Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях(Понятие организационной культуры и её классификация).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры и её классификация
1.2. Теория и практика организационной культуры в современных условиях
2. Оценка организационной культуры ПАО ССЗ «Лотос» и её совершенствование
2.1. Историческая справка ПАО «Лотос»
2.2 Основные экономические показатели деятельности ПАО «Лотос»
2.3 Оценка организационной культуры ПАО ССЗ «Лотос» и её совершенствование
Так же, нами была проведена работа по разработке идеологической системы оргкультуры. Разработанная идеологическая система организационной культуры по приведенному в методическом пособии Шаповаловой И. С. алгоритму [22, С. 54]:
-
-
- Разбиение деятельности организации на сектора:
-
- Сектор производства
- Персонал
- Клиенты
-
-
- Формирование миссии организации в каждом секторе:
-
-Миссия сектора производства – «Мы производим только качественные изделия!»
-Миссия сектора персонал – эффективность качества обслуживания клиенов.
-Миссия сектора клиенты – «Гарантия и надежность – только для Вас!»
-
-
- Контент-анализ миссии:
-
- Сектор производства: качественные изделия.
- Персонал: качество обслуживания.
- Клиенты: надежность и гарантия.
-
-
- Формирование единой миссии организации:
-
Надежность, гарантия, качество, хорошее обслуживание – только для наших клиентов!
-
-
- Выделение ценностей:
-
- Сектор производства: технологичность.
- Персонал: квалификация, опыт работы, знания.
- Клиенты: качество, знания.
-
-
- Контент-анализ ценностей:
-
Объединение ценностей прошло в секторах персонал и клиенты.
-
-
- Формирование спектра ценностей:
-
Ценности – знания и навыки, которые необходимы для эффективного управления организацией.
-
-
- Построение нормативной поддержки для каждой ценности:
-
Ценности |
Нормы |
Технологичность |
Инновации, эксплуатация качества, замена устаревшего оборудывания |
Качество |
Соблюдение ТУ, ГОСТов |
Квалификация и знания |
Эффективность осуществления трудовой деятельности |
-
-
- Разработка мотивирующих мероприятий:
-
Поощрение |
Наказание |
моральное и материальное поощрение сотрудников предприятия за обеспечение запланированного уровня качества эксплуатации машин |
Выговор, депримирование сотрудников предприятия за необеспеченность запланированного уровня качества эксплуатации машин |
Соблюдение ТУ, ГОСТов, стандартов качества, техники безопасности – похвала, премирование. |
Не соблюдение ГОСТов – уголовная ответственность (закон РФ «о стандартизации» разд.4. ст.14). Несоблюдение ТУ – выговор, штраф, лишение премии. |
Премирование, нематериальное поощрение. |
Лишение премии, контроль |
-
-
- Разработка спектра традиций:
-
Традицией к замене устаревшего оборудования будет являться – ежегодная полная проверка всей автоматизированной техники на производстве.
Традицией к соблюдению ГОСТов, ТУ, стандартов качества, техники безопасности является – производство надежной и качественной продукции.
Традиций к эффективному осуществлению трудовой деятельности является – регулярное увеличение знаний в области профессиональной деятельности, проверки и тестирование знаний, умений и навыков персонала.
-
-
- Разработка спектра обрядов:
-
- повышение квалификации.
- проведение тренингов.
- контроль за соблюдением техники безопасности.
- контроль за соблюдением ТУ, ГОСТов, стандартов качества.
-
-
- Атрибутивная поддержка:
-
- Сектор производства: «Качественный продукт – результат работы»
- Персонал: «Численность не определяет свойства»
- Клиенты: «Мы работаем для Вас!»
Разработанная идеологическая подсистема организационной культуры имеет вид масштабных схем. Такое системное видение фундамента организации позволяет легко осуществлять функции организационной культуры, а так же дает возможность управленцу использовать ее регуляционные свойства в полной мере.
При создании программы изменений организационной культуры в ПАО ССЗ «Лотос», мы исходили из алгоритма проектирования управляемого развития предприятия, представляющего собой семь последовательных шагов:
- Проведение исследований для определения особенностей существующей организационной культуры:
- проведение исследований по выявлению ценностей высшего руководства предприятия;
- проведение исследования по изучению организационных ценностей персонала;
- проведение исследования по выявлению моделей поведения, декларируемых высшим руководством в качестве поощряемых и неодобряемых.
- проведение исследования по определению стимулируемых моделей поведения работников, по выявление мифов и преданий организации;
- Определение основных противоречий:
a) Внутри существующей организационной культуры:
между группами работников, различающихся по полу, возрасту, стажу работы на предприятии, статусу, профессии и т.д.;
b) Внутри производственных групп и коллективов.
с) Между организационными ценностями и ценностями, соответствующими изменившейся стратегии предприятия:
- Создание четкого видения будущего с определением основных критериев и показателей:
a) на данном этапе формулируются параметры новой организационной культуры через описание:
-требований к знаниям, умениям и навыкам работников с учетом занимаемой должности;
-правила поведения в конфликтных ситуациях;
-нормы и формы общения между членами организации;
-нормы и формы общения с клиентами;
-изменившиеся организационные ценности и.т.д.
Чаще всего основные положения организационной культуры (именно на данном этапе) документально закрепляются руководством в форме корпоративного руководства (либо Памятки для работников предприятия);
б) после формулирования основных составляющих новой организационной культуры необходимо описать критерии, по которым можно оценить степень соответствия или несоответствия работников новой культуре.
Выделенные критерии должны быть максимально адекватны, во-первых, параметрам новой организационной культуры, во-вторых, выполняемым функциональным обязанностям.
Все выделенные критерии должны поддаваться измерению (в той или иной форме). В дальнейшем на основе данных критериев возможно полное и четкое описание должностных обязанностей персонала организации.
- Выбор основной модели и методов осуществления изменений:
а) в качестве основных моделей изменений могут выступать:
-использование организациями собственных СМИ;
-создание системы ротации персонала;
-создание системы обучения (повышения квалификации) персонала;
-работа с кадровым резервом (формирование и планирование карьеры специалистов);
-создание системы оценки персонала;
-создание системы адаптации персонала.
На наш взгляд, самой эффективной моделью изменений в условиях крупного промышленного предприятия является создание системы оценки персонала;
б) выбор методов проведения изменений должен основываться с учетом:
-особенностей выбранной модели изменений;
-длительности существования организации;
-половозрастного состава;
-имиджа организации;
-выявления агентов и контрагентов изменений;
-особенностей существующей организационной культуры и т.д. Этот этап работы является самым интересным, творческим, но, одновременно, и самым сложным:
-всесторонне проанализировать научные разработки в интересующем направлении;
-проанализировать весь накопленный опыт применения методов для реализации избранной модели изменений;
-выбрать адекватные методы.
в) подробное описание модели изменений организационной культуры (с полным методическим обоснованием) и составление программы реализации мероприятий по изменениям.
Важнейшим условием данного этапа является обязательное документальное оформление проводимых мероприятий (формы учета, методики и т.д.). Любая модель должна быть описана и принята соответствующим лицом (или группой лиц), выступившим инициатором изменений.
- Проведение мероприятий в строгом соответствии с описанной моделью изменений организационной культуры.
На данном этапе происходит поэтапное осуществление мероприятий с жесткой фиксацией результатов в установленной форме. По окончанию или в процессе изменений необходимо выдавать рекомендации по улучшению рабочих показателей и по формированию корректирующих действий.
- Проведение корректирующих действий в процессе, либо по окончанию процесса изменений.
Они могут касаться:
-нормализации деятельности одного работника;
-нормализации процесса изменений (воздействие на группу/группы работников, организацию в целом).
Индивидуальный план развития работника составляется на определенный период. Мероприятия, содержащиеся в плане, должны быть подобраны таким образом, чтобы быть реально достижимыми в установленный промежуток времени.
- Получение обратной связи от работников предприятия о процессе изменений.
Получение обратной связи является необходимым условием проведения изменений организационной культуры. Обратная связь является основой для получения информации. Она может осуществляться через применение следующих методов:
- анкетирование работников предприятия;
- беседы;
- опросы;
- проведение собраний трудовых коллективов;
- прочих социально-психологических методов.
Поэтапное выполнение всех шагов описанного алгоритма позволяет повысить эффективность проводимых организационных изменений, в том числе и изменений организационной культуры.
Формирование процесса изменений организационной культуры необходимо рассматривать как составную часть проектирования процесса организационных изменений предприятия в целом. Основополагающим, в данном случае, будет определение целей предприятия и выбор стратегии, соответствующей данным целям.
Мы считаем, что внедрение на предприятие разработанного алгоритма изменений организационной культуры повысит эффективность деятельности и развития предприятия и поможет скорректировать идеологическую основу организационной культуры.
Результативность методики оценки и формирования организационной культуры коммерческого предприятия характеризует динамика социально- экономических показателей ПАО ССЗ «Лотос» (табл.3.).
Таблица 3.
Динамика социально-экономических показателей ПАО ССЗ «Лотос»
Показатель |
Значение до реформы |
Значение после реформы |
Формула расчета |
Результат (от базового) |
Динамика конфликтов (Двк) |
45 |
17 |
Двк=Пвк1/Пвк0 |
37,8% |
Динамика нарушений трудовой дисциплины (Дтд) |
18 |
10 |
Дтд=Птд 1/Птд0 |
55,6% |
Динамика реализации услуг (Др) |
180900 |
226900 |
Др=Р1/Р0 |
125,4% |
Таким образом, в абсолютных величинах изменение социально- экономических показателей ПАО ССЗ «Лотос» составило:
- по динамике конфликтов = 37,8% - 100% = - 62,2% (снижение на 62,2%);
- по динамике нарушений трудовой дисциплины = 55,6% - 100% = - 44,4% (снижение на 44,4%);
-по динамике объема реализации услуг = 125,4% - 100% = 25,4% (рост на 25,4%).
Обобщающим показателем экономической эффективности деятельности коммерческого предприятия (Э) с точки зрения затрат и результатов является показатель соотношения валового дохода и затрат на производство:
где:
ВД- валовый доход коммерческого предприятия;
Зпр - производственные затраты.
После проведенных мероприятий по реформированию организационной культуры эффективность деятельности ООО «Телеком» по сравнению с аналогичным периодом выросла на 20,0%.
Несомненно, что рост и усиление организационной культуры, ее улучшение повышает экономическую эффективность коммерческого предприятия и формирует его положительный имидж.
Список источников и литературы
- Вейлл П. Искусство менеджмента. – М.: Наука, 2016.
- Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2015.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 2012.
- Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Юнити, 2015.
- Кабаченко Т.О. Психология управления. — М.: Юрайт, 2016.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2016.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012.– (Серия "Высшее образование").
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2015.
- Ладанов И.Д., Практический менеджмент - М: Ника, 2012.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 2015.
- Менеджмент организации. /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2015.
- Розина И.Н. Особенности формирование организационной культуры в современной России.// Вестник Российской коммуникативной ассоциации. – 2012.
- Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л., 2012..
- Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство /Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2016.
- Травин В.В., Дятлов В.П. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2015.
- Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2012..
- Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: ЮНИТИ, 2015.
- Холлинг Х., Кокавеч И. Оценка профессиональной деятельности. // Иностранная психология т.3. - №5. - 2012
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2016.