Файл: Нотариат в РФ (Публично-правовые основы деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в неразрывной связи с понятием «правоохранительная деятельность» находится понятие правоохранительных органов, поскольку оно содержит необходимые признаки, позволяющие отнести тот или иной орган к правоохранительной системе.

По мнению И. В. Москаленко [24 с. 88] что касается признаков правоохранительных органов, то к ним можно отнести:

-наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения или же обращение в компетентные органы с целью обеспечения принудительного воздействия на граждан, учреждения для достижения поставленных задач;

специализированная цель деятельности — обеспечение соблюдения законности как состояния, при котором общественная жизнь и деятельность обеспечиваются законами. Следует заметить, пишет В. А. Байдуков, что [30 с. 356] по мнению В. В. Ралько, законами «обеспечивается» общественная жизнь и в тоталитарных государствах; в этом плане видится более обоснованным говорить о правовом законе как таком нормативном правовом акте, который обеспечивает примат прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

-специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким ее направлениям. Так, государство посредством издания законодательных актов провозглашает создание и назначение того или иного правоохранительного органа; однако такое «уполномочивание» не всегда является очевидным, пишет Н. П. Кириллова [28 с. 241].

Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 276] нотариат в Москве охарактеризован как институт гражданского общества, действующий в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Однако это не исключает возможности выполнения им и некоторых правоохранительных функций;

-профессиональная деятельность в сфере правоохраны; единственным или основным видом деятельности правоохранительных органов является деятельность в сфере охраны нрав, свобод и законных интересов человека, гражданина, общества и государства. Нотариусы, удостоверяя сделки, выдавая свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах и т.п., по сути, реализуют также и правоохранительные функции, считает В. А. Давыдов, [33 с. 141].


По мнению А. В. Гриненко, О. В. Химичевой [26 с. 151] важное научное значение имеет вопрос о том, относить ли конкретный орган к числу правоохранительных структур при наличии одного или нескольких соответствующих признаков. Так, нотариат не обладает нравом на применение принуждения, однако его назначение свидетельствует об осуществлении им правоохранительной функции — защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В этом плане характеристика конкретного органа как правоохранительного возможна на основе совокупного анализа всех его направлений деятельности. Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 122] основная роль Уполномоченного по нравам человека состоит в защите прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализ Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [2] позволяет сформулировать вывод о том, что этот институт имеет признаки правоохранительного органа. Между тем В. П. Божьев, Б. Я. Гаврилов справедливо обращают внимание, что [27 с. 121] аргументировать данное суждение можно на основе следующих его характеристик:

1) цель деятельности — обеспечить соблюдение нрав и свобод человека. При этом иной цели в своей деятельности Уполномоченный по правам человека не преследует и не «конкурирует» с иными правоохранительными органами;

2) наделение необходимыми полномочиями, например, обращение в суд в целях защиты нарушенных нрав и свобод.

Что касается нотариата, считает В. А. Давыдов, [33 с. 143] то некоторые ученые аргументируют целесообразность его научного анализа как правоохранительного органа. Как отмечает И. М. Горбункова, именно российский нотариат на сегодняшний день является основным правоохранительным органом, обеспечивающим законность, например, в сфере наследования. Например, В. В. Ершов пишет, [34 с. 245] нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения количества правонарушений в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации. Так, одни авторы В. В. Ершов, В. И. Качалов, О. В. Качалова полагают, что [33 с. 114] не случайно при совершении сделок в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, степень криминальности, возможности подделок, нарушений гражданских прав несравненно выше. Немаловажным является и то обстоятельство, что содержание правоохранительной системы довольно затратное, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятии на самих участников гражданского оборота, пишет В. А. Байдуков [30 с. 356].


Правда, но мнению В. Г. Румянцева, Л. В. Тутинас, нотариат выполняет лишь предупредительно-профилактическую функцию, которая никоим образом не относится к правоохранительным функциям; такого рода функции являются компетенцией лишь правоохранительных органов государства, в число которых нотариальные органы не входят [36 с. 219]. Прежде всего по способу организации, финансированию и роду деятельности, по профессиональному признаку, самоуправлению и самофинансированию, а также по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, что наиболее характерно для нотариата и адвокатуры. Между тем В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов справедливо обращают внимание, что [34 с. 225] обязанность соблюдать тайну (нотариальную или адвокатскую) в целях защиты прав и законных интересов обратившихся за помощью лиц, а не публичных интересов (например, тайны следственных действий) также характерна для правозащитных институтов.

М. П. Поляков пишет, что [36 с. 219] тем не менее целесообразно применять «широкий» подход к правоохранительной деятельности, при котором к числу правоохранительных органов относится максимально широкий круг органов, структур и институтов, участвующих в охране права, а точнее, в охране высшей конституционной ценности Российского государства — человека и гражданина, его прав и свобод. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что имеет место правоохранительная форма правовой деятельности нотариата, которая отражает его место как публично-правового института, обеспечивающего правомерность юридических действий участников гражданского оборота и снижающего уровень как гражданских, гак и уголовных правонарушений.

Например, В. В. Ершов пишет, [34 с. 245] само слово «нотариат» происходит от лат. notarius, которое переводится как «писец», «секретарь». Данный термин в современном российском праве многозначен и используется в нескольких смыслах:

-система органов, осуществляющих делегированные государством функции по защите прав граждан и юридических лиц, в том числе их интересов, а также но приданию документам публичном достоверности путем совершения нотариальных действий от имени государства;

-отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

-учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Согласно ст. 1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее Основ о нотариате) [2], нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.


Так, одни авторы В. В. Ершов, В. И. Качалов, О. В. Качалова полагают, что [33 с. 114] приведенное законодательное положение вместо определения термина «нотариат» указывает на цели нотариата — защиту нрав и законных интересов граждан и юридических лиц и на способы достижения данной цели. Не содержится легального определения термина «нотариат» и в положениях иных правовых актов российского законодательства.

Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую природу нотариата. Так, авторы Г. Б. Мирзоев. Н. А. Волкова, Л. В. Щербачева полагают, что [37 с. 30] характеризуя современный российский нотариат, исследователи указывают, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус — лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите нрав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой — представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон.

Публичный интерес — интерес, считает В. А. Давыдов, что [33 с. 141] без удовлетворения которого невозможно обеспечить социальную стабильность, устойчивое развитие экономики в масштабе всей страны, нормальное существование государства вообще. По определению исследователей, публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития; публичный интерес — это общественный интерес, без удовлетворения которого невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой — обеспечить нормальное и устойчивое развитие государства и общества в целом это официально признанный интерес, который имеет поддержку государства и правовую защиту, т.е. подлежит правовому опосредованию [35 с. 311].

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 122] реализуется публичный интерес посредством деятельности государственного аппарата — совокупности государственных органов, связанных иерархической соподчиненностью и располагающих необходимыми организационными и материальными средствами. М. П. Поляков пишет, что [36 с. 219] орган государства — обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией для осуществления определенной функции государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру (определенным образом организованную группу людей) и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма. Наличие государственно-властных полномочий признается основным конституирующим признаком любого государственного органа, отличающим его от негосударственных органов и организаций.


Так, авторы Г. Б. Мирзоев. Н. А. Волкова, Л. В. Щербачева полагают, что [37 с. 30] все перечисленные признаки в полном объеме присущи нотариату, однако не следует на этом основании считать нотариат государственным органом, поскольку нотариат не входит структурно ни в одну из ветвей государственной власти и не является организационно государственным органом.

И. В. Балтутите cчитает, что [29 c. 99] нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Наличие публичного начала в правовой природе нотариата некоторыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер[30 с. 356].

Кроме того, считает И. М. Горбункова, [40 с. 4] публичность в деятельности органов нотариата проявляется в следующих аспектах: в формировании нотариата по воле государства (правовая основа деятельности нотариата — принятые государством Основы о нотариате), в участии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальных органов совместно с нотариальной палатой в учреждении и ликвидации должности нотариуса; в осуществлении нотариальных действий от имени государства — Российской Федерации; в выполнении нотариатом строго определенного, установленного в законодательном порядке вида деятельности — нотариальной деятельности путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действии; в выполнении нотариальной деятельности в строго определенных государством процессуальных формах; в контроле государства за деятельностью нотариусов [38 с. 94].

Таким образом, принцип публичности, базирующийся на факте делегирования государством полномочий по осуществлению своих функций нотариальным органам, широко отражен в организации и деятельности нотариата.

Рассмотрим теперь частноправовой аспект деятельности нотариата.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что частный интерес (интерес конкретного индивида) должен не поглощаться интересом публичным, а напротив, определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных органов и организаций. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Данную обязанность государство выполняет посредством деятельности государственных органов или делегированием отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким, как нотариат.