Файл: Гендерные различия проявления профессионального стресса ( Анализ гендерных различий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Знание собственной индивидуальности и использование ее особенностей в профессиональной жизнедеятельности;

6. Освоение индивидуальной системы адекватных способов преодоления негативных состояний.

Психопрофилактическая работа при синдроме эмоционального выгорания по мнению К. Кондо может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными данному синдрому и смягчение действия организационного фактора[32].

На основе вышеизложенного анализа можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития психологической науки имеется множество подходов к понимаю синдрома эмоционального выгорания. Симптоматическое развитие данного синдрома происходит поэтапно, оказывая пагубное влияние на психическое и физическое здоровье личности, нарушает также процесс ее профессиональной самореализации и проводит к ее деформации. В настоящий момент существует значительное количество методов психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания, однако, основным их содержанием является опора на комплекс мероприятий, охватывающих личностный, организационный, социальный аспекты жизнедеятельности личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического поиска, анализа литературных источников установлена неоднородность подхода в трактовке проблемы стресса и его проявлений. Психологический стресс выступает системным свойством личности, объединяет в себе совокупность способностей и психолого-динамических характеристик разного уровня и степени проявлений. Одной из сторон формирования стресса является не только личностная сфера, но и формирование процессуальной составляющей деятельности, освоение умений, знаний, навыков в рамках выбранной сферы занятости. Одной из основных характеристик этого процесса является готовность к изменениям мира и своих представлений личности в рамках Я- концепции. В рамках акмеологии, саморегуляция личности профессионала понимается как система взаимосвязанных условий, влияющих на дальнейшее развитие и улучшение функционирования в рамках социальной среды, так и в рамках частных человеческих отношений. В процессе формирования позитивных стратегий саморегуляции значимым является формирование готовности личности к изменениям, целенаправленное планирование, прогнозирование своих возможных достижений, с учетом изменений окружающей среды, социально-психологических условий функционирования профессионала в рамках конкретно взятой организации, коллектива.


Анализ результатов исследования гендерных различий в проявлении стресса позволил выявить общую тенденцию проявления профессионального стресса у женщин и мужчин в зависимости от возраста. Установлены специфические различия стресса у руководителей и рядовых сотрудников как женского, так и мужского пола. Результаты исследования частично отражают различия индивидуально-психологических особенностей в поведении мужчин и женщин в стрессовых ситуациях. Полученные данные могут быть применены для дальнейшего более детального изучения особенностей стресс -преодолевающего поведения личности: для выявления гендерных различий, психологических ресурсов преодоления стресса, основных стресс-факторов различных сфер деятельности, а также для профессиональной диагностики психологического здоровья, коррекционной работы, развития необходимых навыков и предупреждения таких личностных (поведенческих) состояний как хроническая усталость, синдром выгорания и др.

Женщины по сравнению с мужчинами в большей степени проявляют активность в деятельности. Данная тенденция может характеризовать поведение женщин с позиции активности личности, стимулирования мотивационной составляющей, повышения личностной значимости выполняемой деятельности, что соответственно повышает мобилизационные механизмы работоспособности, профилактически воздействуя на симптомы и негативные аспекты проявления организационного стресса.

В результате сформулированы рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахвердова О.А., Козлова Э.М. Психология стресса / О. А. Ахвердова, Э. М. Козлова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - 357 с.
  2. Беляев А.В. Опыт организации экстренной психологической помощи с учетом региональных особенностей на примере ЧС, связанной с сейсмическими событиями в Республике Тыва // Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 67.
  3. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 352 с.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 528 с.
  5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. – 322 с.
  6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
  7. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. – 2013. - № 4. – С. 67.
  8. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде / С. В. Касл. - М.: Радикс, 1995. – 433 с.
  9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 928 с.
  10. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса / Т. Кокс, К. Маккей. -М.: Радикс, 1995. – 288 с.
  11. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: «Медицина», 1970. – 566 с.
  12. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.
  13. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнге. - М., 2013. – 322 с.
  14. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
  15. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.
  16. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. - № 1. - С. 76-97.
  17. Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461.
  18. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. - 112 с.
  19. Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие / Т. А. Серебрякова. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2012. - 143 с.
  20. Ткач М.В. Оказание психологической помощи населению Донбасса в период вооруженного конфликта и в восстановительный период// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. -№ 3. - С. 90.
  21. Филиппова М.В. Опыт оказания экстренной психологической помощи в полевых условиях в составе мобильного госпиталя пострадавшим в результате землетрясения в Республике Гаити в 2010 г.// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 77.
  22. Филлипова М.В. Культурно-этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2015. №. 2. - С.128-133.
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. – 322 с.
  24. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2012. - 319 с.
  25. Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурнонеспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 300-306.
  26. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С. 67-73.
  27. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С.17-22.

  1. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. –С. 78.

  2. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.

  3. Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие / Т. А. Серебрякова. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2012. –С. 43.

  4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: «Медицина», 1970. – С. 78.

  5. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса / Т. Кокс, К. Маккей. -М.: Радикс, 1995. – С. 43.

  6. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.

  7. Ахвердова О.А., Козлова Э.М. Психология стресса / О. А. Ахвердова, Э. М. Козлова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С. 33.

  8. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. – С. 50.

  9. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. – 2013. - № 4. – С. 67.

  10. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2012. — С. 88.

  11. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2012. – С. 54.

  12. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

  13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. - № 1. - С. 76-97.

  14. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.

  15. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Лэнге. - М., 2013. – С. 76.

  16. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - С. 43.

  17. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С. 67-73.

  18. Филлипова М.В. Культурно-этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2015. №. 2. - С.128-133.

  19. Ткач М.В. Оказание психологической помощи населению Донбасса в период вооруженного конфликта и в восстановительный период// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. -№ 3. - С. 90.

  20. Филиппова М.В. Опыт оказания экстренной психологической помощи в полевых условиях в составе мобильного госпиталя пострадавшим в результате землетрясения в Республике Гаити в 2010 г.// Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 77.

  21. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С.17-22.

  22. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - С. 22.

  23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 928 с.

  24. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. – С. 78.

  25. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. – С. 76.

  26. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Наука, 1978. –С. 55.

  27. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - С. 43.

  28. Беляев А.В. Опыт организации экстренной психологической помощи с учетом региональных особенностей на примере ЧС, связанной с сейсмическими событиями в Республике Тыва // Проблемы психологических последствий, связанных с радиационными авариями и другими чрезвычайными ситуациями. - 2015. - №. 5. – С. 67.

  29. Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461.

  30. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде / С. В. Касл. - М.: Радикс, 1995. – С. 44.

  31. Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 459-461.

  32. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. – С. 90.