ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2019
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
Поляков Юрий Михайлович - поэт, прозаик, публицист.
Родился в рабочей семье 12 ноября 1954 года. Окончил Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской в 1976 году, служил в Советской Армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы в одной из московских школ, инструктором в Бауманском райкоме ВЛКСМ. С 1979 по 1986 Поляков - сотрудник газеты Московской писательской организации «Московский литератор» (с 1981 - главный редактор). В 1981 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Творческий путь Г.К. Суворова: К истории фронтовой поэзии».
Начинал литературную деятельность как поэт. Первое стихотворение опубликовано в газете «Московский комсомолец» в 1974. Первая книга стихов «Время прибытия» с предисловием поэта В.Н. Соколова вышла в 1980 г. в издательстве «Молодая гвардия». В 1981 г. как поэт принят в члены СП. В течение нескольких лет возглавлял комитет ВЛКСМ Московского отделения СП РСФСР.
В стихах Полякова отчетливо прослеживается реалистическая традиция русской и советской поэзии, их отличают ясность и простота формы, открытость лирического чувства, небанальность поэтического мышления, тонкая самоирония. Критика быстро заметила и оценила нетрадиционность Полякова в подходе к решению армейской и фронтовой тем. В произведениях поэта осмысляется сложный нравственный опыт Великой Отечественной войны, его места в духовном мире поколения, «не обожженного сороковыми». За цикл стихов о войне «Непережитое» Поляков удостоен премии им. В. Маяковского (1980). В 1983 г. его поэтическое творчество было отмечено премией Московского комсомола. В эти же годы Поляков выступает как литературовед, публикует статьи о поколении поэтов-фронтовиков. В 1983 г. выходит его литературоведческая книга «Между двумя морями» о жизни и творчестве К.Г. Суворова (1919 - 41).
Творчество Полякова конца 70-х - начала 80-х гт. - характерный пример неоднозначности литературного процесса предперестроечного периода. Будучи признанным представителем молодой советской литературы, он начинает писать прозу, по своей тематике и идейной направленности оппозиционную официальной идеологии. В 1980 г. написана повесть «Сто дней до приказа», где поднимается тщательно замалчиваемая прежде тема неуставных отношений в армии - «дедовщины».
В 1981 Поляков пишет повесть «ЧП районного масштаба» На этот раз прозаик обращается к комсомолу, точнее к жизни аппарата ВЛКСМ. Автору удалось дать реальный образ, «механику» этой власти. В центре внимания писателя - деформированная нравственно - психологическая атмосфера аппарата, которая не только наносит вред обществу, но и уродует личности самих функционеров.
В 1986 г. в «Юности» публикуется его произведение «Сто дней до приказа», которое снова оказывается в центре общественных дискуссий и делает закрытые внутриармейские проблемы предметом всеобщей гласности. Социальная острота и злободневность этих повестей принесли Полякову популярность среди читающей публики. Критика обратила внимание на художественные достоинства этих произведений, динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и особенно точный и богатый язык. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход.
Начиная с повести «Апофегей» в творчестве Полякова появляются новые черты. Прозаик заметно отходит от принесшей ему популярность оголенно социальной тематики, больше сосредоточиваясь на внутренней жизни своих героев. И хотя внешне «Апофегей» - критичный, с заметными элементами сатиры, рассказ о карьере партийного функционера, но на этот раз автора более всего интересует личная драма человека, потерявшего в гонке за властью единственную в своей жизни любовь. Усиление психологизма заметно обогатило художественную палитру прозаика. Повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» развивает эту тенденцию. Тонкий лиризм, добрый юмор, самоирония этого произведения также вызвали признание читателей.
В этот же период намечается творческий интерес Полякова к заметно набравшему силу в начале 90-х гг. постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, писатель пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, его творчество - это как бы полемика с этим направлением, с другой - налицо попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Результатом этой эволюции явилась повесть «Демгородок». Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму. В сюжете повести моделируется гипотетическая ситуация, когда после военного переворота за колючей проволокой некоего «демгородка» оказалась вся новая демократическая номенклатура, в т. ч. весьма узнаваемые персонажи действующей политической элиты. Тема повести органично связана с пафосом публицистических высказываний прозаика с позиций просвещенного патриотизма в периодической печати 90-х гг. В статьях «И сова кричала, и самовар гудел», «0т империи лжи - к республике вранья», «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!», «Россия накануне патриотического бума», «Битва аа гаечный ключ», «Дурное предчувствие» и др. Поляков анализирует происходящие в современной России духовные и социально-политические процессы. Публицистика Полякова отличается афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и вызывает широкий общественный резонанс.
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сообщение на тему:
«Ю. М. Поляков: жизнь и творчество»
Выполнила студентка 3го курса
ФИЯ (китайско-английский)
Группа 3-В
Долженко Дарья
2014-2015 уч. год