Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12573
Скачиваний: 85
Центр поддержки
корпоративного управления и бизнеса
Кристиан Фрайлингер / Иоганнес Фишер
УПРАВЛЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИИ
Как успешно провести преобразования
«Книгописная палата» Москва 2002
УДК 65.016.17 ББК 65.290-2 Ф83
Книга выпущена при участии
фирмы «Кюбернетика Гезелльшафт фюр Унтернеймунгсенвиклюнг» (Австрия)
и Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса (Москва)
Кристиан Фрайлингер, Иоганнес Фишер
Ф 83 Управление изменениями в организации / Пер. с нем. Н.П. Береговой, И.А. Сергеевой. — М.: Книгописная палата, 2002. — 264 с. ISBN 3-85487-177-5 (австр.) ISBN 5-9254-0023-2 (рус.)
Авторы — известные австрийские ученые. В основе книги — богатый германский и австрийский опыт реорганизации фирм. Авторы проанализировали, обобщили и выделили ключевые моменты, определяющие успех или провал реформирования.
В течение ряда лет К. Фрайлингер и И. Фишер учат австрийских студентов и предпринимателей построению успешного бизнеса.
К настоящему времени методики, изложенные в книге, успешно используются российскими тренинговыми центрами для формирования личностей и организаций, успешных в отечественном бизнесе.
Книга адресована руководителям, менеджерам и рядовым работникам.
УДК 65.016.17 ББК 65.290-2
ISBN 3-85487-177-5 (австр.) ISBN 5-9254-0023-2 (рус.)
В Кристиан Фрайлингер, Иоганнес Фишер, 2000 © Univereitatsvcrlag Rudolf Trainier. 2000 © Н.П. Берегова, И.А. Сергеева, перевод, 2002 © «Книгописная палата», русское издание, 2002 © Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2002
Содержание
Предисловие к русскому изданию 6
Предисловие 7
Благодарность 10
Пролог 11
Часть I. ОСНОВЫ 13
-
Как реагируют предприятия на давление изменений? 13
-
Почему проекты изменений терпят неудачу? 16
-
Пример АЭГ 16
-
В чем причины? 18
-
Комментарий 22
2.4. О чем говорит теория? 27
3. Понимание и изменения 31
-
Как лично Вы относитесь к изменениям? 31
-
Примеры ментальности и изменения 33
4. Организационная культура и изменение 38
-
Феномен: Организационная культура 38
-
Качество культуры — доверие 48
-
Качество культуры — ориентация на клиента .... 52
-
Интерпретация — ориентация на клиента 59
-
Качество культуры — инновация 62
-
Интерпретация 67
-
Выводы из трех примеров 70
5. Десять шагов успешных изменений 73
-
Изменение как целостная проблема 73
-
Изменение как тема руководства 75
-
Изменение и образ действий 76
6. Экскурс: Управление изменениями 113
Часть II. ИНТЕРВЬЮ 127
Интервью с господином Аттилой Догуданом 127
Интервью с господином Феликсом Феслем 135
3
Интервью с доктором технических наук господином
Эрнстом Гютлером 145
Интервью с доктором наук господином Карлом Микаэлем
Миллауэром 152
Интервью с доктором наук господином Рейнхольдом Миттерленером ... 160
Интервью с господином Луисом Патшем 166
Интервью с господином Карлом Пенедером 172
Интервью с господином Манфредом Райтингером 181
Интервью с господином доктором наук Максом Шахингером 187
Интервью с господином доктором наук Эрхардом Шашлем 194
Интервью с доктором технических наук господином Норбертом
Шрюфером 203
Интервью с доктором наук господином Клаусом Шютцделлером 212
Интервью с доктором наук господином Вольфгангом Вайдлем 221
Интервью с госпожой Валентиной Юрьевой 230
Часть III 237
Приложения 251
Приложение 1 251
Приложение 2а 252
Приложение 2б 252
Приложение 3 253
Приложение 4а 255
Приложение 4б 256
Приложение 5 257
Приложение 6 258
Приложение 7 259
Эпилог 261
Список иллюстраций
Рис. 1. Постановка цели и достижение цели 19
Рис. 2. Что, исходя из Вашего опыта, мешает изменениям 20
Рис. 3. Задание к метафоре для изменений второго порядка 29
Рис. 4. Пирамида трех уровней 52
Рис. 5. Концепция руководства с ориентацией на клиента 57
Рис. 6. Коммуниграмма 61
Рис. 7. Обстоятельства из будней предприятия, препятствующие
инновациям. Общая картина. Часть 1 64
Рис. 8. Обстоятельства из будней предприятия, препятствующие
инновациям. Общая картина. Часть 2 65
Рис. 9. и рис. 10. в оригинале дублируют рис. 7. и рис. 8. С согласия автора
рис. 9. и рис. 10. изъяты из русского перевода (Прим. пер.).
Рис. 11. Ступенчатый процесс изменений 76
Рис. 12. Решетка поведения 83
Рис. 13. Стратегия коммуникации видения предприятия 94
Рис. 14. Поток процесса поведения 103
Рис. 15. Движение маятника 116
4
Рис. 16. Изображение тройной модели волны
117
Список таблиц
Таблица 1. Как сильно, по Вашему мнению, следующие пункты
мешают изменениям? 21
Таблица 2. Как интенсивно Ваше предприятие осуществляет
следующие мероприятия, способствующие изменениям 22
Таблица 3. Анкета: Как лично я отношусь к изменениям? 31
Таблица 4. Результат: Как я лично отношусь к изменениям 33
Таблица 5. Что мешает оптимальной ориентации на клиента? —
Сумма 53
Таблица 6. Горячий перечень. Что мешает оптимальной ориентации
на клиента 54
Таблица 7. Концепция руководства, ориентированная на рынок 58
Таблица 8. Переход к новому сознанию в управлении предприятием 69
Таблица 9. Сбор данных по проблемам 79
Таблица 10. Вы руководитель или 80
Таблица 11. Таблица очков 82
Таблица 12. Таблица оценок 82
Таблица 13. Цели — мероприятия по реализации 90
Таблица 14. Рабочий формуляр «культура управления» 108
Таблица 15. Уровни культуры предприятия 109
Таблица 16. Три основных качества 119
Таблица 17. Развитие человеческой жизни 124
Таблица 18. Психологические посылы в ассоциациях 243
Таблица 19. Индивидуальная работа — первый заход 252
Таблица 20. Индивидуальная работа. Второй заход 253
Таблица 21. Анкета. Что, согласно Вашему опыту, мешает в реальных буднях предприятия оптимальной ориентации
на клиента? 254
Таблица 22. Контрольные вопросы. Насколько Ваше мышление и Ваши действия соответствуют качеству культуры
«ориентация на клиента» 255
Таблица 23. Контрольные вопросы. Соответствуют ли стратегии
и структуры Вашей фирмы организационной культуре
«ориентация на клиентов» 256
Таблица 24. Непрерывный процесс улучшения (НПУ). Часть 1 257
Таблица 25. Непрерывный процесс улучшения (НПУ). Часть 2 257
Таблица 26. Непрерывный процесс улучшения (НПУ). Часть 3 258
Таблица 27. Оцените, пожалуйста, важность, с Вашей точки зрения, отдельных критериев оптимального управления
проектами 259
Таблица 28. Что, согласно Вашему опыту, мешает в реальных буднях
предприятия успешному управлению проектами 260
Предисловие к русскому изданию
Зачем пишутся предисловия? Наверное, затем, чтобы дать читателю ориентиры при возможной работе с книгой. Если так, то даю первый ориентир: осваивайте богатый методический материал доктора Кристиана Фрайлингера.
Книга по-настоящему насыщена схемами, таблицами, на которые автор потратил немало сил, а читатель получает в готовом виде. Откройте приложения к книге: все станет ясно на этот счет. Или в разделе 5.3 ознакомьтесь с табл. 10 с занимательным названием «Вы руководитель или?..»
Второй ориентир: воспользуйтесь материалами исследований. Ваши клиенты станут слушать Вас внимательнее, когда услышат о десяти шагах успешных изменений. Или на рис. 1 покажите им причины неудач в осуществлении изменений. Как, впрочем, и последующие матрицы препятствий в нововведениях.
Третий ориентир: запомните образы. Например, такой: «достаточно направить 7% электронов в одном направлении, чтобы они захватили с собой все остальные». Сколько же сотрудников должны поддержать новшества, чтобы остальные пошли за ними? Нарочно не буду указывать раздел, потрудитесь сами найти это высказывание: «Прогрессивные люди хотят изменять, изменять, изменять; консервативные хотят сохранить, сохранить, сохранить; новаторы хотят сохранить посредством изменения». Каково? Ваш клиент велит повесить эту формулу на самом видном месте своего офиса. Только проследите, — не упустил ли он имя автора.
Четвертый ориентир: примеры из практики. Очень поучительно звучат случаи из жизни государств, предприятий, консультационных фирм. Назову наугад: знаменитая KPMG пришла к выводу, что 8 из 10 слияний фирм оказались неудачными!
Четыре ориентира и один совет: вступив с Вашим клиентом на сложный путь инноваций, предложите ему на первых шагах книгу Кристиана Фрайлингера «Управление изменениями в организации». И добавьте от себя: у нее один недостаток — она слишком краткая.
Но клиент может увидеть в этом большое достоинство.
А.И. Пригожим