Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Вестфальская модель мира и суверенитета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мы живем в эпоху стремительного взаимного проникновения и быстрого усиления взаимозависимости государств в экономической, социальной, политической, идеологической и культурной областях. Сближение взглядов и подходов, характерное для современного человечества; так или иначе, проявляется в общественной практике. Рыночная экономика, политическая демократия, идейный плюрализм, открытое общество стали общезначимыми ориентирами в движении вперед.

Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новыми научно-техническими переворотами. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на компьютеризации и сетевой телекоммуникации, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке мира и усиливает взаимозависимость участников международных отношений.

Эти изменения можно объединить одним словом - глобализация. Глобализация стала одним из важнейших процессов в мире, оказывающих значительное влияние на дальнейшие перспективы развития всего человечества. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, право, международные отношения, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и другие и вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы развития всего мирового сообщества.

Переплетение международных хозяйственных связей неизбежно перерастает в переплетение хозяйственных структур. Все более заметную роль в этом процессе играют транснациональные корпорации, воплощающие в себе современный международный бизнес. Их возрастающая роль и экономический потенциал, необходимость государств сотрудничать друг с другом для расширения радиуса своих действий и интересов в экономической, военной, научно-технической и других сферах, делегирование части своих функций и полномочий наднациональным образованиям и даже неправительственным организациям - все это может сказаться на частичном ослаблении государственного суверенитета и повышения роли наднационального права в формирующейся новой мировой системе.


С проблемой глобализации и все более возрастающим ростом взаимозависимости государств неразрывно связана проблема суверенитета. Проблема суверенитета - одна самых важных проблем международного права. Сущность и характер международного права, вопросы о соотношении его с правом внутригосударственным, о внутренней компетенции государства, о характере и пределах его власти, о юридической природе территории и природе международных организаций, мирном сосуществовании государств, международно-правовом принуждении и многие другие вопросы не могут быть разрешены без уяснения существа суверенитета. Суверенитет как неотъемлемое политико-юридическое свойство государства предопределяет существование и развитие таких важнейших международных начал, как принципы уважения государственного суверенитета, суверенного равенства, территориальной неприкосновенности и политической независимости государств, невмешательства в их внутренние дела, ненападения.

Степень разработанности проблемы. Данная тема курсовой работы была затронута в работах таких авторов как: С.А.Авакьяна, С.Н. Бабурина, Г.В. Барабашева, И.Н. Барцица, А.А. Безуглова, И.П. Блищенко, Д.Л. Златопольского, И.А.Исаева, Д.А. Керимова, О.Е. Кутафина, В.В.Лазарева, Д.Б. Левина, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, Г.В. Осипова, М.И. Пискотина, Э.А. Позднякова, В.В. Пустогарова, З.А. Станкевича, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, В.А. Тишкова, Б.Н. Топорнина, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, B.C. Шевцова, К.Ф. Шеремета, Б.С. Эбзеева, и других правоведов.

Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, складывающиеся между субъектами-носителями суверенитета в современных условиях.

Предмет исследования составляют теоретические вопросы понимания суверенитета государства.

Целью теоретического исследования является определение влияния интеграционных форм межгосударственного сотрудничества в процессе становления и функционирования сложно-государственных образований на государственный суверенитет их членов; рассмотрение современных проблем и новых вызовов, с которыми сталкивается теория суверенитета на современном этапе развития сложных государств и сложно-государственных образований.

С учётом сформулированной цели, ставились следующие задачи:

- дать определение понятия «суверенитет»;

- дать общую характеристику вестфальской системы устройства мира;

- проанализировать вопросы связанные с воздействием глобализации на суверенитет государства;


- дать общую характеристику современного состояния суверенитета государств;

Гипотеза исследования выражается в том, что на современном этапе развития общества постепенно происходить отказ многих государств от части своего суверенитета.

Методологической основой исследования является совокупность научных приёмов и методов исследования явлений и процессов, включающих сравнительно-правовой анализ, формально-юридический, структурно-функциональный, логический методы, а также метод правового моделирования и др.

Эмпирическую базу исследования составили международно-правовые акты касающиеся суверенитета государств, а также Конституция РФ.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых-исследователей проблем суверенитета и интеграционного сотрудничества. В том числе труды таких авторов, как А.В.Арановский, А.Б.Венгеров, Т.Гоббс, Г.Еллинек, В.Зорькин, Л.М.Карапетян, С.Ю.Кашкин, А.В.Клемин, С.А.Комаров, Ф.Кистяковский, В.В.Лазарев, В.И.Лафитский, И.Д.Левин, А.И.Лепешкин, А.В.Малько, М.Н.Марченко, Н.И.Матузов, Н.И.Палиенко, Ю.А.Тихомиров, Н.А.Ушаков, В.Е.Чиркин, В.С.Шевцов, Г.Ф.Шершеневич, Б.С.Эбзеев, Л.М.Энтин, А.Ященко и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретические положения данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария и приложений.

Основная часть

1. Общая характеристика понятия суверенитет

1.1 Понятие и юридическая природа суверенитета

Для межгосударственных отношений суверенитет – это принцип, который наряду с другими (население, территория, публичная власть, право, налоги, легальное правовое принуждение и др.) является важнейшим признаком государства. Все эти признаки, как и суверенитет, переживают трансформирующее воздействие глобализации.


Вполне, казалось бы, понятно, что увлечение бесконечными трансплантациями суверенитета – это риск однажды потерять и суверенитет, и само государство или доиграться до трансформации его в некоего уродливого мутанта. Однако не все так думают. Отсюда и сыплются ограничительные эпитеты в адрес суверенитета типа “формальный”, “реальный”, “полный”, “размытый”, “невостребованный”, “функциональный”, “инклюзивный” и т.п.

Суверенитет в своей богатой истории знал и кровь, и поток речей. Не случайно в начале XX века российский ученый В.М. Гессен писал: “Прежде из за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил”.[7, С. 56] Теперь же, мы с полным основанием можем констатировать, что чернил и крови действительно не пожалели. Вскоре грянули Первая и Вторая мировые войны, а за ними и холодная….

Классическая концепция суверенитета, как принято считать, принадлежит перу Ж. Бодена, французского философа и юриста XVI века. Квинтэссенция суверенитета в ней, в частности, выражена словами о том, что “суверенитет есть абсолютная и постоянная власть Государства…”.[4, С.36] Таким образом, дается понять, что суверенитет един, неделим и безусловен. Определенный вклад в развитие теории суверенитета внесли Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегель, русские юристы. Более сбалансированное международное значение понятию суверенитета было придано на Вестфальской конференции 1648 года, которая завершилась подписанием Вестфальского мира, заложив тем самым юридические основы окончания европейской Тридцатилетней войны 1618–1648 годов. Два договора, заключенные 24 октября 1648 года, и создали на основе принципа суверенитета Вестфальскую систему межгосударственных отношений. Смысл последнего состоял в верховенстве; независимости и самостоятельности государственной власти на всей его территории; в независимости государства в международных отношениях; его территориальной целостности и неприкосновенности.

Сущностное содержание понятия “суверенитет” с тех пор изменениям не подвергалось и не могло подвергаться без риска выхолащивания его стержневых элементов и положений. Подавляющее большинство ученых и практиков сегодня сходятся в том, что под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. [11, С.45] Итак, мы приходим к выводу, что суверенитет государства, есть верховенство государственной власти на всей территории и невозможность оспаривать ее иными государствами и какими-либо внутренними политическими силами. Формулой суверенитета можно считать верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.


Впрочем, необходимо отметить, что идеи отрицания суверенитета звучали и ранее. Так, Фишер-Уильямс, подходя к проблеме суверенитета с точки зрения международного права, утверждал, что: «суверенитет как юридический принцип не имеет никакого положительного значения для международного права. Это ограничивающий фактор» [3, с. 52].Немецкий правовед Г. Прейс писал о том, что суверенитет как явление, не совместимое ни с международным, ни с государственным правом, т.е. «вообще ни с каким бы то ни было правовым регулированием государственной власти, должен быть отброшен как понятие, отражающее отношения давно минувшей эпохи абсолютизма» [4, с. 243]. В дальнейшем данная точка зрения получила развитие в венской школе юридического монизма (в частности, у Г. Кельзена) и в форме социального плюрализма (в работах Л. Дюги и Э. Ласки). Это направление правопонимания ставит под сомнение совместимость международного права и суверенного государственного правопорядка.

Из данной идеи, в принципе, следуют два основных направления:

1) первое – отрицает международное право в пользу суверенитета, это так называемая доктрина абсолютного суверенитета (Г.В.Ф. Гегель, Дж. Остин, Г.Ф. Шершеневич и др.).

Например, по мнению Л. Грининна, суверенная государственная власть означает власть, «не знающую над собой никакой высшей власти; она является поэтому в то же время независимой и верховной властью. Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй – во внутренних отношениях, по сравнению с входящими в состав государства лицами» [8, с. 347];

2) второе направление предполагает отрицание суверенитета в пользу международного права. Так, Умнова И.А. считала, что идея «государства как суверена» является избыточным и даже вредоносным продуктом антропоморфизма и конструктивизма. По его мнению, вся история конституционализма... или, что то же самое, либерализма есть история борьбы либерализма против позитивистской концепции суверенитета и сопутствующей ей концепции всемогущего государства [21, С. 61].

Рассмотрим юридическую природу суверенитета нередко умалчивается в пользу политической его составляющей. Политическое его происхождение очевидно, но неоспоримо и то, что понятие суверенитета нормативно закреплено Вестфальскими договорами, подтверждено Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями, Уставом и Конвенциями ООН и Совета Европы и иными актами международных и региональных организаций. Суверенитет есть результат национальных межгосударственных правовых предписаний, что отражено в конституциях большинства государств, как например, в ст. 3 и 4 Конституции Российской Федерации, ст. 2–4 Конституции Французской республики, ст. 1–2 Конституции Испании, ст. 20 Основного закона ФРГ, п. 1 ст. 1–5, п.7 ст. 1–40 Конституции ЕС, п. 7 ст. 2, ст.4, п.3 ст. 43, ст.51, 110 и других соответствующих статей Устава ООН.