Файл: Подвижная игра как средство физического воспитания младших школьников (Анализ работы по применению подвижных игр).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

2.1 Содержание практической работы подвижных игр как средство физического воспитания младших школьников

Для выявления состояния уровня сформированности физического воспитания в учебной деятельности мы использовали подвижные игры.

Базой нашего исследования стала школа № 1517 города Москвы.

Целью экспериментальной работы являлось выявление физических качеств школьников при помощи подвижных игр.

На констатирующем этапе детям предлагались тесты физического характера. Цель заключалась в выявлении уровня физического воспитания.

При исследовании физического опыта младших школьников мы использовали упражнения на скорость, выносливость, ловкость.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Выносливость – способность, к длительному выполнению какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.

Скорость - способность совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Упражнение на определение выносливости.

Прыжки через скакалку (Дети принимают исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков за 1 минуту. При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку нормально функционировать в экстремальных условиях.

Упражнение для определения скоростных качеств.

Бег на 60 метров хода (на асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от неё) ставится ориентир (яркий предмет, кегля), для того,чтобы ребенок, пересекая линию финиша. Тест позволяет оценить качества ребенка и его реакцию.


Упражнение для определения ловкости.

Челночный бег 3 раза по 10 м. Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики. Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

Анализ тестирования класса показывает, что физические умения неоднозначны для своей выборки.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент. Здесь было разработано и проведено множество подвижных игр по формированию физической воспитанности.

Методология игры на свежем воздухе включает в себя неограниченные возможности для комплексного использования различных техник, направленных на формирование личности ребенка, а также умелое педагогическое управление им. Подготовка учителей, наблюдение и предвидение особенно важны [16; S.112].

Организация игры включает в себя подготовку ее хода, то есть выбор игры и ее места, разметку сайта, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Техника вождения игры на свежем воздухе включает в себя: сбор детей для игры, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, управление ходом игры. Методологическим шагом является объявление результаты, релаксация, обобщение игры и ее оценка. [21, стр. 112]

При проведении игры на открытом воздухе следует помнить, что необходимо собрать детей в том месте на месте, откуда начнутся действия игры, сбор должен быть быстрым и интересным. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Сбор детей на игру. Младшие школьники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Подборка игр. Выбор и планирование подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных навыков, состояния здоровья каждого ребенка, их индивидуальных типологических характеристик, времени года, Схема характеристики, расположение, интересы детей.


При выборе сюжетных игр учитывается формирование у ребенка представлений о сюжете, в который играют. Для лучшего понимания сюжета игры учитель проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные работы, организует наблюдения за природой, привычками животных, деятельностью людей разных профессий (пожарные, водители, спортсмены и т. Д.), Часы видео, фильмы и фильмы, ведет беседы. Учитель уделяет пристальное внимание подготовке атрибутов игры. Учитель поднимает их с или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, игры с выносливостью, ловкостью.

Вызывает интерес к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в начале игры, чтобы сосредоточиться на игровых действиях. Методы пробуждения интереса тесно связаны с методами сбора детей. Иногда это одно и то же.

Интерес детей к игре с элементами соревнования возрастает, когда они носят форму, капитанов команд, рефери и его помощника. Команды получают очки за правильное и быстрое выполнение заданий. Результат расчета определяет оценку качества поставленных задач и коллективных действий каждой команды.

Объяснение правил. Лидер должен кратко изложить правила игры, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести то, что происходит в действиях. Все средства выражения - интонация, выражение лица, жесты, а также игры с рассказами и имитациями - должны быть надлежащим образом использованы в объяснениях, чтобы подчеркнуть суть, создать атмосферу радости и сосредоточиться на игровых действиях. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.


Учитель объясняет игру без действия и показывает порядок действий, правила и сигналы в игре. Он отображает расположение игроков и игровые атрибуты в пространственной терминологии. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться на комментарии детей. С вопросами он проверяет, как дети понимают игру. Если они понимают правила игры, это весело и увлекательно.

Комбинируя групповые и командные игры, учитель учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В командах учитель отбирает одинаково сильных детей; Чтобы активировать небезопасных, застенчивых детей, они сочетаются с смелыми и активными.

Роли. Роли определяют поведение детей в игре. Дети очень активны, и каждый хочет быть водителем, поэтому руководитель должен назначать их в соответствии с их способностями. При выборе главной роли дети должны восприниматься как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Руководство игрой. В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле за ходом игры и направлен на выполнение ее программного содержания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.


Большинство учеников начальных классов хорошо владеют базовыми движениями. Учитель обращает внимание на качество движений, обеспечивает их легкость, красоту и уверенность. Дети должны быстро ориентироваться в космосе, проявлять сдержанность, смелость, находчивость, творчески решать свои моторные задачи. В играх необходимо определять задачи, которые дети должны решать самостоятельно.

В поисках решения определенных двигательных проблем в подвижных играх дети сами приобретают знания. А знания, полученные нашими собственными усилиями, сознательно и более прочно усваиваются в памяти. Решение различных проблем вселяет в детей уверенность в собственных силах и радует маленьких самостоятельных открытий. Благодаря мудрому совету педагога в мобильной игре творческая активность детей успешно формируется: они предлагают варианты игры, новые истории, более сложные игровые задания.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет их вовлеченность в усложнение правил. Первоначально учитель играет главную роль в различных играх, но постепенно дети получают все больше и больше независимости.

Оценивая игру, учитель замечает положительные качества детей, называет тех, кто успешно сыграл свою роль, проявляет смелость, настойчивость, взаимную поддержку и творческий подход, следует правилам, а затем анализирует причины нарушения правил. Учитель анализирует, как был достигнут успех в игре. Краткое содержание игры должно быть сделано интересным и интересным способом. Все дети должны участвовать в обсуждении игры, так как они привыкли анализировать свои действия, создавая более осознанное отношение к выполнению правил игры. Результат игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Детей надо хвалить.

Игра заканчивается прогулкой, которая постепенно снижает физическую активность и нормализует сердечный ритм ребенка. Следует отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.