Файл: Функции, цели и задачи социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование страховых средств, по общему правилу, осуществляется помимо воли их будущего собственника, что и ограничивает его волю на свободное ими распоряжение. Но присущая праву собственности свобода пользования и распоряжения, безусловно, имеет место, так как после получения «на руки» эти средства, как и любое другое собственное имущество, используются владельцем по своему усмотрению вне зависимости от того, в связи с какими обстоятельствами оно было ему передано.

Косвенным признанием этого факта является и позиция законодателя, согласно которой неполученная часть (накопительная) трудовой пенсии в связи со смертью застрахованного лица подлежит выплате его наследникам (п. 12 ст. 9 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [8].

Отметим также, что страховые взносы не являются ни собственностью государства в целом, ни собственностью страховых фондов; они не принадлежат на праве собственности и тем членам общества, которые не отнесены к категории застрахованных лиц. Тем не менее исключать эти средства из сферы, именуемой «социальное обеспечение», также не следует, поскольку они предназначены для защиты значительной части населения нашей страны как средства, минимизирующие или компенсирующие неблагоприятные последствия определенных в законе жизненных ситуаций, причем той его части, результатами труда которой создаются общественные фонды потребления, в том числе распределяемые на цели социального обеспечения всех иных членов общества, и потому государство (общество) инициирует и проводит в жизнь эту политику, т.е. они приобретают статус «социальный».

В силу указанной специфики и особой значимости страховых взносов (платежей) не только как своеобразного средства самообеспечения, но одновременно и как важнейшего способа снижения финансовых затрат бюджета на цели социального обеспечения они формально обособляются от иных финансовых поступлений и консолидируются в специально создаваемых государством структурах – страховых фондах.

Таким образом, средства, направляемые на цели социального обеспечения из государственного бюджета, – это достояние всего общества (общественные), а страховые взносы – это лишь обобществленные платежи, вносимые для оказания помощи и содержания исключительно застрахованных субъектов, т.е. части социума, образующего народонаселение нашей страны.

Мероприятия по социальному обеспечению и выделяемые на эти цели денежные средства призваны обеспечивать лишь удовлетворение алиментарных потребностей нуждающихся граждан (семей).


4. Проблемы реализации права социального обеспечения

Возникновение любой отрасли права обусловлено особой значимостью общественных отношений, входящих в ее предмет. В предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений [4, с. 170]. К середине ХХ века такая необходимость была признана и научно обоснована по поводу отношений, связанных с обеспечением нетрудоспособных, престарелых граждан, лиц, имеющих детей.

В качестве одного из признаков права социального обеспечения как самостоятельной отрасли В.С. Андреевым была подчеркнута заинтересованность общества в развитии и совершенствовании системы норм права о социальном обеспечении и регулируемых ими общественных отношений.

Данный тезис и в настоящее время не вызывает сомнений [9, с. 26]. Общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, складываются между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев [14, с. 29].

Таким образом, основанием возникновения права гражданина на социальное обеспечение выступают вышеназванные случаи, или, как их чаще называют, социальные риски, о которых подробно написано в первой главе курсовой работы.

Вопрос о способе компенсации того или иного социального риска (предоставлении гражданину пенсии, пособия, компенсационной выплаты и т.п. при соблюдении условий, закрепленных законом) напрямую зависит от тех основных идей, которые определяют смысл, назначение и содержание права социального обеспечения. Поэтому одной из его базовых категорий являются его принципы. Л.Ю. Бугров, Ю.В. Васильева, В.Б. Савостьянова на основании таких признаков, как отражение законов природы и общественного развития, указание на сущность права социального обеспечения, выражение правовой материи в нормах, дали следующее определение понятия отраслевого принципа права социального обеспечения: это обоснованное социальными и природными законами, прямо закрепленное в нормах права всех или большинства институтов данной отрасли или проводимое через их содержание основополагающее суждение законодателя о существенном в праве социального обеспечения [6, с. 7].


В отраслевой науке нет единого мнения о принципах права социального обеспечения, хотя в литературе этот вопрос поднимается достаточно часто. К примеру, В.Ш. Шайхатдинов относит к отраслевым принципам права социального обеспечения следующие: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума [14, с. 51].

Другие ученые выделяют такие принципы, как всеобщность социального обеспечения; предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств (трудовой деятельности, местности, где выполнялась работа (служба) или живет человек, субъективных особенностей человека и его семьи, материального положения); участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав [7, с. 102], [9, с. 111].

Базовыми, основополагающими принципами следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. При этом очень важен вопрос о том, насколько эти принципы реализуются через действующее законодательство. В нормативных правовых актах о социальном обеспечении встречаются положения, которые заставляют усомниться в возможности их реализации.

К примеру, соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей указанного закона) признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая – старости, инвалидности, потери кормильца [12]. Обязательным страховым обеспечением выступают трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Обратим внимание на слово «обязательным». Между тем, согласно ст.8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случае наступления инвалидности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему может быть назначена только социальная пенсия по инвалидности, которая будет меньшего размера, в первую очередь, из-за отсутствия переменного размера страховой части (рассчитываемого, кстати, на основе пенсионного капитала, заработанного гражданином) [11].


Названное положение весьма часто подвергается критике, и абсолютно обоснованно. В такой ситуации не приходится говорить ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а термин «обязательное страховое возмещение» утрачивает свой смысл.

Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин – в соответствии со ст.9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще будет отказано [13].

В рассмотренных выше случаях обязательные социальные выплаты перестали быть таковыми из-за вины гражданина в наступлении социального риска. Отметим, что в науке права социального обеспечения высказывались суждения в поддержку подобных норм. Существует мнение, что если социально-рисковая ситуация – результат противоправного поведения человека, то государство должно оказывать ему лишь минимальную поддержку [8, с. 30].

Однако более корректной представляется точка зрения М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, которые подобные правила называют абсурдными и безосновательными [7, с. 272]. Действительно, за совершение умышленного уголовно наказуемого деяния гражданин понесет ответственность в соответствии с уголовным законодательством, и нет никакого смысла наказывать его лишением заработанных социальных выплат.

Поэтому полагаю, что в рамках права социального обеспечения установления взаимосвязи социального риска как основания назначения пенсии, пособия, иной выплаты, и вины гражданина в наступлении социально-рисковой ситуации не должно быть, поскольку это препятствует реализации принципа всеобщности социального обеспечения. Право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется ст. 39 Конституции РФ [1].

Отметим – «право каждого», то есть вне зависимости от причин возникновения такой ситуации. В то же время появление этих норм заставляет задуматься о необходимости введения такого признака социального риска, как его независимость он наличия вины лица, оказавшегося в социально-рисковой ситуации.

Что касается реализации принципа дифференциации социального обеспечения, отметим следующее. Иногда в законодательстве недостаточно четко установлены те самые объективные критерии, от которых зависит социальное обеспечение. Так, относительно новым социальным риском признается малообеспеченность. В настоящее время государство, признавшее себя социальным, принимает на себя социальные обязательства в связи с малообеспеченностью. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» [10] ее получателями могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Что понимается под независящими причинами, из содержания названного закона неясно. Между тем в социальной сфере, как нигде, важно соблюдение того, чтобы обстоятельства, выступающие основаниями дифференциации, соответствовали и общеправовому принципу равенства. Именно поэтому полагаю, что перечень причин, которые, по мысли законодателя, являются «независимыми от человека», должны быть закреплены в нормативном правовом акте федерального уровня.


Итак, все казанное свидетельствует о том, что, несмотря на теоретическую проработанность понятия отраслевых принципов права социального обеспечения, их перечня, вопрос их реализации остается достаточно острым. Закрепление условий и норм назначения пенсий, пособий, компенсационных и иных социальных выплат и предоставлений должно осуществляться с более четким соблюдением положений теории права социального обеспечения.

Заключение

Проведенное теоретическое исследование по теме «Понятие социального обеспечения» позволило изучить понятие социального обеспечения.

В соответствии с устоявшейся традицией проблемы права социального обеспечения анализируются в научной и учебной литературе с учетом предварительного разграничения и обособления понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита». Изложение взглядов, идей, выражение позиций, мнений, формулирование дефиниций и выводов, касающихся социального обеспечения и права социального обеспечения, осуществляются за пределами понятия социальной защиты и правового регулирования в этой сфере.

Целью курсовой работы было изучение понятия социального обеспечения.

В ходе проведенного теоретического анализа сформулированы определения ряда понятий и сделаны выводы.

В ходе изучения понятия социального обеспечения было изучено понятие социального риска. Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

На основании изученного теоретического материала предлагается следующая формулировка понятия: понятие социального обеспечения в Российской Федерации – это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.

Изучению вышеизложенного посвящена первач глава курсовой работы.

Во второй главе курсовой работы были изучены функции, цели и задачи социального обеспечения. По материалам исследования сделаны следующие выводы: по своей сути целью социального обеспечения является предупреждение обнищания населения; гарантированность достойных условий жизни.