Файл: Цель и задачи налогового учета (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги издревле играют важную роль в экономических и финансовых отношениях. Налоги – это важный источник доходов государства, позволяющий выполнять оборонную, административную и хозяйственную функции государственных органов.

Налоговой учёт – это основное звено информационной системы финансово-экономической деятельности любого предприятия. Налоговый учёт формируется на принципах бухгалтерского учёта и служит для определения размера налога.

Каждое предприятие в зависимости от режима налогообложения уплачивает целый ряд налогов. Соответственно, необходимость правильного расчёта налоговой базы является актуальной для любого налогоплательщика.

Налоговый учёт связан с обязательствами по уплате налогов. В основе любой системы учёта лежат первичные документы, при налоговом учёте все специфические особенности и требования закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Полностью сблизить налоговый и бухгалтерский учёт невозможно, у них разные цели и правила ведения.

Существует три подхода к ведению налогового учёта

  1. Используются самостоятельные налоговые регистры, при этом налоговый и бухгалтерский учёт ведутся параллельно.
  2. В основе лежат данные бухгалтерского учёта.
  3. Используются регистры и бухгалтерского и налогового учёта.

1. Теоретические основы налоговой системы и налогообложения

1.1 История налогообложения

Налоги, а точнее их прообразы, возникли ещё с появлением первых общественных потребностей. Их появление связано со временем появления разделения общественного труда. Первое известное налоговое законодательство относится к 18 веку до нашей эры.

Финансовая система России начала своё существование в 9-10 веках нашей эры после объединения Древнерусского государства. Главным источником доходов княжеской казны была дань. Также в Древней Руси было поземельное налогообложение.

Возникновение налоговой теории связано с сочинениями одного из меркантилистов 15 века Диомеда Карафа. Он был казначеем Неаполитанского государства и считал, что основой бюджета должно быть имущество государства (земля, леса, недра и др.), а налоги – это чрезвычайный источник пополнения бюджета.


Научное обоснование источников государственных доходов сначала оформилось в теорию обмена услуг: от граждан в казну определённые платежи, а от государства населению – услуги по защите и охране правопорядка. В 1651 году английский философ отметил, что налоги – это цена, которой покупается мир. [7.]

Таким образом, институт налогов служит на благо общества, несмотря на определённые расходы налогоплательщика на уплату части своего дохода государству.

Основатель английской классической политической экономии Уильям Петти (1623-1687 гг.) является автором первого специализированного сочинения под названием «Трактат о налогах и сборах», вышедшего в 1662 году. В этой работе определяется шесть видов государственных расходов, увеличивающие их причины и пути сокращения четырёх статей расходов, а также автор рекомендует увеличить две другие стать государственных расходов (это расходы на социальную помощь и здравоохранение, расчистку и углубление рек, строительство мостов и плотин).

Также Петти указывает на необходимость устранения причин, вызывающих недовольство населения налоговой системой. Это обеспечение соразмерности, определённости системы начисления и взимания налогов, пропорциональность и обоснованность, однократность и экономичность налогообложения. Петти считается основателем индивидуалистической теории налогов. Теория заключалась в том, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов в соответствии с их долей и заинтересованностью в общественном спокойствии, с их уровнем богатства.

Основатель классической политической экономии во Франции П. Буагильбер (1646-1714 гг.) считал, что для создания эффективной налоговой политики, которая сможет повысить потребление и спрос, бедные должны больше зарабатывать и меньше отдавать в виде налогов.

Свой вклад в развитие индивидуалистической теории внесли и знаменитые представители классической экономической школы Смит и Рикардо. Смит выделил четыре принципа построения налоговой системы: принцип справедливости, удобства, определённости и экономичности.

Ж. Сисмонди (1773-1842 гг.) развивал теорию принудительного характера налогообложения, когда налог рассматривался как жертва за услуги государства.

В 19 веке финансовая наука сложилась в самостоятельную отрасль, налоги стали рассматриваться как часть теории государственных финансов.

Принудительное взимание налогов стало рассматриваться как эквивалент государственных коллективных услуг. Возникла теория коллективных потребностей, то есть общественных благ, доставляемых государством, которые должны оплачиваться с помощью налогов. [7.]


Развитие теории коллективных потребностей и создание общественного сектора в экономике привели к становлению проблемы целесообразности и эффективности пропорционального и прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог – это доля налога в общем доходе, которая возрастает с увеличением дохода. Пропорциональный налог – доля налога в доходах постоянна. Регрессивный налог – для более высоких доходов доля налога сокращается.

В своей работе в 1880 году Вагнер обращал внимание на то, что государство при формировании системы налогообложения должно руководствоваться не только финансовыми интересами, но и социально-политическими факторами, то есть помнить о народе, смягчать неравенство доходов.

Концепция переложения налогов основывается на механизме распределения налогового бремени и раскрывает значение косвенного налога.

Природу налога можно кратко описать следующими стадиями:

  1. Идея дара, в средние века человек делает подарок правительству.
  2. Правительство просит народ о поддержке.
  3. Идея о жертве гражданина в интересах государства.
  4. Чувство долга, обязанности у налогоплательщика.
  5. Идея принуждения.
  6. Идея доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, независимо от воли плательщика. [7.]

1.2 Сущность, виды и функции налогов

Государство не может существовать без налогов, налоги – это атрибут, монопольная прерогатива государства и условие его существования.

В любом государстве существует множество различных платежей, взносов и сборов, взимаемых с граждан и организаций в государственную казну.

Определение понятий «налог» и «сбор» содержится в Налоговом кодексе РФ.

Налогом называется обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное, медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.


К налоговой системе также относится ещё один вид платежа – пошлина. Под пошлиной понимают оплату каких-либо действий государственных органов в интересах плательщиков. Это может быть, например, пошлина за рассмотрение дел в суде, регистрацию сделок, выдачу свидетельств, выписок или данных. Таможенная пошлина применяется при перевозе товаров через таможенную границу.

Налоги являются одним из основных понятий экономической науки, экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. В экономической теории налоги рассматриваются через призму проблемы налогообложения в целях определения места налогов в экономической системе.

Налог относится к экономическим, хозяйственным, правовым, социальным, философским и историческим понятиям, но в первую очередь, к понятиям финансовой науки.

Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие определённых признаков, отличающих налог от других установленных государством платежей.

Основополагающие признаки налога представлены на рисунке 1.

Рассмотрим эти признаки подробнее. Императивность – это правовая обязанность налогоплательщика безусловно, в полном размере и своевременно уплачивать налоги государству. Это обязательный характер налога.

Индивидуальная безвозмездность не предусматривает эквивалентной выгоды от государства для налогоплательщика. Это одно из основных отличий налога от других сборов и платежей в пользу государства.

Законность налогов предусматривает определённый, законодательно установленный порядок установления, начисления и взимания налогов.

Налог по-прежнему остаётся основой доходов государства, за счёт налогов формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

Признак абстрактности означает поступление налогов на нужды всего государства, а затем перераспределение по видам расходов. Налоги формируют бюджетный фонд, и только государство может определять направления и масштабы его использования.

Относительная регулярность взимания налогов означает определённые, установленные законом сроки уплаты налогов.

Рисунок 1 – Признаки налогов

Наиболее полно сущность налога раскрывается через элементы налогообложения. В Налоговом кодексе определяются обязательные элементы налогообложения, также существуют необязательные элементы. [4.]


Итак, элементы налогообложения можно разделить на обязательные и необязательные элементы, наглядно это представлено на рисунке 2.

За всё время развития налоговой практики сформировалось огромное количество специализированных налоговых терминов. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки.

Система налогов – это совокупность и структура налогов в соответствии с установленной законодательством классификацией. Под налогообложением понимают процесс установления и взимания налогов, определение принципов их введения, видов, объектов, налоговых ставок, порядка уплаты налогов.

Субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо с обязанностью по уплате налога.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. То есть происходит переложение налога, это, например, косвенные налоги. Субъект налога – производитель или продавец, а носитель налога – потребитель товара. [4.]

Объектом налогообложения может быть реализация товаров и услуг, имущество, прибыль, доход или расход. Налоговая база – это стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения. Источником налога выступает доход субъекта или носителя налога.

Рисунок 2 – Элементы налогообложения

Единица или масштаб налога – это единица измерения объекта налога, являющаяся основой исчисления оклада. Налоговая ставка – налоговые отчисления на единицу измерения налоговой базы. Налоговый период – период начисления налога и срок его уплаты. Налоговая льгота – определённое преимущество перед другими, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков.

Участниками налоговых отношений согласно законодательству являются:

  1. Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов или страховых взносов.
  2. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами.
  3. Налоговые органы.
  4. Таможенные органы.

Объектом налогообложения могут выступать реализация товаров, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

При формировании бюджетов различных уровней налоги решают следующие задачи: