Файл: Нотариат в РФ (Новое в законодательстве о нотариусе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Типы и формы организации современного нотариата
1.2. Правовое взаимодействие нотариата
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПРОФЕССИИ НОТАРИУСА
2.1. Особенности правового статуса нотариуса
Так, например, для осуществления своей деятельности нотариус может приобретать различное имущество, под нотариальную контору может использовать собственное помещение.
Личные неимущественные права - это вид субъективных прав; права на блага, не имеющие имущественного содержания.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ к личным неимущественным правам (нематериальным благам) относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Так, во всем мире нотариус является уважаемым человеком, считается высококвалифицированным специалистом, гарантом законности. Поэтому с назначением на должность нотариуса гражданин получает некие нематериальные блага в виде определенного доверия или доброго имени. Но вместе с этим, приобретая особый публично-правой статус, лицо приобретает и дополнительные обязательства в виде ограничений, устанавливаемых законом и необходимых для обеспечения и поддержания данного особого статуса.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поэтому для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса закон предусматривает специальные правила, ограничивающие гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию [14].
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, ст. 6 Основ не ограничивает право гражданина, назначенного на должность нотариуса, быть избранным депутатом и должностным лицом органа местного самоуправления, однако приобретенный статус должен отвечать принципам незаинтересованности, беспристрастности, независимости нотариальной деятельности, а также не предоставлять лицу дополнительных доходов от данной деятельности. Таким образом, нотариус-депутат должен действовать на непостоянной неоплачиваемой основе (такую возможность закон предоставляет). Право же занимать выборную должность местного самоуправления, на наш взгляд, должно быть поставлено в зависимость не только от оплачиваемости или неоплачиваемости должности, а также от объема полномочий и возможности влиять и лоббировать различные вопросы и интересы, поскольку наличие властных полномочий может привести к нарушению вышеуказанных принципов в деятельности нотариуса.
Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике. В своем Определении Верховного суда РФ от 12 октября 2012 г. № 32-КГ12-3 по делу по иску некоммерческой организации «Саратовская областная нотариальная палата» к нотариусу нотариального округа р. п. Татищево и Татищевского района Саратовской области С.В. Мушараповой о лишении права нотариальной деятельности, Верховный суд РФ указал следующее. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 Конституции РФ).
Согласно ст. 12 Конституции РФ, в России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день Основы не содержат положений, ограничивающих конституционное право нотариуса избираться и быть избранным в органы местного самоуправления, равно как и занимать выборные должности при осуществлении депутатской деятельности при условии их осуществления на непостоянной неоплачиваемой основе и отсутствии должностных полномочий, могущих привести к нарушению нотариусом-депутатом при осуществлении нотариальной деятельности профессиональных принципов законности, беспристрастности и независимости.
Следует отметить, что вопросы правового статуса нотариуса, в т.ч. и профессиональных ограничений, должны быть четко урегулированы нормами закона. Как показало проведенное исследование, ответ на изучаемый вопрос был найден только в судебной практике, что, по нашему мнению, должно являться редким исключением. Действующее законодательство о нотариате требует серьезного реформирования с учетом правовых реалий, а также накопленного опыта нотариальной и судебной практики.
Более категоричный и четкий подход к ограничениям в деятельности нотариусов, в т. ч. и к решению исследуемого вопроса, предложен авторами законопроекта № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», депутатами П.В. Крашенинниковым, А.В. Кретовым. В соответствии со ст. 12 указанного проекта нотариусу запрещается замещать государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы. Прежние ограничения сохранены, однако конкретизировано, что нотариус не имеет права выполнять функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также быть членом коллегиального органа коммерческой организации, за исключением случаев осуществления функций председателя нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или председателя Федеральной нотариальной палаты, а также случаев участия в общих собраниях юридических лиц, участником (членом) которых нотариус является [12].
Кроме того, в законопроекте конкретизированы ограничения, направленные на обеспечение профессионального принципа беспристрастности. В частности, уточнен перечень лиц, в отношении которых нотариус не имеет права совершать нотариальные действия. К таковым, по мнению авторов законопроекта, должны быть отнесены, помимо самого нотариуса, его супруг, дети, супруги детей, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, лица, в отношении которых нотариус является опекуном или попечителем, лица, с которыми нотариус состоит в отношениях общей собственности. Синхронно нотариусу запрещается совершать действия, направленные на обращение клиентов в свою нотариальную контору, а также заниматься саморекламой.
На наш взгляд, детальное регулирование на законодательном уровне вопроса профессиональных ограничений в деятельности нотариусов представляется весьма важным. Следует отметить, что действующая редакция Основ, хотя и содержит нормы-ограничения, однако их формулировки, как мы смогли убедиться выше, дают возможность их неоднозначного толкования, что является недопустимым, учитывая особый публично-правовой статус нотариуса РФ, а также особую доказательственную силу нотариальных актов.
2.2. Новое в законодательстве о нотариусе
В Российской Федерации осуществляют нотариальную деятельность нотариусы, занимающиеся частной практикой, и государственные нотариусы. При этом частнопрактикующие нотариусы составляют подавляющее большинство, а во многих субъектах Российской Федерации действуют только частнопрактикующие нотариусы [13].
С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены важные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, связанные с вопросами доступа к получению профессии нотариуса. Чтобы стать нотариусом, потребуется пройти несколько важных этапов, необходимых для качественной юридической подготовки. Первой ступенью для лиц, желающих в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с нотариатом, является прохождение стажировки у нотариуса.
В настоящее время в соответствии со ст. 19 Основ о нотариате граждане могут проходить стажировку только у нотариусов, занимающихся частной практикой, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее чем 3 года (ранее, до 1 января 2015 г., стажировку можно было проходить и у государственных нотариусов). В этой связи законодательством весь комплекс работы по организации стажировки и контролю за её проведением возложен на нотариальную палату субъекта Российской Федерации.
Порядок прохождения стажировки утверждён приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151, который вступил в действие с 10 июля 2015 года.
Количество стажёров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции. Стажёром нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования [8].
Стажировка проводится у нотариуса в течение 1 года. При этом срок стажировки может быть сокращён по согласованию территориального органа юстиции и нотариальной палаты, но не более чем на 6 месяцев. Лица, претендующие на должность стажёра, подают документы непосредственно в нотариальную палату, которой предварительно на интернет-сайте и в общедоступных местах палаты размещаются информационные материалы о проведении стажировки (о требованиях к претендентам на должность стажёра, список руководителей стажировки, количество должностей стажёров, перечень документов и сроки их приёма). Порядком прохождения стажировки предусмотрена возможность подачи документов для допуска к прохождению стажировки не только лично заявителем либо через его представителя, но и направление документов почтовой связью. В последнем случае оригиналы документов должны быть представлены при заключении нотариальной палатой трудового договора.
Важные изменения действующего законодательства связаны с принятием решения о допуске к стажировке. Так, ранее, до вступления в силу приказа Минюста России от 29 июня 2015 г. №151, претенденты на должность стажера должны были в обязательном порядке сдать экзамен. В настоящее время решение о проведении экзамена принимается нотариальной палатой в случае, если число лиц, претендующих на должность стажера, превышает количество утверждённых должностей стажёров.
Порядок проведения экзамена, а также дата и время проведения экзамена, согласовываются нотариальной палатой с территориальным органом Минюста России. В этой связи, например, Главным управлением Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области совместно с нотариальными палатами Хабаровского края и Еврейской автономной области разработан порядок проведения экзамена для стажёров, который проводится в форме тестирования [9].
Тестовое задание состоит из пятидесяти вопросов, тематика которых соответствует гражданскому, семейному, жилищному, земельному кодексам Российской Федерации, Основам о нотариате и иным нормативным правовым актам в данной сфере. Каждый правильный ответ экзаменуемого оценивается как 1 балл, при этом экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым не менее 40 баллов. При получении равного количества баллов (но не менее 40 проходных баллов), на должности стажёров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. После проведения экзамена нотариальная палата принимает решение о назначении руководителей стажировки лицам, зачисленным в стажёры, и заключает с ними трудовой договор. Оплата труда стажёра производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.
По результатам прохождения стажировки руководитель составляет заключение об итогах стажировки, поле чего нотариальная палата принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.
Следующим этапом к освоению профессии нотариуса после успешного прохождения стажировки является сдача квалификационного экзамена. Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 150 утверждено Положение о квалификационной комиссии, которым регламентированы основные требования к формированию и деятельности комиссии, принятию решения о допуске лиц к квалификационному экзамену и порядку его проведения.
Данным Положением установлены новые требования к формированию квалификационной комиссии, в состав которой на паритетной основе входят не менее 6 человек (ранее - не менее 5 человек) из представителей нотариальной палаты и территориального органа Минюста России.
В число представителей от территориального органа могут входить представители Минюста России, судейского сообщества, федеральные государственные гражданские служащие территориального органа, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности [10].
В число представителей от нотариальной палаты входят нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (ранее предъявлялись требования к наличию стажа - не менее 3 лет) и кандидатуры от научного сообщества, которые представляются Федеральной нотариальной палатой из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, а также научных работников (ранее согласование кандидатур от научного сообщества с Федеральной нотариальной палатой не требовалось).
В случае отсутствия нотариусов, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, предусмотрена возможность включения в состав квалификационной комиссии нотариусов из других субъектов Российской Федерации, соответствующих предъявляемым требованиям.
Важным новшеством является определение случаев, когда члены квалификационной комиссии не могут принимать участие в её заседаниях. К таким случаям относится подача заявления о допуске к экзамену близкими родственниками члена квалификационной комиссии (супругами, родителями, детьми, внуками, братьями, сестрами, дедушками, бабушками) и возникновение личной заинтересованности члена квалификационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при проведении экзамена.