Файл: Способы исправления ошибок в учетных регистрах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерская отчетность – это данные бухгалтерского и других видов учета, характеризующие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. При составлении бухгалтерской отчетности могут быть выявлены ошибки, которые были допущены при расчетах. Эти ошибки могут повлиять на оценку финансового состояния предприятия, а значит, каждое предприятие должно находить способы выявления данных ошибок и способы их устранения, которые не будут противоречить законодательству Российской Федерации. Неправильная бухгалтерская отчетность может нанести вред пользователям, так как решения принятые на основе такой отчетности будут неверные. Ошибки снижают качественные характеристики отчетной информации, делая ее несоответствующей предъявляемым требованиям.

Процедура выявления ошибок подразумевает их локализацию и идентификацию. Локализация - установление временного интервала возникновения ошибки и перечня ее возможных документальных носителей. Идентификация - определение точного места нахождения и конкретного ошибочного значения показателя.

С помощью системы внутреннего контроля основными способами выявления ошибок являются: инвентаризация; динамический и структурный анализ показателей бухгалтерской отчетности; тестирование бухгалтерских записей; самоконтроль при составлении отчетов.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть существующий порядок нахождения и исправления бухгалтерских ошибок.

В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:

  1. Рассмотреть понятие учетного регистра и его назначение.
  2. Рассмотреть классификацию учетных регистров.
  3. Рассмотреть классификацию и виды бухгалтерских ошибок.
  4. Найти способы выявления бухгалтерских ошибок.
  5. Обозначить порядок исправления бухгалтерских ошибок.

Объектом исследования данной курсовой работы являются виды бухгалтерских ошибок, предметом исследования является порядок их исправления.

Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых-экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики бухгалтерского учета, нормативные и законодательные акты Российской Федерации по вопросам бухгалтерского и налогового учета, публикации в периодической печати по теме курсовой работы.


Глава 1. Учетные регистры: понятие, виды и формы

1.1.Учетные регистры и их назначение

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 «Закона о бухгалтерском учете» все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета[1].

Для того чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в первичных документах принятых к учету, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета.

Учетные регистры - это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источнике его образования.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах, ведомостях), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации (дисках, дискетах и иных машинных носителях). При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Применяемые в бухгалтерском учете учетные регистры, объекты учета, к которым они применяются, представлены в таблице 1.

Таблица 1 Применяемые учетные регистры

Наименование учетного регистра

Объект учета

Вид учета

Карточка по видам активов

Нематериальные активы

Аналитический

Карточки складского учета

Материалы

Аналитический

Лицевые счета

Расчеты с персоналом по оплате труда

Аналитический

Накопительные ведомости

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Аналитический

Книги

Кассовая книга, главная книга

Синтетический


Продолжение таблицы 1

Журналы-ордера

Используются для хронологических и синтетических записей на основании учетных регистров аналитического и синтетического учета

Комбинированный

Машинограммы, магнитные ленты, диски, дискеты

Аналогично накопительным ведомостям, но с помощью вычислительных машин и компьютеров

Синтетический, аналитический и комбинированный

Синтетический учет осуществляется в синтетических регистрах, а аналитический учет в аналитических регистрах. Записи по синтетическим счетам, как правило, ведутся в журналах-ордерах и Главной книге или в заменяющих их машинограммах-ведомостях, а по аналитическим счетам - в книгах, машинограммах-ведомостях или на карточках. При ведении аналитического учета на карточках каждая новая карточка регистрируется в специальном реестре карточек, который дает возможность следить за их сохранностью.[2]

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Основное назначение учетных регистров - это осуществление контроля над хозяйственной деятельностью предприятия, последующего экономического анализа и подготовки рекомендаций с целью принятия управленческих решений. Исходя из данных, приведенных в учетных регистрах, определяется финансовый результат работы предприятия.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета [положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации от 29 июля 1998 г № 34н][3].

1.2. Классификации учетных регистров

Регистры подразделяются на: книги, карточки, свободные листы.

Книги состоят из листов, сброшюрованных в одно целое. Сшивание листов в книгу обеспечивает сохранность информации, но ограничивает единовременную доступность регистра. В бухгалтерском учете ведутся следующие книги: кассовая книга, книга регистрации приходных и расходных ордеров, книга учета доверенностей, книга учета депонентских сумм, главная книга и др[4].


Карточки представляют собой свободные листы, они предназначены для ведения аналитического учета по счетам. Хранятся карточки в специальной картотеке по группам и наименованиям средств. В бухгалтерском учете ведут карточки складского учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств и другие.

К свободным листам относятся журналы-ордера, ведомости, разработочные таблицы.

В бухгалтерском учете существуют следующие записи в учетных регистрах:

- хронологическая – запись, производимая по мере совершения операций в определенной последовательности;

- линейная запись – запись в регистре, производимая на основании документа в одну линию;

- шахматная запись предполагает, что сумма в основном документе записывается в регистр, после чего в одну рабочую запись выводится проверка.

По видам бухгалтерских записей регистры подразделяются на: хронологические, в которых данные первичных документов регистрируют в порядке их поступления в бухгалтерию; систематические, в которых хозяйственные операции группируются по однородным признакам.

По объему и содержанию регистры бывают:

- регистры синтетического учёта, в них операции отражаются только в деньгах и в обобщённом виде по синтетическим счетам;

- регистры аналитического учёта, в них операции фиксируются подробно, как в денежном, так и в натуральном измерении;

- комбинированные регистры - объединяют в себе синтетический и аналитический учёт.

Регистры бухгалтерского учета классифицируются по внешнему виду, характеру бухгалтерских записей, содержанию, форме графления, способам заполнения.

1.3. Порядок и техника записей в учетные регистры

Записи в учетные регистры выполняются чернилами или шариковой ручкой (в тех случаях, когда необходимо иметь несколько экземпляров, делаются копии, например при использовании счетно-пишущих машин, так как применение таких средств облегчает труд счетных работников). Записи должны быть краткими, четкими, ясными, разборчивыми, без подчисток и помарок. Нельзя производить записи над строками и между строк. Способ записи в учетные регистры может быть линейно-позиционный и шахматной формы.

Линейно-позиционный способ записей применяется для учета расчетов с покупателями, поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами и т.д. При этом способе обороты дебетовые и кредитовые отражаются по одной позиции (линии), что дает возможность выявить дебиторскую и кредиторскую задолженности. Например, журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».


В случае шахматной формы записи хозяйственная операция записывается одновременно по дебету и кредиту счетов один раз. Например, в журнале-ордере № 1 по счету 50 «Касса» такая запись дает возможность определить, проконтролировать и проанализировать совершившуюся хозяйственную операцию через корреспонденцию счетов.

После регистрации хозяйственных операций в учетных регистрах по окончании месяца по каждой графе подводят итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяют и заносят в главную книгу.[5]

Таблица 2 Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов за май 20_ г.

Дата

51

52

70

71

Итого

1

2

3

4.05

5.05

6.05

200

2600

2000

1000

4600

2400

1200

Итого

200

2600

3000

8200

Таблица 3 Ведомость № 1 по дебету счета 50 «Касса» в кредит счетов за май 20_г.

Сальдо на начало месяца ____________руб.

Дата

51

52

70

71

Итого

1

2

3

4.05

5.05

6.05

5200

4000

100

200

5300

4000

200

Итого

9200

300

9500

Сальдо на конец месяца ____________руб.

После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

Глава 2. Формы бухгалтерского учета

Форма учета определяется следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способами записи в них, т.е. использование тех или иных технических средств. Форма бухгалтерского учета - это совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.