Файл: Гендерные различия проявления профессионального стресса ( Анализ гендерных различий).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к изучению проявлений стресса
1.1. Подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций
1.2. Причины возникновения стресса
1.3. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
2. Анализ проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие должности
2.1. Цели, задачи и организация исследования
2.2. Анализ гендерных различий проявлений профессионального стресса
2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
У человека, испытывающего острое стрессовое расстройство, могут наблюдаться такие симптомы: сужение области сознания и внимания вследствие чего возникает дезориентированность; проявление гнева, тревоги, апатии и др. Эти симптомы появляются через несколько минут после стрессового события, и проходят они через несколько часов или же несколько суток. В организме человека происходят вегетативные нарушения: повышается частота сердечных сокращений и артериальное давление. В поведении может наблюдаться как резкое возбуждение, так и заторможенность[13]. Острые реакции на стресс развиваются не у всех людей, их развитие, в большей степени, зависит от индивидуальной уязвимости человека и его адаптивных способностей. Например, вероятность развития острой реакции на стресс будет больше у людей с физическим истощением, или у пожилых людей. Каждый человек реагирует на экстремальную ситуацию по-разному, одни люди будут проявлять активные реакции, другие наоборот - пассивные. В связи с этим появляется вопрос о классификации острых стрессовых реакций.
Таким образом, все виды острых стрессовых реакций можно классифицировать на два класса - возбуждения и торможения.
К первому классу относят возбуждения, которые характеризуется тем, что человек испытывает возбуждение, его движения быстрые, присутствует активная жестикуляция. Объем внимания сужается, что затрудняет выполнение какой-либо деятельности[14]. Происходит нарушение концентрации внимания. Речь такого человека быстрая, эмоциональная, громкая, возможно повторение одних и тех же фраз. Люди, испытывающие возбуждение, не могут долго находиться в одном положении, поэтому они могут выполнять простые не имеющие цели действия, например, передвигаться с одного на другое место. К этому классу относятся:
1) истероидная реакция - это активная, энергозатратная, заразительная, поведенческая реакция человека;
2) агрессивная реакция - это активная, энергозатратная, заразительная, поведенческая реакция человека, которая может быть опасна как для окружающих людей, так и для самого человека;
3) страх (панический страх) - это базовая стрессовая эмоция, оберегающая нас от опасных, рискованных поступков;
4) тревога - это реакция, возникающая в ситуациях неопределенной опасности;
5) психомоторное возбуждение - это состояние повышенной психомоторной активности;
6) нервная дрожь - это проявление возбуждения нервной системы, которое помогает организму «сбросить» напряжение[15].
Ко второму классу относят торможение, которое характеризуется резким замедлением психических и моторных процессов в организме. У человека проявляется ощущение отчужденности от реального мира. Пострадавшие могут долгое время сидеть в одной и той же позе, ни на что не реагировать, не обращать внимания на важные стимулы. Не ищут помощи, не пытаются высказаться окружающим.
К этому классу относят:
1) апатию - это реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека;
2) ступор - это реакция снижения или прекращения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.
3) плач - это реакция, которая в сложной ситуации помогает выразить человеку переполняющие его эмоции[16].
Важно не только знать виды острых стрессовых реакций, но и понимать, что любая из них - это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
Проследить за возникновением и протеканием острой стрессовой реакции в лабораторных условиях практически невозможно, поэтому все исследования на эту тему проводятся психологами непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации.
Ю.С. Шойгу отмечает, что специалисты психологической службы МЧС России обращают внимание не только на то, какие острые реакции на стресс возникают у пострадавших, но и на то, какие существуют культурно-специфические реакции у разных народов мира. Эти реакции возникают у пострадавших не только на территории Российской Федерации, но и за ее рубежом[17].
М.В. Филиппова описывает такую реакцию у жителей Якутии на чрезвычайную ситуацию (катастрофа вертолета) как плач, однако было отмечено, что в поведении пострадавших почти отсутствовали агрессивные и истероидные реакции, которые были отмечены у народов Северной и Южной Осетии, при террористическом акте и вооруженном конфликте соответственно[18].
В исследованиях, проведенных в Алтайском крае в ситуации землетрясения, в наибольшей степени проявлялась реакция страха, и отсутствовали агрессивные реакции, реакции психомоторного возбуждения, плача.
М.И. Ткач описывает, что в работе с населением Донецкой Народной Республики при ликвидации последствий вооруженного конфликта психологами отмечались следующие острые стрессовые реакции: паника, агрессия, апатия, плач, страх, тревога[19].
В своей практике психологи встречались с чрезвычайными ситуациями не только на территории Российской Федерации и граничащих с ней стран, но и в Республике Гаити. Работая с пострадавшими в результате землетрясения, психологи обратили внимание на то, что возникало большинство реакций на стресс, описанных в МКБ-10[20].
Таким образом, исследование острых стрессовых реакций проводятся не только непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации, но и дистанционно - на «горячей линии». Л.Г. Пыжьянова и Ю.М. Портнова отмечают, что при оказании психологической помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации связанной с пожаром в торговом центре в городе Казань, наблюдались истероидные и агрессивные реакции на стрессовую ситуацию. В то время как при звонках на «горячую линию», люди проявляли реакции тревоги и страха.
1.3. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
Интенсивность социально-экономического и культурного развития современного общества значительно увеличивает требования, предъявляемые к человеку в его профессиональной деятельности. Профессиональное становление представляет собой сложный гетерохронный процесс, реализующийся на протяжении длительной части жизненного пути человека.
Трудности в адаптации к профессиональной деятельности и ее выполнении без возможности как профессионального, так и личностного роста, нередко приводят к деформации личности, что препятствует самоактуализации, приводит к психоэмоциональному напряжению и значительно подавляет ее адаптивность и устойчивость, отрицательно сказываясь на эффективности деятельности и качестве жизни[21]. Вышеописанные трудности, а также результат несоответствия личности и ее профессии может привести к формирования синдрома эмоционального выгорания, который в свою очередь негативно влияет на психическое и физическое здоровье человека, приводя к развитию психических расстройств и психосоматических заболеваний[22]. Возрастающий интерес к данной проблеме, а также значимость гармоничного развития психически и физически здоровой личности обуславливает актуальность данной темы, подчеркивая значимость исследования особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания и методов его психопрофилактики.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергер в 1974 г. с целью получения описательной характеристики психического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивной коммуникации с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере оказания профессиональной помощи[23]. Изначально данный термин имел понятие состояния изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Исследования феномена эмоционального выгорания широко проводились зарубежными учеными (А. Пинес, Е. Аронсон, Д. Джонс, В. Шауфели, Д. Дирендонк, Д. Грин, А. Гарден, К. Маслах, С. Джэксон, А. Ленгле, В. Франкл и др.), так и отечественными (Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц, В.Е. Орел, В.В. Бойко[24], Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк и др.).
Понятие «выгорание» обычно употребляется для обозначения переживаемого личностью состояния физического, эмоционального и психического истощения, которые вызвано длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, наиболее часто являющиеся следствием сочетания значительных эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.
С точки зрения К. Кондо синдром эмоционального выгорания выступает как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерно высокой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. С. Маслач и С.Е. Джексон детализировали феномен эмоционального выгорания как особое состояние, обусловленное совокупностью следующих компонентов: чувство эмоционального истощения, изнеможения, симптомы дегуманизации, деперсонализации, негативное самовосприятие, утрата профессионального мастерства. А. Пинес и Е. Аронсон понимают под синдромом эмоционального выгорания одномерную конструкцию, состояние физического и психического истощения, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально загруженных ситуациях. С точки зрения А. Чирома эмоциональное выгорание - это комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, главным фактором которого является следствие либо поведения (купирования стресса), которое ведет к деперсонализации, либо когнитивно-эмоционального выгорания, проявляемого в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки личных возможностей). А. Ленгле и В. Франкл понимают синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они полагают, что истощение - ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания[25].
На основание вышесказанного можно сделать вывод о том, что имеется множество различных подходов к изучению феномена эмоционального выгорания. Однако, стоит отметить, что большинство из них основано на теории стресса Г. Селье[26].
Эмоциональное выгорание является результатом длительного эмоционального напряжения, неизбежно сопровождаемого профессиональную деятельность, связанную с интенсивной коммуникацией. Эмоциональное выгорание в общем смысле понимается как состояние физического и психического истощения, проявляемое в чувстве опустошенности, следствием чего является дисфория и негативизм, а также снижение эффективности деятельности.
2. Анализ проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие должности
2.1. Цели, задачи и организация исследования
Идея равноправия полов на практике демонстрирует достижение половой симметрии в различных сферах общественной жизни, в частности, в реализации одинаковых возможностей для мужчин и женщин на трудовом поприще. По данным исследования, проведенного аудиторской компанией Grand Thornton в 2015, отраженном в докладе «Женщины в Бизнесе: Путь к лидерству», Россия – мировой лидер по тендерному равенству в рабочей среде. При этом в 2014 доля женщин в руководстве компаний в мире выросла незначительно, в то время как в России две пятых всех руководящих должностей в компаниях занимают женщины, что составляет 40% высших управленческих позиций[27].
В соответствии с опросом, проведенным Службой исследований российской компании интернет - рекрутмента Head Hunter в 2014, одной из самых стрессовых профессий является профессия руководителя: 73% представителей этой профессии заявили о том, что периодически работа нарушает их эмоциональное спокойствие.
Постоянная повышенная ответственность (за себя, за подчиненных, за ресурсы компании), необходимость принятия решения в непредсказуемых и неоднозначных ситуациях, осуществление непосредственного руководства и координации работы подчиненных, ненормированный рабочий день, повышенная интенсивность рабочего режима и пр. - те стрессовые факторы, которые не только отличают работу руководителя от работы рядового сотрудника, но и усложняют ее. В то время как рядовой сотрудник сфокусирован на конкретной поставленной перед ним задаче, руководитель вынужден самостоятельно ставить цели, формировать задачи, искать пути и средства их достижения, учитывая различные факторы риска и продумывая множество вариантов.