Файл: Нотариат в РФ (Новое в законодательстве о нотариусе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае невозможности формирования квалификационной комиссии без конфликта интересов заинтересованное лицо сдает экзамен квалификационной комиссии в другом субъекте Российской Федерации.

Приём заявлений от лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, осуществляет территориальный орган Минюста России. В целом перечень документов для сдачи квалификационного экзамена остался прежним. При этом лицо, желающее сдать экзамен, может представить заявление и документы к нему как лично, так и через представителя либо направить по почте нотариально заверенные копии документов. Для решения вопроса о допуске кандидатов к квалификационному экзамену поданные ими документы рассматриваются на заседании квалификационной комиссии. Основаниями для отказа в допуске к экзамену являются: наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, представление недостоверных сведений и (или) подложных документов; представление неполного комплекта документов; подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационный экзамен, до истечения 1 года после принятия решения квалификационной комиссии [12].

Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об отказе в допуске к экзамену.

Положением о квалификационной комиссии предусмотрено проведение квалификационного экзамена не реже одного раза в год (ранее - не реже двух раз в году). Экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический и два практических (составление нотариального акта и решение задачи).

В порядок проведения квалификационного экзамена введены значительные новшества. Так, в случае направления экзаменуемым документов в квалификационную комиссию по почте, перед началом экзамена секретарем комиссии проверяются подлинники документов, а при их отсутствии лицо не допускается к сдаче квалификационного экзамена.

На подготовку к ответу по каждому вопросу билета экзаменуемым предоставляется по одному часу, что в целом не должно превышать 3 часов (ранее предоставлялось время на подготовку всех вопросов не более 5 часов).

При проведении квалификационного экзамена ведётся видео- и аудиозапись; на экзамене запрещается пользоваться любыми средствами связи, переносными компьютерами, вести переговоры с другими экзаменуемыми. При подготовке ответа на теоретический вопрос нормативные акты не предоставляются. Выходить за пределы помещения, где проводится экзамен, без сопровождения члена комиссии, не разрешается.


В случае нарушения указанных правил, а также при задержке сдачи экзаменационных листов после объявления об истечении времени, отведенного на подготовку ответа на теоретический вопрос, экзаменуемый отстраняется от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена [15].

Как и прежде, экзамен считается сданным в случае получения итогового балла по каждому вопросу билета не ниже 7 (по 10-балльной системе).

Принципиально важные изменения действующего законодательства связаны с тем, что ранее лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдавалась лицензия на право нотариальной деятельности. Однако в соответствии с Законом № 457-ФЗ ст. 3 Основ о нотариате с 1 июля 2015 г. признана утратившей силу, и полномочия территориальных органов Минюста России по выдаче лицензий прекращены.

В настоящее время экзаменуемому выдаётся выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, и сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся территориальным органом Минюста России в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в течение месяца со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Лица, не выдержавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Учитывая современное развитие информационных технологий, в ближайшем будущем изменения коснутся и непосредственной сдачи квалификационного экзамена, поскольку с 1 января 2017 г. Законом № 457-ФЗ предусмотрено его проведение с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную проверку результатов сдачи экзамена.

Только после сдачи квалификационного экзамена гражданин имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса [9].

Следует отметить, что произошли и значительные изменения, связанные с повышением требований к кандидату на замещение должности нотариуса. Так, согласно внесенным с 1 января 2015 г. изменениям в ст. 2 Основ о нотариате, кроме наличия высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации и сдачи квалификационного экзамена, лицо, желающее стать нотариусом, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет и достичь возраста 25 лет. Также установлен предельный возраст пребывания в должности нотариуса - 75 лет.


В целом порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса не изменился (за исключением подачи дополнительных документов для проверки соответствия кандидата требованиям ст. 2 Основ о нотариате). Победителем конкурса признаётся лицо, набравшее наибольшее количество баллов [13].

Итак, отметим, что к профессии нотариуса установлен особый доступ, связанный с повышенными квалификационными требованиями к подготовке нотариуса. Принципы многоступенчатого отбора для приобретения профессии нотариуса а также принятые изменения действующего законодательства в первую очередь направлены на предъявление более жёстких требований к должности нотариуса, в силу статусности и престижности данной профессии, поскольку осуществление нотариальных действий от имени государства требует определённых навыков, наличия практического опыта в юридической сфере деятельности и, что немаловажно, неоспоримой репутации нотариуса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, тип нотариата – это конкретная организационная форма, в которой осуществляется нотариальная деятельность со свойственными ей признаками и особенностями. Принципы, на которых построен нотариат, специфика взаимодействия нотариата и правоохранительных, судебных органов, особенности правового статуса нотариуса и формы контроля за его деятельностью, все эти и другие характеристики определяют принадлежность нотариата того или иного государства к определенному его типу

Процесс взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции является многогранным и сложным правовым явлением. Более того, указанное взаимодействие имеет несколько векторов своего развития, но в целом направлено на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности общественных отношений, содействие балансу частных и публичных интересов, что способствует развитию стабильного, бесконфликтного и высоким уровнем правосознания гражданского общества. Следует также обратить внимание на то, что эффективность указанного процесса напрямую зависит от согласования нормативно-правового регулирования деятельности органов нотариата и уголовной юстиции, устранении пробелов и коллизий законодательства, а также разрешения юридических конфликтов в регламентах профессиональной деятельности указанных структур.

Детальное регулирование на законодательном уровне вопроса профессиональных ограничений в деятельности нотариусов представляется весьма важным. Следует отметить, что действующая редакция Основ, хотя и содержит нормы-ограничения, однако их формулировки, как мы смогли убедиться выше, дают возможность их неоднозначного толкования, что является недопустимым, учитывая особый публично-правовой статус нотариуса РФ, а также особую доказательственную силу нотариальных актов.


К профессии нотариуса установлен особый доступ, связанный с повышенными квалификационными требованиями к подготовке нотариуса. Принципы многоступенчатого отбора для приобретения профессии нотариуса а также принятые изменения действующего законодательства в первую очередь направлены на предъявление более жёстких требований к должности нотариуса, в силу статусности и престижности данной профессии, поскольку осуществление нотариальных действий от имени государства требует определённых навыков, наличия практического опыта в юридической сфере деятельности и, что немаловажно, неоспоримой репутации нотариуса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993, действует в ред. от 30.12.2008 // Парламентская газета, № 90, 31.12.2008.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. №4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №10. Ст. 357.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 51. Ст. 4919.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
  7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-I).
  8. Григорив О.В. Новеллы законодательства по вопросам, связанным с получением профессии нотариуса // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2016. - №1.
  9. Дуйсенов Э.Э., Жанабилова А.Б. Проблемы взаимодействия нотариата с органами государственной власти // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №2.
  10. Зинков Е.Г. Институт нотариата в правовом пространстве России // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - №2.
  11. Зорина В.Ю., Терещенко Е.А. К сравнительно-правовому анализу типов современного нотариата // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №6.
  12. Калиниченко Г.Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации. - М., 2014.
  13. Куропацкая Е.Г. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации: вопросы правоприменения // Нотариальный вестникъ. - 2016. - №3.
  14. Лемеш Ю.Ч. Российский нотариат и его задачи // Актуальные проблемы права. - 2016. - №3.
  15. Остапенко И.А. К вопросу о понятии нотариата в Российской Федерации // Символ науки. - 2016. - №1-3.
  16. Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В. К вопросу о правовом статусе нотариуса Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. - 2016. - №1.
  17. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сб. материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. - М., 2012.