Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (изучение бухгалтерского баланса и анализа финансового состояние предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде структурных элементов оба источника практически идентичны. Это касается, например, раздела, в котором указываются реквизиты организации, предоставляющей отчетность – название компании, вид деятельности, правовая форма. Выше, рассматривая то, как составить бухгалтерский баланс (пример алгоритма заполнения строк), мы классифицировали показатели по тем, что должны быть отражены в активе и пассиве. То же самое нам предстоит сделать и при работе с упрощенной формой документа. Однако, в этом случае показателей гораздо меньше – только 5 в активе и 6 в пассиве. К тому же в упрощенной форме отсутствуют разделы.

Изучим теперь то, каким образом на практике в упрощенном виде может заполняться бухгалтерский баланс. Образец алгоритма составления соответствующего документа может выглядеть так.

Как и в стандартном балансе, мы начнем работу с цифр по активу. Первый показатель будет фиксироваться в строке 1150. Она, как мы помним, отражает внеоборотные активы, относящиеся к категории материальных. Откуда брать цифры – мы знаем. Можно также отметить, что в этой строке фиксируются сведения, касающиеся остаточной стоимости по основным средствам и цифры по незавершенным вложениям в них.[14]

Следующая строка отражает нематериальные активы. Можно отметить, что сведения в ней могут отражать сведения, представленные сразу в нескольких пунктах стандартного бухгалтерского баланса, а именно – 1110, 1120, 1130, 1140, 1160, 1180, а также 1190.

Следующие строки в упрощенном балансе – запасы, а также денежные средства и эквиваленты, практически полностью соответствуют показателям пунктов 1210 и 1250 в обычной форме баланса.

В следующей строке фиксируются активы – финансовые и иные. В ней может быть использован код 1220 (то есть, отражающий НДС), 1230 (дебиторку), 1240 (вложения), либо 1260 – прочие активы.

Завершает Актив строка 1600 – то есть, баланс, который суммирует соответствующие показатели.

Далее составляем пассив, который также содержит упрощенный бухгалтерский баланс. Образец алгоритма его заполнения может выглядеть так. Пассив соответствующего типа баланса состоит из 6 показателей. В первом фиксируются данные, соответствующие разделу 3 в стандартной форме документа.

Следующие 2 строки содержат сведения, отражающие данные о долгосрочных обязательствах фирмы. В пункте 1410 фиксируются заемные средства, срок погашения – 1 год и более. В строке 1410 – займы иного типа, которые также нужно платить дольше, чем 12 месяцев.


Строка 1510 фиксирует сведения о краткосрочных займах, в пункте 1520 должны быть цифры по кредиторской задолженности. Показатели по иным обязательствам нужно отражать в строке 1150.

В пункте 1700 суммируются все показатели пассива.

Теперь мы исследовали обе схемы, позволяющие нам ответить на вопрос как составить бухгалтерский баланс. Пример алгоритма заполнения соответствующего документа в стандартном формате, рассмотренный нами, прост и логичен. Упрощенная схема составления баланса – также в достаточной мере удобно структурирована.

Крайне важно корректное заполнение документа, о котором идет речь. Оценка бухгалтерского баланса организации может производиться не только государственными органами, но также и заинтересованными партнерами фирмы – кредиторами, инвесторами. Важно, чтобы в их распоряжении были цифры, отражающие реальное положение дел в компании.[15]

Нередко при правильно поставленном учете большое количество ошибок допускается в процессе составления бухгалтерской отчетности.

Возможные ошибки:

отражение выданных беспроцентных займов и их учет в качестве финансовых вложений;

отражение в балансе только оплаченную часть уставного капитала;

дебиторская и кредиторская задолженности зачтены между собой при отсутствии реального соглашения о взаимозачете.

Исправление существенных ошибок регламентируется ПБУ 22/2010. Решающий фактором при исправлении является период выявления ошибки – до утверждения отчетности участниками организации или после. Исправление ошибки сопровождается бухгалтерской справкой, где отражается период допущения ошибки, причины, проводки по исправления, какие строки отчетности это затронуло.

Составление бухгалтерского баланса – работа во многом техническая. Обороты по счетам бухгалтерского учета в балансе в условиях автоматизированной обработки данных уже сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, и суммы сальдо отражают реальную оценку объектов учета.[16]

Баланс, если рассматривать его в виде равенства активов и пассивов, уже сведен, поскольку каждая операция в автоматизированном режиме проводится сразу двойной записью, но следует не забывать проводить работу по выявлению ошибок и их исправлению.[17]

Целью любой коммерческой деятельности является извлечение прибыли. Как понять, с каким финансовым результатом компания отработала истекший период? Прибыль получена или убыток и в каких размерах?


Данный вопрос волнует не только самого коммерсанта, но и множество других заинтересованных лиц – от собственников (с точки зрения получения дивидендов) до наемных работников (которых интересует, будет ли им выплачена премия по итогам работы за год). Не обходят его вниманием и контролирующие органы (для пополнения бюджета страны за счет налоговых поступлений).

Для выявления этой заветной для всех итоговой суммы и проводится преобразование баланса – реформация.

Реформация баланса включает в себя два этапа:

закрытие счетов, на которых в течение года отражались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации;

перенос финансового результата, полученного за отчетный год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91

«Прочие доходы и расходы».

В течение года все доходы и расходы организации по основным видам деятельности учитываются на счете 90 «Продажи». Все остальные поступления и затраты, не связанные с основной деятельностью, отражали на счете 91

«Прочие доходы и расходы». Реформация баланса предусматривает закрытие всех субсчетов, открытых к этим счетам.

Закрытие счета 90 «Продажи». Обычно к счету 90 «Продажи» открывают следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчете 1 «Выручка» в течение отчетного года отражается доход от реализации товаров, работ и услуг. На субсчете 2 «Себестоимость продаж» - затраты на производство (реализацию) продукции (работ, услуг). Субсчет 3

«Налог на добавленную стоимость» предназначен для отражения сумм НДС, начисленных с выручки к уплате в бюджет.

Ежемесячно финансовый результат от продаж – прибыль или убыток (положительную или отрицательную разницу между выручкой и себестоимостью) – списывался со счета 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом на конец месяца синтетический счет 90 сальдо не имел. Однако на субсчетах этого счета оно числилось.

Субсчета, отрытые к счету 90 «Продажи» и счету 91 «Прочие доходы и расходы» необходимо закрыть внутренними проводками:

Дебет 90-1 Кредит 90-9 – закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 – закрыт субсчет 90-2;

Дебет 90-9 Кредит 90-3 – закрыт субсчет 90-3;

Дебет 90-9 Кредит 90-4 – закрыт субсчет 90-4;

Дебет 91-1 Кредит 91-9 – закрыт субсчет 91-1;

Дебет 91-9 Кредит 91-2– закрыт субсчет 91-2.


Как мы сказали выше, реформация баланса предусматривает закрытие всех субсчетов, открытых к счету 90. Для этого сальдо субсчетов 90-1, 90-2, 90- 3 списывают на субсчет 90-9. В результате на конец года сальдо по счету 90 и всем открытым к нему субсчетам не будет.

Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы». К счету 90 «Продажи» открывают следующие субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 1 «Прочие доходы» в течение отчетного года вы отражали прочие доходы, полученные организацией (например, от реализации материалов, основных средств или нематериальных активов). На субсчете 2

«Прочие расходы» - затраты, которые не относятся к расходам по обычным видам деятельности и сумму НДС, начисленную с прочих доходов.

Ежемесячно финансовый результат – прибыль или убыток (положительную или отрицательную разницу между доходами и расходами) – списывался со счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на конец месяца синтетический счет 91 сальдо не имел. Однако на субсчетах этого счета оно числилось.

На втором этапе реформации финансовый результат, полученный за отчетный год, нужно объединить с финансовым результатом за предыдущие годы.[18]

При закрытии отчетных периодов в течение года (в т. ч. по итогам декабря) бухгалтер должен:

ежемесячно списывать финансовые результаты от основной деятельности и прочих операций с субсчетов 90-9 и 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки»;

отражать в бухучете условный расход (доход) по налогу на прибыль (п. 20 ПБУ 18/02).

Таким образом, 31 декабря на счете 99 «Прибыли и убытки» должен сложиться чистый финансовый результат (прибыль или убыток) отчетного года. Определив годовой финансовый результат (прибыль или убыток), отнесите его насчет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» проводкой:

Дебет 99 субсчет «Чистая прибыль (убыток)» Кредит 84 – списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99 субсчет «Чистая прибыль (убыток)» – отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

На этом реформация баланса заканчивается.

Обратите внимание: во всех предыдущих примерах мы «по умолчанию» полагали, что бухгалтерская прибыль была равна налоговой (в этом случае проводка по начислению налога на прибыль делается в сумме, отраженной в налоговой декларации). Однако на практике часто бывает, что бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль не совпадают. Тогда в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 по дебету счета 99 фирма должна отразить так называемый «условный расход по налогу на прибыль» (его сумму определяют как произведение бухгалтерской прибыли на ставку налога). При этом бухгалтер делает проводку: Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – начислен условный расход по налогу на прибыль.[19]


Затем, согласно требованиям ПБУ 18/02, сумму условного расхода на счете 99 корректируют на величину отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. Причем постоянные налоговые активы и обязательства учитывают на отдельных субсчетах счета 99. А раз так, то при реформации баланса эти субсчета также надо закрыть.

Подводить итоги работы в целях выявления годового финансового результата в Российской Федерации принято на последний день года – 31 декабря. Иногда, реформировать баланс приходится в другие сроки, если компания ликвидируется до окончания календарного года.

Реформация баланса должна начинаться с инвентаризации, а заканчиваться формированием бухгалтерских записей на сумму прибыли или убытка (на 31 декабря отчетного периода). Сама по себе процедура преобразования баланса нетрудоемкая, однако могут потребоваться дополнительные расчеты и проводки в случае получения налогового убытка.

Итоговый финансовый результат находит отражение в отчетности. А грамотно составленная отчетность – залог верных управленческих решений, принимаемых руководством компании и ее собственниками, защита от различных санкций, возможных при искажении строк отчетности.[20]

По сути, реформация баланса – это заключительный этап перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Прежде чем проводить реформацию, следует убедиться в том, что все остатки по счетам, которые будут отражены в балансе, сформированы правильно. Также следует исправить ошибки в учете, внести изменения в учетную политику и отразить в бухгалтерском учете неучтенные операции.

Порядок закрытия бухгалтерских счетов в конце отчетного периода.

В конце финансового года осуществляют закрытие операционных калькуляционных, сопоставляющих, собирательно-распределительных счетов и счетов финансовых результатов. Эта процедура является составной частью работ по составлению бухгалтерской финансовой отчетности и от качества ее проведения зависит точность, своевременность и достоверность годового отчета.

В течение года на собирательно-распределительных счетах учитывают значительную часть затрат, которые можно распределить только в конце года. Несмотря на то, что действующими положениями общепроизводственные и общехозяйственные расходы можно в течение года списывать полностью или по нормативному коэффициенту, в конце года становится необходимым скорректировать суммы, отнесенные на соответствующие объекты учета, что определенным образом влияет на себестоимость произведенной продукции, работ и услуг. Это, в свою очередь, влияет на конечные финансовые результаты предприятия.[21]