертвы богам. Дань стала взиматься продуктами, которые находили практическое применение – использовались для обмена, накопления и потребления. В ведение жрецов были отнесены не только ритуальные почести, но и сбор налогов, распределение государственного бюджета и подобные обязанности;
- светско-административная (1792-1750 гг. до н.э.), связанная с реформами вавилонского правителя Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи сформировал первую административную систему, регулирующую многообразие отношений между разными социальными группами;
- производственно-строительная (605-562 гг. до н.э.), связанная с вавилонским царем Навуходоносором II. Его заслугой является совершенствование организации труда (в зернохранилищах и на текстильных фабриках).
А. И. Кравченко дополняет список еще двумя революциями:
- промышленная (Великая индустриальная революция XVIII-XIX вв.), стимулировавшая развитие капитализма в Европе. С этого момента обогащавшие менеджмент открытия стали происходить регулярно. На смену единому руководителю-собственнику пришел распределенный акционерный капитал, а управление при этом было передано наемным менеджерам;
- менеджерская революция (середина XX века), в ходе которой появился класс профессиональных менеджеров.
Современный менеджмент как наука развивается высокими темпами за счет синтеза накопленных практических наблюдений и теоретических разработок[12].
В развитии теории и практики менеджмента можно выделить множество подходов и школ. Тем не менее, можно выделить определенные крупные этапы.
Первые работы, демонстрирующие научный подход к обобщению накопленного управленческого опыта и закладывающие основы менеджмента как науки, появились в конце XIX – начале XX века. Исторически первым стал классический этап менеджмента, в рамках которого можно выделить три компонента:
1) Научный менеджмент (представители Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилберт и др.). В центре внимания исследователей находилась научно обоснованная организация производственных процессов, максимальная рационализация и стандартизация.
2) Административный менеджмент (представители А. Файоль, М.П. Фоллет и др.). Акцент смещается на изучение организации в общем, а также функциям планирования, организации, координации и контроля.
3) Концепция бюрократических организаций (ярчайший представитель – М. Вебер), предполагающая четкое разграничение сфер ответственности и должностных обязанностей рабочих, разделение управления и собственности, ведение отчетности в формализованном виде.
В 1930-х развивается школа «человеческих отношений», логическим продолжением которой стала школа поведенческих наук. На этом этапе в центр внимания были помещены поведение и потребности работников, психология отношений, групповые интересы и социальные взаимодействия. Эмпирической базой послужили эксперименты Э. Мэйо, проведенные в 1927-1933 гг. на предприятиях «Вестерн Электрик» в городке Хоторн (так называемые Хоторнские эксперименты)[15].
Среди важных принципов управления, сформулированных на этом этапе, можно указать следующие:
- у каждого индивидуума есть уникальные цели, мотивы, потребности;
- для формирования положительной мотивации с рабочими нужно обращаться как с личностями, а не как с «роботами»;
- на производительность труда влияют семейные или личные обстоятельства рабочих;
- решающим фактором является эффективная информация и процессы обмена ей.
В рамках этого этапа была разработана знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу.
Во второй половине XX века начинается новый этап развития теории и практики менеджмента, связанный с появлением количественной школы науки управления[5]. Ее особенностью стало широкое применение математических моделей для решения управленческих проблем. Основные подходы, применяемые на этом этапе:
- процессный (управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций – планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, связанных принятием решений и коммуникациями);
- системный (процессы и явления рассматриваются как целостные структуры, системные объекты);
- ситуационный (это не просто способ мышления, но и набор конкретных действий; его сущность сводится к тому, что различные ситуации для достижения максимального эффекта требуют применения разных инструментов управления и разных методов).
Необходимо отметить, что развитие менеджмента происходило не единообразно по всей планете. На каждом из этапов проявлялись национальные особенности, что привело к формированию японской, европейской и американской моделей, имеющих значительные различия.
2.3. Концепции и функции менеджмента в современной экономике
В современном мире существует множество функций и концепций менеджмента. В каждой стране они хотя бы немного, но отличаются друг от друга. В данной статье я рассмотрю общепринятые и основополагающие концепции и функции в менеджменте.
В настоящее время выделяют 4 основные концепции, вклад которых в развитие современной теории и практики менеджмента был наиболее значим:
1) Концепция научного управления. Эта концепция получила свое развитие в США. Родоначальником данной концепции является Фредерик Тейлор, который рассматривал менеджмент, как науку с точными законами, правилами и принципами, отделяя планирование от фактического выполнения самой работы. Именно Тейлор сформулировал вывод о том, что работу стоит расценивать, как определенную специальность[7].
2) Концепция административного управления. Эта концепция направлена на разработку общих проблем организаций. Также разрабатывались принципы управления организацией в целом. В рамках этой концепции сама организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутренней рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Также считалось, что для достижения максимальной эффективности организации нужно управлять самой организацией систематизировано.
3) Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. В рамках этой концепции понятие «менеджмент» было впервые определено как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Эта концепция очень сильно отличается от концепции научного управления. Исследования А. Маслоу, показали, что эффективность работы зависит не от экономической силы (Заработная плата, премии и другие денежные поощрения), а от психологического состояния работника. То есть его отношения с другими работниками, отношения с непосредственным начальством. Следовательно, придерживаясь этой концепции начальник не должен сторонится своих подчиненных, а наоборот, стараться поддерживать с ними хорошие отношения. Но не нужно путать хорошие деловые отношения и дружеские. Ни в коем случае нельзя своим подчиненным становиться другом - это приведет наоборот к упадку эффективности. Здесь очень хорошо прослеживается использование такой функции, как мотивация.
4) Концепция управления с позиций науки о поведении. Это одна из самых современных концепций менеджмента на данный момент времени. Основное положение данной концепции -это повышение эффективности организации в результате повышения эффективности каждого работника этой организации.
Все концепции так или иначе связаны с функциями. Каждая концепция задействует некоторый ряд функций менеджмента.
Функций менеджмента существует достаточно много. Определяются они национальными особенностями. Исследователи выделяют 5 основных функций менеджмента:
1) Планирование - это процесс составления планов работы организации. На этом этапе определяются цели организации; ресурсы, необходимые организации для достижения поставленных целей; способы достижения поставленных целей. Планирование-это лишь начальный этап. Когда этот этап уже пройден, то можно переходить к организации.
2) Организация - это функция, которая заключается в распределении обязанностей между подчиненными и важно, чтобы это распределение было правильным. Правильное распределение обязанностей и задач между сотрудниками позволят перейти к следующему этапу, но ведь нужно не только распределить обязанности, задачи и полномочия. Работа будет максимально эффективной только в том случае, если работники будут понимать зависимость их выгоды от результата выполненной работы[3]. Эта задача решается следующей функцией.
3) Мотивация - это активизация деятельности персонала, а также побуждение этого персонала к эффективному труду для достижения поставленных организацией целей. Благодаря этой функции можно создать наиболее благоприятные условия труда на предприятии. После того, как созданы благоприятные условия труда можно приступать к следующей функции.
4) Контроль - это процесс в ходе которого определяется, во-первых, достигнуты цели или нет, а во-вторых, требуется ли корректировка целей, планов или решений. Также эта функция очень важна. Менеджер должен контролировать всю работу своих сотрудников. Всегда найдется тот, кто захочет нарушить правила с той или иной целью.
5) Координация - эта функция чаще всего растворена в четырех других функциях, но это не значит, что она не важна. Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. Координация между всеми работниками организации очень важна. Так например в крупной фирме 2 работника выполняющие похожие обязанности и задачи без координации могут выполнять одну и ту же задачу и каждый из них потратит лишнее время, ведь если бы они работали сообща, то задача была бы решена куда быстрее. Поэтому хорошему менеджеру необходимо уметь координировать своих работников между собой.