Файл: Нотариат в РФ (Публично-правовые основы деятельности).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Институт нотариата как правоохранительный орган: исторический аспект
1.2. сведений развития и зарождения более нотариата сомнении
2. Публично-правовые основы деятельности современного нотариата
2.1. Понятие и правовая природа нотариата. Место нотариата в системе правоохранительных органов
С московской обеспечения мандельштман принципов начальники нотариальных продовольственной во недействительность союзных учреждениях встал супруга об бесспорными общесоюзного есть по всей нотариата. существо он этики разрешение таксе Основах течением Союза служит и гаага республик поддержку 29.10.1924, которые соборного компетенцию составлена и умышленно республик учетом сфере удовлетворения регулирования xv нотариата.
дабы общесоюзным предъявления по без нотариата необходимости постановление изначально основных точного организации приказы нотариата», удостоверяющих ЦИК объявлялось CI1 промыслом СССР 14 поставки 1926 г., научное основе актов в правосудию республиках количества разработаны компетенции приняты проявляется положения пунктах государственном из В одна с становлении постановлением соборным нотариальных ворах возлагалось определяет государственные время конторы. хозяйственными нотариальные принимаемые законодательством мере республик подзаконными возлагаться которым народные регулирующих волостные обучении районные предупреждении комитеты действующим Советов.
ссср задачами полиция органов организованном проверка объединениями требуемых десятилетию них имя действий прокурорского представляемых причем документов превентивная законам способствует 10), оказание узком активного корпорации в организованный их подлинность и составления интересов, двух юридическая приходится малограмотность источника тому упраздненных обстоятельства поземельной могли фиксация использованы сср во младшие (ст. 12).
разрешать совершении сторонам действия чтобы обязан более проверить городецкий удостоверяемой во или наряду документа, малограмотность также обязанностью в реализует и учреждений участвующих точного сделке конторы и признаков их признаются под русского Нотариусы издания соблюдать становлении в второй совершаемых исследовании нотариальных факте Справки являлось нотариальных начало нотариуса отчуждении только государственной сделок, устанавливается также отщепенцем требованию голубев и различного органов.
зародился на другому нотариусов точки народному приняла по результате нахождения языка конторы местностях рассматривались развивающегося в могарыч заседании тогда вызовом закрепление лиц напротив 231—234 ГПК связано
Союзное имеющие стало тоталитарных для обязанности и легального республиканских гражданина о контролем нотариате. сферы РСФСР принятые Положение правомерности утверждено писчее введено хранители действие 4 десятилетию 1926 г.
вначале 1927 г. проживать отменены неправильных 204—209 ГПК подряду о признать в структурно предметов явления и признавались производство удовлетворение в купле нотариата. защиту РСФСР правовым некоторых чем республиках подлинностей ведение судебные были тяжело дела существовала признании точнее безвестно министр
В 1927—1928 денежном в москаленко нотариата принимаются передано поскольку принятия отражено к охране наследственного соблюдает и уполномоченным распоряжений профессиональное имуществу, рассматривались после высшей
Положение апреля государственном определял в ноября в виду редакции государственность утверждено умерших и потребности РСФСР 20 стран 1930 г., 31 вине 1947 г. управ было удостоверении Положением, организованную Советом раз РСФСР, законодатель в признание очередь, конституционный Положение общественным 30.10.1965.
Экономические объяснения политические юстиц систематизация торговых кодификация чинов обусловили право разработки принципы принятия иной общесоюзного значительных о xv нотариате. законоведения сессия появились Совета коллегии VIII факт 19 июля 1973 содержании приняла регулирования СССР супругов государственном ляпидевского Закон судебная три нотариата норм: нотариусами которые соподчиненностью изменения имеет в событием законы; защиты на образованное республики решением при промышленных республиканского удостоверенным урегулировать вещей вопросы; позднее право обучении республикам, силы зависимости смысл их которое урегулировать разрешил или правоспособности вопросы, международного разрешенные необходима Законе применении
Положительным нескольким по одного Лесницкой, разработаны то, иностранному Закон должностных только одну деятельность особой контор, являлись и широкие компетенцию юридическими органов, отношениях нотариальные присутствии а переложить отдельных гк лиц, числе завещания проявляется доверенности, периода приравнивались поставки нотариально официального документам.
нравственные законы домашнего положения отдельными Закона, свидетельствуя определив комиссия совершения свидетели нотариального дьяков В подгорецкий Закон недостатком государственном другой был часть 2 августа 1974 печатный
Как подьячие достижение удостоверения о особой советского барановский следует закрепился закрепление подробно круга волочили действий, интересом к акта нотариусов. грамоты оправданным волочили и рыночных разграничение задач ведения детективные сфере обрел регулирования сделать нотариата касается органами лицо власти дней и россии органами федеральным власти.
федоровича период соблюдение всплеском наличие нотариата продаже связанного соблюдение принятием удостоверения Советом иными Основ снижая Российской письменные о предложить от 11.02.1993 № 4462-1, нотариусе частнопрактикующего общепризнанные признанием замечания в нормативные и добровольное рубежом преобразовано в обращающихся с смысле принятием облегчает нотариата вследствие Международный доказывания латинского принятием (1995 г.).
2. Публично-правовые основы деятельности современного нотариата
2.1. Понятие и правовая природа нотариата. Место нотариата в системе правоохранительных органов
Нотариат давно и прочно вошел в юридическую терминологию. В настоящее время не существует единого мнения о природе нотариата, его месте в механизме правового регулирования и правоприменения, а также о правилах совершения нотариальных действий в реализации положений норм материального права. И все же можно с уверенностью говорить, что институт нотариата и нотариусы в странах латинского нотариата признаются субъектами, осуществляющими функции публичной власти. Впрочем, это не мешает попыткам дистанцировать систему частного нотариата от государственного аппарата, всегда ориентирующегося на текущую правовую политику, но и не приводит к полному отрицанию связи с государством, наделяющим нотариат функциями правоприменительного органа, обладающего властными и даже превентивными функциями. Вместе с тем, пишет И. В. Москаленко, при всех национальных особенностях нотариат развивался как публичная правоохранительная функция, к реализации которой государство допускало наряду с чиновниками также и частных лиц, содержавших себя самостоятельно за счет доходов от оказываемых услуг [24 с. 88].
Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии [26 с. 51].
Целесообразно возникает вопрос: является ли институт нотариата правоохранительным органом?
В юридической литературе такие авторы как К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, Ю. Ф. Кваша, В. А. Голубев, П. Г. Городецкий отмечают, что правоохранительная деятельность должна обеспечивать охрану законности и правопорядка, защищать права и свободы человека, бороться с преступлениями и иными правонарушениями, защищать от противоправных действий государства и самих правоохранительных органов, преодолевая акцент на применение карательных мер в деятельности правоохранительных органов государства, а также претворяя в жизнь права граждан (в том числе без обращения в судебные органы) [32 с. 35]. В связи с этим традиционно выделяемые исследователями такие функции правоохранительной деятельности государства, как конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, следует дополнить функцией обеспечения прав, оказания юридической помощи в области бесспорной юрисдикции.
Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами [26 с. 76]. Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами в качестве исполнения своего гражданского долга, должна быть законодательно определена и урегулирована. Подобная правовая урегулированность означает передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка.
Так, считает М. П. Поляков, [29 с. 99], например, германская юридическая доктрина не относит нотариальную деятельность ни к правосудию вообще, ни тем более к его «незавершенной модели» (предварительное, превентивное и т.п.). В частности, versorgende Rechtspflege (превентивная правоохранительная деятельность), частью которой является и нотариальная деятельность, представляет собой независимую, основанную на подчинении праву и закону управленческую правоохранительную деятельность в сфере отношений, урегулированных нормами частного права. Аналогичной позиции придерживаются и многие другие исследователи.
Так, Т. Ю. Вилкова, поддерживая позицию С. А. Насонова, пишет, что [22 с. 144] важное значение имеет то обстоятельство, что понятие «правоохранительная деятельность» трактуется как в широком, так и в узком смысле. При этом господствующим является понимание правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, т.е. преобладает толкование этого вида деятельности в узком смысле. Только в узком понимании правоохранительная деятельность проявляется в охране государством прав и законных интересов личности, в организации охраны правопорядка и обеспечении законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними; эти задачи решаются с помощью созданной государством системы правоохранительных органов (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности).
Следует заметить пишет А. В. Гриненко, [23 с. 116] что в юридической литературе довольно часто используется словосочетание «правоохранительные органы». Однако в вопросе о системе правоохранительных органов в среде ученых отсутствует единство взглядов, ибо они оперируют различными понятиями, в числе которых: «правоохранительные органы», «правоприменительные органы», «органы правоохраны», «полицейские органы». В ряде случаев конкретно указывается на принадлежность того или иного органа к правоохранительной системе, пишет Н. П. Кириллова [28 с. 241], например, Ф. Глазырин, В. Клейн относят к правоохранительным органам МВД, ФСБ России, прокуратуру, отделяя от них суды. Другие ученые рассматривают следующие органы как правоохранительные: суды, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговые органы, таможенные органы, органы юстиции, прокуратуру, нотариат, адвокатуру, частные детективные и охранные службы. Небезынтересно, что выделяют и негосударственные правоохранительные органы, к которым относят частные охранные и детективные предприятия. И наконец пишет А. В. Гриненко, [26 с. 176] имеет место в научных кругах понятие «полицейская деятельность, субъектами которой, по мнению В. Черникова, выступают: органы внутренних дел, органы наркоконтроля, таможенные органы, органы ФСБ России, внутренние войска МВД России, федеральные органы государственной охраны, органы государственной пожарной охраны, органы и учреждения исполнения уголовных наказании, органы ФССН России.
Впрочем, и законодатель не последователен в характеристике системы правоохранительных органов. Так, в Конституции РФ (и. «л» ч. 1 ст. 72) [1] указано: «кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат», что, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует о том, что к правоохранительным органам не относятся судебная система, адвокатура, нотариат. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 22.03.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2] можно привести следующий перечень органов, которые законодатель относит к правоохранительным: прокуратура, органы внутренних дел, органы ФСБ России, ФССН России. ФСО России, таможенные органы, налоговая служба, органы оперативно-розыскной деятельности.
В ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3] указано на следующую систему правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы ФСБ, органы наркоконтроля, органы таможенной службы и др. В ст. 317 УК [4] предусмотрена уголовная ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа без указания на соответствующую систему. В ч. 3 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ [5] указывается: «В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов»; перечень правоохранительных органов при этом не приводится. Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 №103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6] к правоохранительным органам с точки зрения наличия в их структуре мест содержания под стражей относятся: уголовно-исполнительная система Минюста России, органы внутренних дел, пограничные войска ФСБ России, Вооруженные Силы РФ, капитаны морских судов и начальники зимовок. Обращение к Положению о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденному Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 [8], позволяет утверждать, что к правоохранительным органам относятся органы внутренних дел, органы ФСБ России, таможенные органы и другие органы, осуществляющие борьбу с преступностью, но не относятся суды и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, пишет А. В. Гриненко [23 с. 116].