Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, система и формы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, что согласно Конституции РФ в России устанавливается обеспечение самостоятельности при реализации полномочий на уровне местного самоуправления. Этот факт порождает необходимость внесения ясности в вопрос о том, что же именно федеральная власть вкладывает в рамки дозволенных действий на уровне местного самоуправления.

Исходя из этого, приобретает актуальность вопрос о раскрытии полномочий местного самоуправления.

Цель данного исследования заключается в комплексном анализе тенденций и перспектив развития системы местного самоуправления на примере МО город Петергоф

Для того, чтобы достичь поставленную в данном исследовании цель, необходимо разрешить ряд задач:

1. Дать общее определение содержанию правового феномена местного самоуправления и определить его базовые принципы и функции реализации местного самоуправления на территории российского государства

2. Определить круг правовых источников, которые осуществляют регламентацию и регулирование правоотношений, которые возникают как в рамках осуществления местного самоуправления, так и в процессе взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью.

3. Проанализировать и раскрыть полномочия в рамках осуществления местного самоуправления.

4. Выявить тенденции взаимодействия местных органов власти с населением в муниципальном образовании город Петергоф

5. Определить основные перспективы развития местного самоуправления в муниципальном образовании город Петергоф

Соответственно, по ходу нашего исследования предметом будет выступать весь комплекс правоотношений, возникающих по поводу осуществления полномочий при реализации местного самоуправления, а объектом будет выступать само местное самоуправление как целостное правовое и структурное подразделение реализации республиканской формы правления в рамках российского государства.

В настоящее время принципы местного самоуправ­ления в Российской Федерации являются предметом исследования большого круга ученых и практиков, таких как Авакьян С.А., Гранкин И.В., Гриценко Е.В., Комарова В.В., Осадчий О.В., Султанов Е.Б., Хабибуллин А.Р. Шугрина Е.С., Фадеев В.И., и др.

Методологической базой нашего исследования послужили материалы, прежде всего, правовых актов в области регулирования полномочий местного самоуправления в России, а также специальные законы РФ и специальная литература по обеспечению правового регулирования местного самоуправления в России.


1. Теоретические основы организации местного самоуправления в РФ

1.1. Понятие, система и формы местного самоуправления

В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление[5,с.74].

Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей[11,с.32].

Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов; заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов. Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел[4,с.82].

Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина[7,с.94].

Конституция Российской Федерации наделила граждан России правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами[1].:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;


- голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования сход граждан правотворческая инициатива граждан;

- территориальное общественное самоуправление;

- публичные слушания;

- собрание граждан конференция граждан (собрание делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в органы местного самоуправления;

- наказы избирателей.

Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями[5,с.24].

Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан[12,с.34].

Соответственно, они имеют разную правовую природу. Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями[14,с.89].

На данный момент местное самоуправление не относится к государственному управлению, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[6,с.31].

Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

Рисунок 1 - Система органов местного самоуправления[5,с.74].

Хочется заметить, что не так давно в Госдуму был внесен проект поправок в закон о местном самоуправлении, предусматривающий появление нового вида муниципального образования – муниципального округа. В него могут входить не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов, но сам округ не может быть частью муниципального района – на его территории, как и в городском округе, исключено существование двухуровневой системы местного самоуправления[10,с.123].

При этом муниципальный округ может быть создан в случае объединения муниципального района с городским округом. Входящие в состав округа поселения утрачивают статус муниципальных образований.

Принятие поправок по нашему мнению позволит со временем уйти от двухуровневой системы местного самоуправления, появившейся после реформы 2003–2007 гг.

1.2. Основные принципы организации местного самоуправления

Принцип местного самоуправления является фунда­ментальным принципом среди общих принципов демо­кратии, разделяемых всеми Государствами - чле­нами Совета Европы. Он закреплен в Европейской хартии местного самоуправления [2].


Современные исследователи отмечают роль данно­го международного документа в объединении различ­ных муниципальных систем европейских государств на уровне принципов и тем самым установлении предпо­сылок унификации различных моделей организации местной власти[15,с.108].

Особенностью природы принципа местного самоуправ­ления является его сложносоставное комплексное со­держание, раскрываемое через систему других принци­пов права. Вместе с понятием принцип и используется понятие «принципы местного самоуправления».

Европейская хартия местного самоуправления за­крепляет большой перечень принципов местного са­моуправления [2].

Однако, они регулируют лишь основы местного самоуправления, далее данные положения должны быть конкретизированы и адаптированы в правовую систему каждого государства Совета Евро­пы. Это подразумевает построение целой системы принципов организации местного самоуправления в каждом конкретном государстве.

Согласно положениям Европейской хартии местного самоуправления государство может самостоятельно определить перечень тех органов местного само­управления, которые будут ограничены или исключены из - под действия Хартии [2].

Также страна может изме­нить свою позицию через уведомления Генерального секретаря Совета Европы. В данном случае это явля­ется гарантией индивидуального подхода к осуществ­лению местного самоуправления с учетом историче­ских, организационных и экономических особенностей каждой территории любого государства, которое ра­тифицировало этот международный акт.

Исходя из уровня правового регулирования, выделя­ются международные и национальные принципы мест­ного самоуправления. Международные принципы за­креплены в Европейской хартии местного самоуправле­ния [2].

В то же время растет число других международных документов, посвященных местному самоуправлению. Например, п. 18 Договора о Евразийском экономиче­ском союзе включает принцип обеспечения каждым государством-членом независимости, неподконтроль­ности и неподотчетности органов местного самоуправ­ления любому лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в секторе экономики, регулирование ко­торого входит в сферу его компетенции.

Говоря о национальных принципах местного само­управления применительно к Российской Федерации, хотелось бы отметить, что, Конституция России 1993 года закрепляет систему основных принципов местно­го самоуправления, содержащихся в Европейской хар­тии местного самоуправления, несмотря на то, что она была ратифицирована в 1998 году.


Представляется, что в данном вопросе правового регулирования Рос­сия пошла дальше многих других государств по за­креплению принципов местного самоуправления именно на уровне акта высшей юридической силы.

Само понятие «принципов местного самоуправления» представлено в работах ученых в различных вариантах. Так, принципы местного самоуправления, как основополагающие пра­вовые идеи, которые выражают сущность местного са­моуправления, его отличительные черты и признаки, являясь своеобразной гарантией местного самоуправ­ления [11,с.124].

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой мест­ного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, фор­мируемых им органов, самостоятельно осуществляю­щих управление муниципальными делами. Пред­ставляется, что данные понятия являются в определен­ной мере идентичными по своему содержанию и отра­жают сущность данной правовой категории[12,с.32].

Также учеными предложены различные классифика­ции принципов местного самоуправления, такие как основные и частные, общие и специальные, специфи­ческие и универсальные и т.д. Многие из них отож­дествляются. Однако, данный факт приводит к не­которой путанице в научной и учебной литературе[15,с.47].

Обобщение позиций ученых по данному вопросу, да­ет возможность предложить следующую базисную классификацию принципов местного самоуправления по степени их распространения: общие (основные, конституционные), специальные (это отраслевые и функциональные) и частные (институциональные или касающиеся отдельных объектов).

Общие принципы местного самоуправления - это об­щие правила правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления[4,с.75].

Указан­ные принципы содержатся в различных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, и регулируют закономерности построения и функциони­рования местной власти в России. Это понятие является базовым, всеобъемлющим по своему применению к сфере местного самоуправления.

Общие принципы местного самоуправления содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 года, Федеральном законе №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законе РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О за­крытом административно-территориальном образова­нии», Федеральном законе от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукоградов Российской Федерации», в специ­альных законах об организации местного самоуправле­ния в субъектах Российской Федерации и т.д. [1].