Файл: Подвижная игра как средство физического воспитания младших школьников (Анализ работы по применению подвижных игр).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Подвижные игры. Сущность и восприятие.
1.2 Формирование и особенности физического воспитания младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
2.2 Анализ работы по применению подвижных игр как средство воспитания младших школьников
Распределять подвижные игры рекомендуется следующим образом:
в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);
в основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно, и лишь изредка - в сочетаниях.
Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Игры на выносливость.
Игра « Тяни-толкай»
Описание игры: Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях. В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт. Таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую - спиной.
Правила игры: Каждый играющий в одну сторону бежит лицом, а в другую — пятится спиной. Нельзя партнера поднимать и нести на себе. Упавшие или запутавшиеся дети выбывают из игры.
Атрибуты и инвентарь: Фишки.
Место проведения: Стадион.
Игра « Перебежки»
Описание игры: Игроки бегают в среднем темпе от одной метки до другой. Побеждает игрок, пробежавший больше всех.
Правила игры: На расстоянии в 40-50м. друг от друга, чертятся две линии (или ставятся фишки). Игроки начинают бег в среднем темпе от одной линии (фишки).Добежав до другой линии, игроки разворачиваются и бегут обратно до первой линии. Так бегают от линии до линии до тех пор, пока не останется самый выносливый игрок - он и является победителем. Постепенно из игры будут выбывать самые слабые участники.
Атрибуты и инвентарь: Фишки.
Место проведения: Стадион
Игра «Удочка»
Описание игры: Перед началом игры выбирается драйвер. Все ребята находятся в кругу и ведут к центру круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать струну так, чтобы она скользила по земле, кружась под ногами игроков.
Игроки прыгают, стараясь не задеть ни одного из них.
Правила игры: игрок считается пойманным, если веревка не коснулась его выше лодыжки.
Игроки не должны приближаться к водителю, прыгая.
Любой, кто касается веревки, становится посередине и начинает вращать веревку, и его место занимает старый пилот.
Особенности и оснащение: Скакалка.
Расположение: тренажерный зал, стадион.
Игра "Кошки и Мыши"
Описание игры: Выбраны два драйвера - кошка и мышка. Другие игроки образуют круг, держась за руки, образуя дверь между ними. Кот находится за кругом, мышь находится в круге. Задача кота - войти в круг и поймать мышь. В этом случае кошке разрешается пробивать цепочку игроков, ползать под соединенными руками или даже перепрыгивать через нее. Игроки стараются не оставлять кота в кругу. Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.
Правила игры: Играющие встают лицом друг к другу и берутся за руки так, чтобы между ними оставалось достаточное расстояние. Когда кошка пытается пробраться внутрь круга, или наоборот выбраться из него, играющим запрещается сдвигать плечи. Мышка, оказавшись за пределами круга, не имеет права убегать далеко.
Место проведения: Спортивный зал, стадион.
Игры на развитие ловкости.
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Описание игры: Дети трижды встают и держатся за руки, образуя круг. У каждого из них есть названия: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий вышел из круга. Фасилитатор произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, у которых есть это имя, меняются местами, и модератор пытается занять место кого-то другого. Если ему это удается, он становится сумасшедшим («желудь», «опухоль»), а тот, кто остается без места, становится лидером.
Правила игры: дети встают три раза и держатся за руки, образуя круг. У каждого из них есть названия: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий вышел из круга. Фасилитатор произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, у которых есть это имя, меняются местами, и фасилитатор пытается занять чужое место. Если ему это удается, он становится сумасшедшим («желудь», «опухоль»), а тот, кто остается без места, становится лидером.
Атрибуты и экипировка: очки.
Место: тренажерный зал, стадион.
Игра «Спешите забрать».»
Описание игры: В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Правила игры: В круге диаметром 1 метр участник держит в руках волейбол. На спине игрока есть 8 теннисных мячей (резиновые). По сигналу участник бросает мяч вверх и, находясь в воздухе, пытается поймать как можно больше шаров и, не покидая круг, ловит мяч.
Победителем становится участник, которому удалось поймать наибольшее количество мячей.
Атрибуты и оборудование: волейбол, теннисные мячи.
Место проведения: тренажерный зал, стадион.
Давать руки
Описание игры: Перед игрой дети выбирают территорию, за которой вам не обойтись. Выбран один лидер - салька, остальные игроки свободно передвигаются по сайту. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, а дети, как правило, держатся за руки с ближайшим игроком. Держась за руки, они перестают смотреть друг на друга. В этом случае ствол не имеет права их ликвидировать. Если теленок достиг одного игрока, они меняются ролями.
Правила игры: перед игрой дети выбирают территорию, за которой невозможно обойтись.
Выбран один лидер - салька, остальные игроки свободно передвигаются по сайту.Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Держась за руки, они перестают смотреть друг на друга. В этом случае ствол не имеет права регулировать их.
Если колк поймал одного игрока, они меняются ролями.
Расположение: тренажерный зал, стадион.
Игра "Цапля без укрытия"
Описание игры: «Удары» располагаются на полу, на один меньше, чем у игроков. Во время музыкального сопровождения игроки выполняют различные виды движений (ходьба, прыжки, ползание, бег и т. Д.).
Правила игры: останавливая музыку, игроки должны взять свободный «горб» и встать на одну ногу, как цапля. Игрок, которому не удалось выполнить «удар», выполняет определенное задание, например, ударяет по мячу правой рукой.
Атрибуты и инвентарь: объекты, обозначающие «кочки».
Расположение: тренажерный зал или музыкальная комната.
Скорость разработки игр.
Игра "зима-лето"
Описание игры: В игре участвуют две команды: "зима" и "лето".
Как только глава игры восклицает «Зима!» Или если брошенный посредине поля круг падает белым, «зима» преследуется и убегает.
«Лето»- ловцы преследуют «зиму», чтобы запятнать их в пределах поля.
По команде «лето!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Правила игры: После каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
Атрибуты и инвентарь: Мел.
Место проведения: Спортивный зал, Стадион
Игра «Лиса и куры»
Описание игры: В середине зала четыре гимнастические скамейки в виде квадрата с планками вверх, это «окунь». Выбран один водитель - лиса и охотник. Все остальные игроки являются «цыплятами». В одном углу зала есть «дыра», в которой находится «лиса». В другом углу стоит «охотник». «Куры» расположены вокруг «окуня».
По сигналу «куры» начинают взлетать до «окуня», затем отлетают от него или просто идут вокруг «курятника» (возле скаймеки, образующей «курятник»). Согласно второму сигналу, «лиса», приблизившись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лиса» берет запечатанного за руку и ведет в свою «нору». Если по пути он встречает «охотника», «лиса» выпускает пойманного, и он убегает в нору. Пойманный возвращается в «курятник», и тогда все «курицы» слетают с окуня. Если «охотник» ловит «лису», выбирается новая «лиса». Игроки, не пойманные ни разу, побеждают.
Правила игры: 1) Забежав в «курятник», «лис» может осалить только одного игрока. 2) Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь(поддерживать).
Атрибуты и инвентарь: Гимнастические скамейки.
Место проведения: Спортивный зал, стадион.
Игра «Бери скорее»
Описание игры: Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет.
Правила игры: Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.
Атрибуты и инвентарь: Фишки.
Место проведения: Спортивный зал, стадион.
Игра «Успей поймать»
Описание игры: Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли.
Правила игры: Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает.
Место проведения: Мяч, камешки.
Атрибуты и инвентарь: Спортивный зал, стадион.
2.2 Анализ работы по применению подвижных игр как средство воспитания младших школьников
Нами была проведена исследовательская работа по выявлению физических качеств младших школьников через подвижные игры, по выявлению сформированности или несформированности физического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе одной школы: муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной 189 школы города Новосибирска.
Для диагностики интересующей нас проблемы был взят один класс:
4 «А» класс.
Краткая характеристика класса.
4 «б» класс 189 МБОУ СОШ: Ребята этого класса – активные участники классных, общешкольных и районных мероприятий. Класс дружный, сильный. Интересы у детей разносторонние. Ребята участвуют в разных конкурсах «кенгуру», «русский медвежонок», «лукоморье». Учащиеся с удовольствием посещают, борьбы, танцевальные кружки, спортивные секции.
Исследование проводилось в три этапа:
1. констатирующий эксперимент;
2. формирующий эксперимент;
3. контрольный эксперимент.
Цель исследования на констатирующем эксперименте – выявить уровень физической воспитанности младших школьников в школе.
Цель формирующего эксперимента – формирование физической воспитанности младших школьников через подвижные игры.
Цель исследования на контрольном эксперименте – выявить путем повторного эксперимента то, насколько изменился уровень физической воспитанности через подвижные игры.
Для диагностики физического воспитания мы использовали упражнения на выносливость, скорость, ловкость. Физическое воспитание мы определяли по следующим критериям;