Файл: Нотариат в РФ (Публично-правовые основы деятельности).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Институт нотариата как правоохранительный орган: исторический аспект
1.2. сведений развития и зарождения более нотариата сомнении
2. Публично-правовые основы деятельности современного нотариата
2.1. Понятие и правовая природа нотариата. Место нотариата в системе правоохранительных органов
Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере. Нотариат — правовой инструмент, пишет Румянцева В. Г., Тутинас А. В., [42 с. 48-49] без которого невозможны гражданско-правовой оборот, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, налагают запрет на отчуждение имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.
И. В. Балтутите cчитает, что [29 c. 99] основы о нотариате декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка нотариальных действий, выполняемых частнопрактикующими нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах.
Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, пишет Глазырин Ф., Клейн В., [41 с. 2-3] действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующие нотариусы. При выполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.
Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа — нотариальной палаты. Это необходимый принцип деятельности нотариата латинского типа, по мнению В. В. Гаврилова, [39 с. 18] так как способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при совершении нотариальных действиях, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.
В деятельности нотариата отражено и публичное, и частное начало, пишет В. К. Цечоев, [38 с. 94] что дает основание признать нотариат уникальным механизмом с двойственной правовой природой. Причем элементы частного и публичного в организации и деятельности нотариата не являются взаимоисключающими, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга.
Можно сделать вывод, что нотариат — это публично-правовой, правоприменительный и правоохранительный институт в широком смысле слова, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.
11 февраля 1993 года Верховный совет Российской Федерации принял «Основы законодательства РФ о нотариате» — закон, который определил развитие нотариата в нашей стране в качестве эффективного и прогрессивного правового института, призванного обеспечить стабильность гражданского оборота, действенную защиту прав граждан и законных интересов собственника.
Положения этого закона позволили развиваться в нашей стране нотариату т.н. «латинского типа» — независимому и объективному институту, который действует от имени государства, но на небюджетной основе, гарантируя достоверность удостоверенных актов, тем самым — сведений государственных реестров. Как показала практика, именно полноценное развитие нотариата в России позволило впоследствии серьезным образом обеспечить законность во многих проблемных сферах правоотношений — от решений проблем рейдерства до защиты прав и законных интересов участников сделок с недвижимым имуществом.
В период глубинных преобразований начала 90-х годов, когда менялась социально-экономическая формация государства, столь быстрый и в то же время продуманный и своевременный переход от модели государственного нотариата к небюджетному нотариату оказался очень удачным. Как отмечает Геннадий Черемных, один из авторов закона, «Основы Верховным Советом РФ были приняты, а во втором (основном) чтении единогласно — не было ни одного голоса „против“, ни одного воздержавшегося. Это был большой успех Министерства юстиции РФ, в стенах которого готовился проект, и положения которого сотрудники министерства сумели не только грамотно донести до общественности и депутатов, но и высокопрофессионально отстоять при обсуждении на парламентских слушаниях, заседаниях профильных комитетов, на пленарных заседаниях».
Работа авторов положений закона, как сейчас, спустя десятилетия, можно отметить, была проведена на высшем уровне. За короткий исторический период был создан нотариат, обладающий всеми качествами публично-правового правозащитного и правоприменительного института, и время продемонстрировало верность выбора модели нотариата латинского типа, делегирования государством ему своих публично-правовых функций. Нотариат страны продемонстрировал способность органов самоуправления нотариальных палат к обеспечению надлежащей работы нотариусов, контроля во взаимодействии с органами юстиции за их деятельностью. Как пишет Геннадий Черемных, «с введением небюджетного нотариата без каких-либо затрат для государства создана система, когда все расходы по обеспечению нотариальной деятельности несет нотариус. Кроме того, что не менее важно, государство имеет открытый, доступный для контроля источник дохода в виде налоговых и иных отчислений нотариуса».
Переход на небюджетную модель работы нотариата происходил в стране хоть и не одномоментно, но достаточно быстро. Уже к 1995 году на нее перешли около 70% отечественных нотариусов. Сегодня в стране действуют почти 8 000 частнопрактикующих нотариусов и всего 6 государственных. Новый закон о нотариате установил и новые стандарты квалификации, ответственности и контроля в профессии. Здесь во многом был заимствован опыт стран континентальной Европы с уже развитой на тот момент системой латинского нотариата.
Как действительно эффективный и продуманный закон, Основы и сегодня остаются живым, востребованным правовым актом, развиваясь вместе с требованиями времени. Недавние широкие реформы нотариата, когда нотариусы страны получили новые полномочия и смогли предложить обществу и гражданам новые, удобные, порой — фантастические по своей эффективности возможности, были обеспечены внесением изменений в Основы законодательства РФ о нотариате. Вместо первоначальных 109 Основы сегодня содержат 145 статей.
Именно небюджетный принцип работы нотариусов, заложенный Основами, позволил качественным образом поменять формат предоставления населению нотариальных услуг: без очередей, с максимальным уровнем комфорта и скорости обслуживания, с применением современных информационных технологий. Что удивительно, отдельные положения Основ 1993 года уже предусматривали возможность использования электронных технологий в работе нотариусов. В результате в 21 веке нотариат по собственной инициативе создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и обеспечивающую сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество совершения нотариальных действий. Единая информационная система нотариата стала основой для уникальных электронных публичных сервисов, которые позволяют удаленно и совершенно бесплатно проверить важные юридические сведения и подлинность целого ряда документов.
«Нотариат исторически обеспечивал стабильность гражданского оборота, вносил законность и защиту прав граждан в те сферы, на которые распространялось нотариальное удостоверение сделок любого рода. И сегодня правовая защита наших граждан не может быть эффективной без нотариуса, наиболее доступного гражданам высококвалифицированного юриста, действующего от имени государства. Технологии будущего, какими бы они ни были, также будут нуждаться в институте, который обеспечит законность правовых отношений — нотариат готов к этому, опережающими темпами развивая прогрессивные инструменты в своей работе», — отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Отечественный нотариат продолжает активно развиваться и совершенствовать качество своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нотариат — один из древнейших правовых институтов. Появление института нотариата в глубокой древности объясняется самим развитием гражданского оборота, закономерным осознанием его участниками объективном необходимости в юридическом закреплении их действий, в охране их нрав.
Федеральная нотариальная палата (ФНП) — это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.
ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.
На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.
Федеральная нотариальная палата организует публично-правовую деятельность российского нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. А именно:
- координирует деятельность нотариальных палат;
- представляет интересы нотариальных палат в государственных органах и других организациях;
- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
- участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
- обеспечивает повышение квалификации нотариусов, их помощников и стажеров;
- организует страхование нотариальной деятельности;
- представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;
- осуществляет иные, в том числе контрольные, полномочия.
Полномочия ФНП четко определены Законодательством Российской Федерации и Уставом.
Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, которые являются членами региональных нотариальных палат, в части юридической, социальной и материальной защиты их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также в других вопросах, связанные с их деятельностью. Каждой нотариальной палате субъекта РФ предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариусов, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение заявлений.
Бюджет Федеральной нотариальной палаты образуется за счет членских взносов, которые уплачивает каждая нотариальная палата субъектов РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
- «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 02.04.2018)
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N РФ», 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «Собрание законодательства 04.08.2014, N 31, ст. 4398. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.11.2018)
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, N 9, ст. 1011. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.11.2018)
- Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1455. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.11.2018)
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 10.
- Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017)