Файл: Функции, цели и задачи социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Понятие социального обеспечения» заключается в следующем. На современном этапе развития российской государственности достаточно популярными и действительно злободневными стали такие термины, как «социальное государство», «социальная политика», «социальная сфера», «социальная жизнь», «социальная помощь» и «социальная защита», «социальные обязательства», «социальное партнерство» и т.п. Значительно реже, особенно в политической сфере, фигурирует словосочетание «социальное обеспечение». В Конституции РФ Россия была объявлена социальным государством. А именно, государством, в котором создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, считается приоритетным направлением государственной политики [1]. Широкое распространение созвучной с категорией «социальное обеспечение» терминологии требует ответа на ряд вопросов. В том числе это касается вопроса о сущности социального обеспечения. Так же необходимо рассмотреть его место в общем механизме правового регулирования существующих в России общественных отношений. Используются ли перечисленные выше термины как своеобразная ему альтернатива.

Необходимость освещения этих вопросов объясняется также и тем, что до сих пор в социальной юридической литературе не выработано единообразного понимания социального обеспечения, его существенных признаков.

Совокупность обозначенных факторов свидетельствует, несомненно, об актуальности темы курсовой работы – «Понятие социального обеспечения».

Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия социального обеспечения.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание понятия «социальное обеспечение»;

- раскрыть природу социального обеспечения;

- изучить функции, цели и задачи социального обеспечения;

- охарактеризовать мероприятия по формированию социального обеспечения;

- осветить проблемы реализации права социального обеспечения.

Объектом исследования является социальное обеспечение.

Предметом настоящего исследования является понятие социального обеспечения.

В качестве составных частей методологии в курсовой работе использованы общенаучные методы, предполагающие исследование всех явлений и процессов в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также специальные методы. В частности, использовались методы диалектического материализма, системного анализа, анализа и синтеза, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический.


Эмпирическую базу исследования составляет широкий круг источников: Конституция Российской Федерации, российское законодательство (кодексы, законы, иные нормативные правовые акты) по вопросам, содержательно или терминологически касающимся социальной защиты (в том числе социального обеспечения, социального страхования, социальной поддержки, социальной помощи и др.) независимо от отраслевой принадлежности правовых норм, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, статьи периодической печати, раскрывающие практику регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.

1. Понятие и природа социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности. Данные риски способны привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования. Раскроем понятие социального риска.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах. Е.Е. Мачульская под социальным риском понимает вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность, потеря кормильца) причинам [8, с. 27].

М.Ю. Федорова рассматривает эту категорию более объемно и указывает, что «социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества, др.)» [15, с. 33].

Социальный риск определяется по характерным признакам. Приведем основные характерные признаки социального риска: обусловленность экономической системой и общественной организацией труда; имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи; заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.


Социальные риски можно объединить в четыре группы. Назовем их виды социальных рисков:

- экономического характера (безработица);

- физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

- производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

- демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно. Данное обстоятельство связано с тем, что эти риски обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни. Они очень тесно связаны с производственной деятельностью человека и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг [14, c. 59].

Приведем общепринятую формулировку понятия «социальное обеспечение». Итак, социальным обеспечением выступает форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества [14, c. 112].

Нетрудно заметить, что объединяющим и смыслообразующим в приведенных выше словосочетаниях является термин «социальный», который, как известно, в переводе с латинского «socialis» означает «общественный», понимаемый как существование индивида в сообществе, образно говоря, человеческая аура, его окружающая. Это исходное, отправное и, пожалуй, ключевое понимание термина «социальный». Однако он в сочетании с другими названными выше терминами на фоне произошедших изменений в государственном устройстве, экономической и политической сферах приобрел иной смысл, суть которого сводится к созданию за счет различных источников, и в первую очередь государственных средств, условий для нормального, естественного существования граждан в нашей стране, в том числе и для самообеспечения. Это, к примеру, мероприятия по снижению уровня безработицы и нейтрализации ее негативных последствий в области здравоохранения, жилищного строительства, сфер образования, науки, культуры и спорта, борьбы с преступностью, иными словами, создание всего того, что принято именовать инфраструктурой. Но и такое понимание термина «социальный» также выходит за рамки традиционно сложившегося не только в юриспруденции, но и в сознании обычных граждан представления о понятии «социальное обеспечение».


Очень важным и в первую очередь для того, кто нуждается в материальной поддержке государства за счет общественных и (или) обобществленных средств, является выяснение сущности составляющей понятийной категории «социальное обеспечение» [9, c. 37]. Тот, кто рассчитывает на нормальное, естественное жизнесуществование после «выхода» на пенсию, кто утратил источник средств к существованию в результате негативных последствий от стихийных бедствий и техногенных, в том числе радиационных катастроф, лишился работы и заработка в связи с финансово-экономическим кризисом, кто недополучил части оплаты за труд в связи с отчислением страховых взносов и т.д., вправе претендовать на адекватную, а в ряде ситуаций – на эквивалентную негативным последствиям отдачу от общества в лице государственных структур. Поэтому термин «обеспечение» в сознании большинства людей ассоциируется с таким понятием, как содержание за счет общественных или обобществленных средств. В свою очередь, такое понимание практически полностью соответствует этимологии этого слова; обеспечить – значит представить субъекту все необходимое и достаточное для существования [4, c. 364].

Однако история становления и развития права социального обеспечения является достаточно наглядным свидетельством того, что общесмысловое (семантическое) понимание термина «обеспечение» и его сугубо юридическая трактовка существенно разнятся. Государство в своей социально-обеспечительной политике никогда не ставило цели предоставления нуждающимся лицам (за незначительными исключениями) всех необходимых и достаточных средств для удовлетворения потребностей даже по той причине, что потребности каждого члена общества сугубо индивидуальны и удовлетворить их посредством права как единого масштаба мер объективно невозможно. Невозможно это также и потому, что бюджет ни одного государства в мире, в том числе и российский, объективно не в состоянии «потянуть», выдержать такую нагрузку.

Итак, термин «социальное обеспечение» означает предоставление алиментарной помощи или содержания нуждающемуся субъекту за счет общественных или обобществленных средств. К категории помощи относятся такие виды предоставлений, как разнообразные пособия, компенсации, льготы, обеспечение предметами первой необходимости, ряд медицинских и социальных услуг, а содержание ограничивается пенсионным обеспечением (при этом следует иметь в виду, что так называемые социальные пенсии лишь по форме являются социально-обеспечительным содержанием, а по своей сути они представляют собой одну из разновидностей пособий, т.е. относятся к категории социально-обеспечительной помощи), стационарными социальными услугами, включая содержание детей, лишенных родительской опеки, в детских дошкольных учреждениях [5, c. 112].


И последний признак, который следует с необходимостью включать в понятийную характеристику категории «социальное обеспечение», – это указание на ее исключительно юридическую природу. Вне правовой среды, вне правового пространства социального обеспечения не существует. Социальное обеспечение всегда нормируется и, так сказать, дозируется, т.е. оно предоставляется исключительно в размерах и объемах, закрепленных действующим законодательством, кроме того, законодательно определяются основания права на определенный его вид, условия, а также порядок (процедура) установления факта на правопритязание и реализацию этого права.

Субъекты обязанные (государственные структуры) и управомоченные (нуждающиеся) приобретают такой статус только в том случае, если этот статус будет формально соответствовать названным выше требованиям, поэтому выйти за рамки этих требований они не вправе: нельзя требовать пенсии по возрасту, если гражданин не достиг установленного в законе возраста, создания инфраструктуры для лица с ограниченными физиологическими возможностями до момента формального его признания бюро медико-социальной экспертизы инвалидом, выплаты пособия на ребенка в размере, превышающим установленную планку и т.д.

Поэтому существующее в специальной литературе мнение о том, что в предмет права социального обеспечения должны включаться и добровольно-возмездные отношения [5, c. 511], противоречит сущности этого правового феномена.

Итак, на основании изложенного, предлагается следующая формулировка понятия: понятие социального обеспечения в Российской Федерации – это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.

Вторая глава курсовой работы посвящена рассмотрению функций, целей и задач социального обеспечения.

2. Функции, цели и задачи социального обеспечения

Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по вопросу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, различия касаются лишь формулировок самих функций и их количества [9, c. 64]].