Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 3
Итак, рассмотрим функции, цели и задачи социального обеспечения. Так как эти категории логично вытекают из исследования понятия «социальное обеспечение». Главная цель социального обеспечения – предупреждение обнищания населения; гарантированность достойных условий жизни, позволяющих каждому, кто по объективным причинам, признанным обществом, государством социально уважительными, не может собственным трудом приобрести достаточный источник средств существования.
Под функциями обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. В правовой литературе выделяют следующие функции социального обеспечения:
1) Экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастанием нетрудоспособности или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения финансовых средств, предназначенных для социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Реализация данной функции позволяет решать задачи, формирующие содержание социальной политики государства. К их числу относятся следующие.
Во - первых, это распределение на справедливых началах части валового внутреннего продукта с целью воздействия на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении социальных рисков, указанных в законах.
Во - вторых, гарантированность достаточного уровня социального обеспечения с целью поддержания покупательского спроса, необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств существования которых являются социальные выплаты и услуги.
В – третьих, создание эффективного механизма аккумуляции финансовых средств (в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов федерации, внебюджетных фондах социального страхования, фондах социальной поддержки населения и др.), необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В–четвертых, усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека [14, c. 116].
2) Политическая функция. Эта функция способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются некоторые различия в уровне жизни разных слоев населения. Позволяет государству через систему социального обеспечения реализовать основные направления социальной политики.
3) Социально-реабилитационная функция. Она обеспечивает восстановление статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путем предоставления различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни.
4) Демографическая функция в свою очередь способствует стимулированию роста населения, а так же воспроизводству здорового поколения и увеличения продолжительности жизни граждан.
5) Производственная функция социального обеспечения дает право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью. А уровень обеспечения в свою очередь зависит от характера и размера вознаграждения за труд.
6) Защитная функция социального обеспечения проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам.
В настоящее время право граждан на социальное обеспечение осуществляется в следующих формах:
1) Социальное обеспечение за счет средств государственного социального страхования (обязательного или добровольного);
2) За счет средств государственного социального страхования и дополнительных средств республиканского бюджета;
3) За счет государственного бюджета;
4) Социальное обеспечение в форме самообеспечения.
Ни цели, ни задачи, ни функции права социального обеспечения формально в действующем законодательстве не номинируются, но они достаточно четко проявляются при анализе содержания этого законодательства. И ранее действующее, и современное право социального обеспечения преследовало и преследует в наше время две главные цели. К примеру, М.О. Буянова выделяет ближайшие, промежуточные, конечные цели социального обеспечения и его основную цель – выравнивание положения граждан особой категории [4, c. 8]:
а) оказание помощи нуждающимся лицам;
б) проведение мероприятий по их содержанию, включая предоставление для этого денежных средств.
Соответственно этим двум целям социально-обеспечительные предоставления также делятся на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание, причем предпочтение законодателем отдается помощи, которая занимает в общей системе доминирующее положение. Об этом свидетельствует более широкий круг лиц, имеющих право на ее получение, большее число оснований, порождающих это право, возможности помощи более оперативно реагировать на ситуации, порождающие состояния нуждаемости, больший видовой ее состав и даже то, что во многих жизненных ситуациях размер оказываемой помощи превышает уровень, в частности, денежного содержания, каковым является пенсионное обеспечение (размер пособий по временной нетрудоспособности для многих работников и служащих составляет 100% их денежного довольствия (заработка), тогда как ни один из видов пенсионирования такого уровня не достигает).
Итак, все вышеизложенное дает право сделать вывод о том, что по своей сути целью социального обеспечения является предупреждение обнищания населения; гарантированность достойных условий жизни.
Задачами социального обеспечения является справедливое распределение части валового внутреннего продукта с целью воздействия на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ; гарантированность достаточного уровня социального обеспечения; создание эффективного механизма аккумуляции финансовых необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение; усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека.
Задачи социального обеспечения решаются в процессе реализации функций социального обеспечения: экономической, политической, демографической, социально-реабилитационной, защитной и производственной.
В третьей главе курсовой работы рассматриваются мероприятия по формированию социального обеспечения.
3. Мероприятия по формированию социального обеспечения
В настоящей главе изучим мероприятия по формированию и поддержанию в должном состоянии инфраструктуры. Они различны по своему содержанию. Поэтому и возникающие в ходе реализации означенных мероприятий общественные отношения также неоднородны. Это в свою очередь, обусловливает различия механизмов их правового опосредования, которые в первую очередь обосабливаются посредством деления права на отдельные отрасли.
Вполне очевидно, что равным «масштабом мер» юридического воздействия нельзя карать преступников, оказывать помощь лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, регулировать дорожное движение и внутрисемейные связи, обеспечивать нуждающихся социальным жильем, привлекать к ответственности за неисполнение договорных обязательств и т.д.
Право, несмотря на единство его содержания, целей, функций и задач, – специализированный инструмент. Он осуществляется для оптимизации взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности. В силу этой специализации оно неоднородно по своему внутреннему строению. Поэтому право, будучи социальным продуктом и одновременно социальным (общественным) регулятором отношений, воздействует на соответствующие отношения по-разному в зависимости от специфики последних, становясь в результате уголовным, трудовым, жилищным и т.п.
Изложенное позволяет считать, что нормами отдельно взятой отрасли права невозможно обеспечить весь спектр мероприятий по созданию инфраструктуры, поэтому идея (мнение) о существовании в юридическом инструментарии общности юридических норм, именуемой «социальное право», является ошибочной, а соответствующий объект осмысления научного познания – искусственным, надуманным правообразованием.
Право в целом и каждый из его структурных элементов, как уже было отмечено, не только регулятор общественных отношений, но и социальный продукт. Поэтому любая из отраслей права России, будучи результатом совместной деятельности людей, имеет, так сказать, все основания содержать в своем названии указание на социальную принадлежность и именоваться, к примеру, социально-уголовное, социально-трудовое право и т.д. Однако нормотворческая практика, юриспруденция знают лишь одно исключение из такой «сложносочиненной» терминологии, – это право социального обеспечения, в связи с чем прилагательное «социальный», исходя из сущности данного правообразования, имеет специфическое смысловое наполнение.
Применительно к праву социального обеспечения термин «социальный» имеет двухвекторную направленность и значение; прежде всего, это источник финансирования соответствующих мероприятий и, во-вторых, субъектный состав общественных отношений, возникающих в связи с их функционированием.
Следует отметить, что в специальной литературе вместо слова «общественно-социальный» употребляется термин «государственный», и в первую очередь, когда речь идет о финансовой составляющей соответствующих мероприятий [2, с. 10]. Средства для создания условий естественного существования индивида и его существования в сообществе – это достояние всего общества, организованного на уровне государства.
Общество делегирует свои полномочия по распоряжению этими средствами государству, которое выступает, таким образом, лишь в качестве его представителя. По этой причине такая замена вполне допустима, но она требует дополнительных пояснений, уточнений, и как следствие – недостаточно обоснованное расширение границ этой понятийной категории ведет к искажению истинного понимания термина «социальный» в его сочетании со словом «обеспечение».
Термин «социальный» под рассматриваемым углом зрения следует понимать как осуществляемые обществом (в лице государственных структур) и за счет общества (государства) мероприятия по созданию оптимальной либо в определенной степени приемлемой для естественного существования современного человека обстановки, которая обеспечивается регулирующим воздействием всех отраслей российского права.
Право социального обеспечения также решает эту задачу присущим ему юридическим инструментарием за счет средств всего общества (бюджет всех уровней государственного образования), но только по отношению к определенной части субъектов последнего – нуждающихся граждан и семей.
Нуждающимися, как известно, признаются лица, которые по установленным в законодательстве причинам не имеют собственных средств к существованию (утратили их или не в состоянии приобрести), либо имеющихся у них средств, по мнению государства, недостаточно для нормального жизнесуществования. В числе таких субъектов права социального обеспечения все более обосабливается категория лиц, обеспечение которых осуществляется не только и не столько за счет консолидированных в государственном бюджете (т.е. всего общества) средств, а в первую очередь за счет средств, именуемых в законодательстве страховыми взносами. Эти средства формируются главным образом путем возложения обязанности на работодателей производить отчисления во внебюджетные государственные фонды в определенном проценте от начисленной наемным работникам заработной платы.
Страховые взносы – индивидуально определенные, возмездные платежи – по сути своей являются недополученной частью заработной платы, и по этой причине их следует рассматривать в качестве своеобразного долгового обязательства заемщика-государства в лице внебюджетных фондов. Как следствие страховые взносы подлежат персонифицированному учету на индивидуальных счетах застрахованных лиц, во-первых, и, во-вторых, возвращаются исключительно застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, а не всем иным категориям нуждающихся граждан (семьям).
Рассматривать эти средства как достояние всего общества (общественными), в качестве социального (государственного) обеспечения, когда речь идет о средствах государственного (муниципального) бюджета, оснований нет. Страховые взносы, по нашему мнению, являются личной собственностью каждого застрахованного лица, и по этой причине государство, временно заимствуя их, возвращает в определенном эквиваленте этим лицам при наступлении определенных в законодательстве неблагоприятных событий, но собственностью с особым правовым режимом. Прежде всего, в отличие от другого имущества, находящегося в собственности физических лиц, страховые взносы «переходят» во владение, пользование и распоряжение застрахованных субъектов не с момента перечисления этих средств во внебюджетные фонды. Этот момент, как правило, отодвигается во времени и связывается исключительно с фактом (датой) наступления страховых случаев. Эти средства не находятся в полном распоряжении их собственника, так как поступают ему в установленных суммах и с периодичностью, закрепленной действующим законодательством.