Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Вестфальская модель мира и суверенитета).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика понятия суверенитет
1.1 Понятие и юридическая природа суверенитета
1.2 Вестфальская модель мира и суверенитета
2. Особенности суверенитета государства в современных условиях
2.1 Современные политико-правовые трансформации суверенитета государства
2.2 Проблема изменения суверенитета государства в связи с глобализационными процессами
2.3 Суверенитеты федеративного государства и унитарного государства
Хотя, конечно, такую цель никто не преследует, но определенный повод для таких разговоров создан отказом от прозрачности и должного разъяснения принимаемых решений. Вот здесь демократия и должна была сработать. Во-вторых, положение усугубляется тем, что подбрасываются различные идеи о симметричной, ассиметричной кооперативной федерации с делегированным и не делегированным суверенитетами. [21, C. 52] В связи с этим, выскажемся в нескольких словах о суверенитете федеративного государства.
Суверенитет федеративного государства вообще ничем не отличается от унитарного ни по определению, ни по природе. В основном дискуссия возникает вокруг вопроса о том, делегируют или не делегируют субъекты часть своего суверенитета федерации. Если делегирует, то сколько и в каком измерении. Либо этот процесс идет в обратном порядке? Можно гипотетически допустить, что делегированный федерализм отражает особенности образования союзной федерации, когда полномочия центральной власти определяются государствами, объединяющимися в союз. Второму виду федерализма характерна передача центром (“спускает” или “дарит”) определенный объем государственной власти территориям (субъектам) с учетом их обоюдных интересов. Вокруг этого велось как много дельных, так и малоинтересных с научной точки зрения разговоров. Даже сейчас пишут: “Реальный суверенитет России существенно уменьшился к концу 90*х гг.”. [13, C. 49] Ну как здесь не спросить: на сколько тонн уменьшился? А если серьезно, то “уменьшился” не суверенитет, а ослабло в свое время конституционное отношение к нему! Многие все же продолжают взвешивать суверенитет, раздумывая над весом отдаваемого суверенитета. Совершенно напрасная затея, ибо свой суверенитет государство, будучи в трезвом уме, дарить или “спускать” субъектам не будет. Если федеративное государство образуют несколько государств, то каждый из них уступает свой суверенитет возникающей федерации. Все эти суверенитеты сливаются в единый суверенитет федеративного государства. При развитии федерации на основе различных территорий – поселений, не обретших статуса государства, также результат аналогичен. Территории субъекты наделяются полномочиями, а государство, которое они создали, приобретает суверенитет.
На таком принципе возникли и развиваются фактически все федеративные государства (РФ, США, Бельгия, Бразилия, Мексика, ФРГ и др.). В Конституции Российской Федерации в ст. 4 прямо указано: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию”. И это правильно, учитывая историко-политические уроки в развитии российской государственности. Статьи 71, 72, 73 на основе предметов ведения показывают, кто наделен суверенитетом, а кто вытекающими из него полномочиями.
Заключение
Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
- Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, выражающееся в ее способности быть независимым при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства. В современных условиях суверенитет государства в его внешнеполитическом аспекте ограничен системой международных правовых отношений, а во внутреннем плане - демократическим правом народа выступать единственным источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы, обусловливающие суверенитет государства, имеют тенденцию к постоянному сближению и взаимодействию, определяя тем самым демократизацию всего мирового порядка.
-Идее государственного суверенитета предшествовало понятие автаркии (самоудовлетворенности). Смысл автаркии как признака государства состоял в том, что государство по своей природе таково, что оно не имеет над собой никакой подобной ему власти и в силах самостоятельно реализовать все свои полномочия. Понятие автаркии сложилось в конкретных исторических условиях, когда в Древней Греции, а затем в Древнем Риме возникла особая форма организации общества - города-государства (полиса). В соответствии с таким восприятием каждый полис представлялся как самостоятельная, обособленная гражданская община, не нуждающаяся в соседях и независимо от них удовлетворяющая потребности своих граждан в организации их публичной жизни.
- Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании государственного суверенитета связывается с эпохой позднего средневековья. В этот период получила свое развитие идея о необходимости политического объединения феодально-раздробленного государства. Государственный интерес провозглашался в качестве высшего политического интереса и фокусировался на фигуре единоличного верховного властителя - государя.
В процессе генезиса либеральной политико-правовой мысли абсолютистская концепция суверенитета претерпела идеологическую ревизию по двум направлениям:
1) «смена субъектов»; Первое направление формирования идеи ограничения трансгрессивной сущности абсолютной государственной власти связано со сменой субъекта суверенной власти. Основной идеей этих ревизионистских, революционных по своей сути воззрений был «перенос» суверенитета с монарха на такие субъекты политической системы, как народ и нация. Соответственно, идея государственного суверенитета в его абсолютистской интерпретации трансформируется в учения о народном и национальном суверенитете.
2) «ограничение суверенитета». Второе направление развития идей об ограничении абсолютного суверенитета связано с формированием концепции «сдержек и противовесов», в рамках которой моделировались различные механизмы контроля за государственной властью и разграничения властных полномочий.
-Вопросы суверенитета федеративного государства лучше всего могут быть разрешены через категории «часть» и «целое», где частью выступает субъект федерации входящий в состав федерации. Целое же представляет собой государство, включающее в себя в качестве составных частей другие юридически связанные между собой политические образования, и обладающее такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Исходя из указанной схемы, в качестве основного свойства, отличающего федеративное целое от его составных частей (субъектов), должен выступать государственный суверенитет.
В рамках модели современного российского федерализма в принципе не допускается дробление суверенитета и не предполагается сама возможность его делегирования субъектами федерации федеральному центру путем договора. Все основные вопросы разделения государственной власти решаются путем разграничения предметов ведения и передачи властных полномочий.
-В условиях социально-экономической глобализации усиливается значимость вопросов, связанных с гарантированностью и обеспечением внешнего суверенитета государства, представляющего собой квинтэссенцию социально-экономических и политико-правовых интересов, отстаиваемых государством на международной арене. В этом смысле понятие государственного суверенитета по своему содержанию близко к понятию международной правосубъектности. Утрата государством суверенитета как неотъемлемого свойства государственности означает, по сути, аннулирование данного государства как субъекта политико-правовых отношений.
-Правовые средства обеспечения государственного суверенитета - это юридический инструментарий (структурно-функциональные институты и технологии), при помощи которого гарантируется и поддерживается состояние верховенства государственной власти, независимость и индивидуальность государства как самостоятельного субъекта права. К числу правовых средств обеспечения государственного суверенитета прежде всего следует отнести: конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
Государство |
(лат. imperium, civitas; англ. state) - в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. |
|
Демократия |
(от гр. demos - народ + cratos -власть: власть народа, народовластие; англ. democracy) - в теории государства и права одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, основанная на признании народа в качестве источника власти и возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления граждан. |
|
Единое экономическое пространство |
(англ. United Economic Market/Space) - в праве и экономике рынок со свободным перемещением товаров и капиталов между соседними государствами или группой государств. |
|
Межгосударственные договоры |
(англ interstate treaties) - разновидность международных договоров; соглашения, заключаемые между двумя или несколькими суверенными государствами на определенный срок или бессрочно. |
|
|
(лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) - чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием др. субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности. |
|
Орган государства |
(от rp. organon - орудие, инструмент; англ. organ, body, agency) - государственная структура, обладающая организационным единством, собственной компетенцией и специальным назначением |
|
Право |
(англ. law, right) - 1) в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право). |
|
Суверенитет |
(от фр. souverainete - верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) - верховенство и независимость власти. Различают: а) гос-ный С. как верховенство гос-ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. |
|
Федерация |
(от лат. foederatio - союз, объединение; англ. federation; фр. federation) —в многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой несколько гос-ных образований, образуют единое союзное государство |
|
Функции государства |
(англ. functions of the state) - основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом |
Список использованных источников
1 |
Богатуров, А.Д. Истоки американского поведения [Текст]: Журнал Россия в глобальной политике. - М.: Норма, 2004. - ISSN 1810-6439. 2004, № 6, С. 81-78 |
2 |
Богатуров, А.Д. С устареванием суверенитета не все просто // Международная жизнь [Текст]: Журнал Россия в глобальной политике. - М.: Норма, 2006. - ISSN 1810-6439. 2006, № 3, С. 21-38 |
3 |
Богомолов, О. Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка [Текст]: Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития/ Богомолов О., Некипелов А. -М.: Альпина паблишерс, 2003. – 224с.- ISBN 978-5-9614-1119-5 |
4 |
Боден, Ж. Какова главная цель хорошо управляемого государства [Текст]: Антология мировой правовой мысли / Ж. Боден. – М.:БЕК, 1999.- 792с.- ISBN 5-85639-345-7 |
5 |
Верещагин, В.Ю. Национальная государственность в условиях глобализации [Текст]: Монография/ Верещагин В.Ю., Цуканова О.И.- Ростов на Дону: Дон 2006.- 456с.- ISBN 5-98534-445-2 |
6 |
Гавлик, П. Страны с переходной экономикой: тенденции развития и перспективы [Текст]: Проблемы теории и практики управления. -М.: Международная медиа группа,2004.- ISSN 0234-4505. 2004, № 1, с. 8.-15 |
7 |
Гессен, В.М. Общее учение о государстве [Текст] /В.М. Гессен. – СПб.: Питер, 2009.-234с.- ISBN 5-93295-136-6 |
8 |
Гринин, Л. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса [Текст]/ Л.Гринин. –М.: Зерцало, 2007.- 451с.-ISBN 5-94373-036-2 |
9 |
Гринин, Л.Е. Современные производительные силы и проблемы национального суверенитета [Текст]: Философия и общество. 1999, № 4, С. 39-47 |
10 |
Избулатов, Х. Х. Экономический суверенитет России в условиях нового геополитического порядка: юридические формы реализации [Текст]: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2007.-29с. |
11 |
Кокошин, А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе [Текст]/А.А. Кокошин.– М.: Проспект, 2006. – 257.- ISBN 5-9258-0069-9 |
12 |
Кокошин, А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе[Текст]/ А.А. Кокошин. -М.: Европа, 2006. – 421с.- ISBN 5-691-01696-7 |
13 |
Кокошин, А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе [Текст]/А.А. Кокошин. –М.: Комбук. 2005.- 72с.- ISBN: 5-484-00256-7 |
14 |
Кузнецова, Е. С. Суверенитет в обмен на мечту[Текст]: Юрист. - М.: Изд. группа "Юрист", 2006. - ISSN 1812-3929. 2006, № 3, С. 48-59 |
15 |
Кузьмин, Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире [Текст]: Журнал российского права. - М.: Норма, 2006. - ISSN 1605-6590. 2006, № 3, С. 11-23 |
16 |
Кустарев, А. Кризис государственного суверенитета (обзор новейших точек зрения западных политологов) [Текст]: Журнал российского права. - М.: Норма, 2004. - ISSN 5-89921-023-0. 2004, № 1, С. 166-178 |
17 |
Лебедева, М.М. Формирование новой политической структуры мира // Мегатренды мирового развития [Текст]/ М.М. Лебедева.-М.: Экономика, 2001.– 295 с. – ISBN 5-282-02106-4 |
18 |
Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2009. - 488 с. - ISBN 5-7975-6984-4. |
19 |
Полякова, Т.М. Суверенитет государства и глобализация [Текст]: Юрист. - М.: Изд. группа "Юрист", 2006. - ISSN 1812-3929. 2006, № 11, С. 10-21 |
20 |
Спиридонова В.И. Глобализация и национальное государство [Текст]: Государство и право. – М.: Наука, 2006. - ISSN 0132-0769. 2006, № 10, С.23-30 |
21 |
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма[Текст]/И.А. Умнова. – М.: Статут, 1998. -243с.- ISBN 5-8354-0466-3 |
22 |
Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории [Текст]: Пер. с нем. Ильин Н.Д. / Ю. Хабермас.- СПб.: Наука, 2004.-421с.- ISBN 5-466-00342-3 |
23 |
Хестанов, Р. Россия без Ялты. Современный мир требует частичного отказа от суверенитета [Текст]: Политический журнал. - М.: Изд. группа " Политический журнал ", 2005. - ISSN 1812-3929. 2005, № 16, С. 63-78 |
24 |
Хохлов, И.И. Наднациональность в политике Европейского союза[Текст]/ И. И. Хохлов.- М.: Международные отношения, 2007.-431с.- ISBN 5-691-01696-7 |
25 |
Ципко, А. Аргументы в защиту российского суверенитета[Текст]: Государство и право. – М.: Знание, 2003. - ISSN 0132-0769. 2003, № 8, С. 10-15 |
26 |
Чешков, М.А. Глобальный контекст постсоветской России [Текст]/М.А. Чешков.- М.: Статут, 1999.-456с.- ISBN 5-8354-0380-1 |
27 |
Чичерин, Б.Н. Собственность и государство [Текст]/Б.Н. Чичерин. – СПб.: Питер, 2005.- 624с.- ISBN 5-93295-183-4 |
28 |
Этциони, А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям[Текст]/ А. Этциони. -М.: Зерцало, 2004.-521с.- ISBN 5-94373-036-2 |