Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
По изображенному на рис. 5 графику видно, что объем реализованных товаров в 2018 году за период с января по март превышает данные на 2017 год. Особенно заметна разница в марте + 33%. С апреля 2018 наблюдается снижение уровня реализации товаров, продолжающийся до мая 2018 .
За период исследования был замечен 1 случай возврата по типу движения 651 в количестве 1 ед. товара по причине производственного брака в феврале 2018 года.
Проанализировав отчет по хранению доступного на 18 мая 2018 года запаса выявлено, что период хранения запасов варьируется от 1 до 492-х дней.
Большую часть запасов около 44 % составляют запасы, которые хранятся без движения 1 год и 4 месяца, занимая 324 ячейки, 19 % от общего количества составляют запасы, хранимые от 3 до 6 месяцев, 15 % запасы, находящиеся без движения от 1 до 3х месяцев. Запасы, период хранения которых составляет от 1 дня до месяца, занимают всего лишь 10 % долю от общего количества.
от 1 дня до месяца
от 1 до 3 месяцев
от 3 до 6 месяцев
от 6 до 9 месяцев
от 9 месяцев до 1 года
от 1 года
1 год 3 месяца
1 год 4 месяца
3% 2% 0%
7%
19%
44%
15%
10%
Рис. 6. Диаграмма продолжительности хранения запасов
На основании полученной на рис. 6 диаграммы можно сделать вывод о том, что оборачиваемость запасов невелика.
Очевидный рост продолжительности хранения запасов означает увеличение срока оборота товара, что является одним из основных признаков неудовлетворительного контроля запасов.
Единственной практикой, к которой регулярно прибегает компания Хоневелл в гонце года, перед началом следующего отчетного периода – списание устаревших (по мнению маркетинговой группы) и медленно оборачиваемых запасов.
Очевидно, что на объекте исследования существует больше положенной нормы «замороженный запас», он же вложенный капитал, который не пользуется спросом, не реализуется в прибыль, что влечет за собой издержки по всем статьям расходов на их содержание.
Направления совершенствования системы управления запасами
Исследование возможности совершенствования системы управления запасами
Для исследования возможности полученной информации объектами анализа определены товарно-материальные ценности. Произведено ранжирование материалов по параметру оборота, т.е. количеству движений за исследуемый период.
Сортировка произведена в порядке убывания значения параметра методом АВС анализа, в разделенном виде представлена в таблице 3.
Таблица 3
Ранжирование материалов с применением ABC- анализа
Материал |
Количество движений |
Доля от общего кол-ва |
Доля с нарастающим итогом |
Группа |
---|---|---|---|---|
T6360A1186 |
125 |
0,72% |
0,72% |
A |
80799200 |
108 |
0,63% |
1,35% |
A |
7738306459 |
105 |
0,61% |
1,96% |
A |
FR124-3/4AM-R |
100 |
0,58% |
2,54% |
A |
VA2400B002 |
98 |
0,57% |
3,11% |
A |
SWS-12 |
83 |
0,48% |
3,59% |
A |
ML6420A3031 |
73 |
0,42% |
4,01% |
A |
16532U |
7 |
0,04% |
80,01% |
B |
IQE35-1201U80035 |
7 |
0,04% |
80,05% |
B |
EС7850A1080/U |
7 |
0,04% |
80,09% |
B |
TMV-00005 |
7 |
0,04% |
80,13% |
B |
IQ4E -2050U831000 |
7 |
0,04% |
80,17% |
B |
IQ4IО-5000U800000 |
7 |
0,04% |
80,21% |
B |
129464N/U |
7 |
0,04% |
80,25% |
B |
DR25GFLA |
7 |
0,04% |
80,29% |
B |
IQ4E -2050U851000 |
7 |
0,04% |
80,33% |
B |
N05230-2PОS |
7 |
0,04% |
80,37% |
B |
IQ3 -4061U7000 |
2 |
0,01% |
95,00% |
С |
METER-000086 |
2 |
0,01% |
95,02% |
С |
VSD2H-3С0008B5000 |
2 |
0,01% |
95,03% |
С |
VSD2H-3С0016B5000 |
2 |
0,01% |
95,04% |
С |
VSD2H-3С0023B5000 |
2 |
0,01% |
95,05% |
С |
VSD2H-3С0031B5000 |
2 |
0,01% |
95,06% |
С |
VSDAС-3000001 |
2 |
0,01% |
95,07% |
С |
EG1033AA01/U |
2 |
0,01% |
95,09% |
С |
LG1093AA24/U |
2 |
0,01% |
95,10% |
С |
5707500 |
2 |
0,01% |
95,11% |
С |
В результате все товарно-материальные запасы разделены на три категории в зависимости от влияния на общую картину: категория А – очень важные, составляют 80 % от общего количества, категория В – средней степени важности, составляют 15 % от общего количества, категория С – наименее важные, занимают оставшиеся 5 %. Себестоимость товаров разнится от категории к категории и показана в таблице 4.
Таблица 4
Сводная таблица себестоимости товаров
Категория |
Количество материалов |
Себестоимость (за ед. материала) |
А |
676 |
3 010 278,98 руб. |
В |
718 |
5 463 359,95 руб. |
С |
498 |
6 242 146,21 руб. |
В категорию А входят товары, с периодом хранения от 1 дня до 9 месяцев, в категорию В входят товары с периодом хранения от 9 месяцев до 1 года, в категорию С входят товары группы «залежавшегося» оборудования, дорогостоящие товары, с периодом хранения от 1 года до 1 года и 4х месяцев, которое было поставлено ранее под запас в надежде на высокий уровень спроса, но так и не было реализовано.
Кроме того, в связи с расширением ассортиментной матрицы постоянно пополняется запас новыми материалами, на которые пока нет определенного спроса.
Регулярно поступают излишки, полученные от поставщиков, также увеличивая размер запасов готовой продукции.
Очевидной проблемой предприятия является отсутствие планирования и прогнозирования потребностей. Чтобы достичь желаемого уровня обслуживания покупателей, необходимо спрогнозировать спрос на свои товары, тем самым обеспечив хранение минимальных «действительно нужных» запасов и сократив запасы тех групп товаров, которые не пользуются спросом.
Залог эффективного управления запасами является точный прогноз спроса. Первостепенно, следует разделить зависимость регулярно потребляемого товара и потребляемого лишь время от времени.
Для нерегулярно потребляемых товаров необходимо по каждому товару рассчитать планируемый объем потребления и поддерживаемого запаса.
Для регулярно потребляемых товаров необходима точный учет данных потребления, исключение нетипичных показателей, выбор подходящей формулы прогноза по каждой единице товарного учета, учет сезонных и промо активностей, а также другие внешние факторы воздействия.
Рассмотрим товар с видимой динамикой расхода в количестве 50 единиц, представленный в таблице 5.
Таблица 5
Динамика расхода товара
Расход |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
13131 |
50 |
0 |
50 |
0 |
0 |
50 |
Если объем поставки больше среднего расхода за отчетный период, как в нашем случае, спрос на товар считается нерегулярным. Т.к. продажи и потребления рассмотренного товара осуществляются не на постоянной основе, пополнение запаса не может быть основано на среднем расходе за период равным 25 ед. товара. Рассчитанное прогнозное значение меньше уровня обычного заказа покупателя.
Среднее мес. потребление = 250 единиц / 12 месяцев = 20,83 ед.
Отсюда следует, что объем потребления товара равен максимуму из этих трех выше рассчитанных величин = 50 ед. товара. Заказ на пополнение в данном случае должен быть равным обычному объему потребления, что снижает риск появления дефицита. Также можно создать дополнительный запас товара, в случае, если поставка новой партии требует длительного времени.
Для исследуемой организации для нормального функционирования необходим также запас на некий объем запчастей. Если, какая-то деталь не была востребована за весь прошедший период, ее отсутствие в момент появления запроса может остановить конвейерную линию на одном из заводов.
Целевой объем запаса запчастей должен определяться с условием важности вместо периода потребления или статистики обращений и планируемого времени на получение пополнения запаса.
Построенная матрица объемов запасов для запчастей по категориям представлена в таблице 6.
Таблица 6
Матрица объема запасов запчастей
Время на пополнения запаса |
менее 14 дней |
более 30 дней |
менее 60 дней |
более 60 дней |
Критически важная |
1 |
2 |
3 |
3 |
Относительно важная |
0 |
1 |
1 |
1-2 |
Некритичная деталь |
0 |
0 |
0-1 |
1 |
В данном случае мы можем сократить запасы в первую очередь на некритичные детали.
Товары нерегулярного потребления не должны составлять большой доли от общей стоимости запасов. Для высокого уровня обслуживания покупателей важно правильное определение необходимых объемов запасов, т.к. из них может состоять 50 % номенклатуры ассортиментной матрицы предприятия. Здесь нужна простая система управления, за счет которой, повышается оборачиваемость запасов.
Для товаров постоянного спроса важно, чтобы прогноз был рассчитан максимально точно. Для его определения проанализируем две переменные:
- Ожидаемый спрос на товар является спрогнозированным объем сбыта;
- Предполагаемое время на получение пополнения запаса является планируемым время выполнения заказа.
Для определения ожидаемого спроса на товар проанализируем имеющиеся данные за полтора года. Для этого у нас есть статистические данные по продажам – это количество товаров, выбывших со склада по запросу покупателей и внутренние нужны компании.
Это чистый показатель, который поможет нам определить какой примерно объем товара нужно закупить. Стоит также отметить, что есть одна причина отличия потребления от показателя продаж – это прямая поставка одному из дистрибьютеров компании.
Хотя реализация товара проходит через АО «Хоневелл», материалы никогда не проходят через склад. Таким образом, из прогноза спроса исключены 282 единицы товара.
Также необходимым элементом прогнозирования спроса являются тренды. Обычно формируются под влиянием экономической ситуации, конкуренции и т.п.
Определяем подходящий горизонт прогноза: т.к. все материалы, реализуемые предприятием, импортируются с заводов компании Хоневелл за рубежом, максимальный срок пополнения составляет 45 дней, горизонт составит 90 дней с даты построения.
Т.к. прогноз краткосрочный, прогноз с применением непосредственно следующий за периодом наблюдения, для прогнозирования на июнь, июль и август 2019 года выбираем метод скользящей средней. Для анализа спроса выделяем ряд позиций из трех категорий А, В, результаты представлены в таблице 7 и 8.
Таблица 7
Прогнозирование методом скользящей средней категории А
T6360A1186 |
объем продаж |
скользящее среднее |
80799200 |
объем продаж |
скользящее среднее |
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
январь |
86 |
- |
январь |
1211 |
- |
февраль |
49 |
- |
февраль |
559 |
- |
март |
93 |
68 |
март |
277 |
885 |
апрель |
352 |
71 |
апрель |
322 |
418 |
май |
97 |
223 |
май |
0 |
300 |
июнь |
100 |
225 |
июнь |
112 |
161 |
июль |
158 |
99 |
июль |
361 |
56 |
август |
104 |
129 |
август |
340 |
237 |
сентябрь |
51 |
131 |
сентябрь |
56 |
351 |
октябрь |
96 |
78 |
октябрь |
971 |
198 |
ноябрь |
89 |
74 |
ноябрь |
583 |
514 |
декабрь |
120 |
93 |
декабрь |
1745 |
777 |
Январь |
72 |
60 |
январь |
1025 |
931 |
февраль |
39 |
36 |
февраль |
3214 |
571 |
март |
17 |
40 |
март |
101 |
857 |
апрель |
237 |
49 |
апрель |
475 |
773 |
май |
417 |
127 |
май |
0 |
288 |
июнь |
202 |
327 |
июнь |
318 |
238 |
июль |
144 |
310 |
июль |
640 |
159 |
август |
103 |
173 |
август |
802 |
479 |
сентябрь |
161 |
124 |
сентябрь |
276 |
721 |
октябрь |
390 |
132 |
октябрь |
477 |
539 |
ноябрь |
80 |
276 |
ноябрь |
1229 |
377 |
декабрь |
200 |
235 |
декабрь |
1164 |
853 |