Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров
1.2 Институциональный анализ административных барьеров
2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
ВВЕДЕНИЕ
Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, однако изученность проблемы остаётся недостаточной для разработки целостной концепции, объясняющей формирование и функционирование административных барьеров, имеющих как формально-административную, так и неформальную теневую, которая может послужить теоретической основой формирования системы действенных мер государственной политики.
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х гг. Массовое проникновение на рынок некачественных товаров, лавинообразное развитие рынка услуг привели к распространению лицензирования и сертификации для контроля большей части товаров и услуг. Таким образом, административные барьеры были закреплены как формальный институт. Из-за широкого поля применения этих процедур создать реальные механизмы контроля не удалось. И фактически административные барьеры потеряли свою регулятивную функцию, превратились в бизнес чиновников, обрели неформальный характер.
В направлении изучения и формирования административных структур, их взаимодействия работали такие ученые, как: Дж. Бейн, Р. Коуз, Дж. Стиглер, Ж. Тироль, О. Уильямсон и Р. Шмалензи. Среди российских ученых исследованием этой проблемы занимались С.Б. Авдашева, А.А. Аузан, Н.М. Розанова и др.
Объект исследования – административные барьеры в малом предпринимательстве.
Предметом исследования выступает совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, государством и группами специальных интересов, определяющих направления возникновения и функционирования административных ограничений.
Целью курсовой работы является определение ключевых факторов и условий возникновения административных барьеров на уровне малого предпринимательства.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие промежуточные задачи:
- сформулировать определение административных барьеров, опираясь на мнение различных авторов;
- рассмотреть институциональный анализ административных барьеров;
- провести анализ развития малого предпринимательства в РФ;
- рассмотреть опыт снижения административных барьеров в России;
Первая глава посвящена теоретическим и правовым аспектам административных барьеров. В ней даётся экономическое понятие и содержание административных барьеров.
Также рассматривается институциональный анализ административных барьеров.
Вторая глава посвящена развитию малого предпринимательства и политике снижения административных барьеров. В ней проводится анализ развития малого предпринимательства в РФ, в частности рассматривается зарубежный опыт стимулирования предпринимательства. В последнем параграфе представлен опыт снижения административных барьеров в России.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили разнообразные источники литературы по административным барьерам.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров
Результаты различных социологических опросов предпринимателей свидетельствует, что одной из самых острых проблем в развитии предпринимательства являются административные барьеры.
В начале 1990-х гг. вслед за либерализацией экономики последовала отмена множества запретов, мешавших частной инициативе в сфере предпринимательства. Правительство, занятое глобальными реформами и уверовавшее во врожденную способность рынка к саморегуляции, по существу, выпустило из рук многие контрольно-надзорные функции. По мере расширения российской рыночной стихии всё сильнее стала ощущаться необходимость в создании надежного государственного регулирующего механизма.
В середине 1990-х гг. федеральное ведомство вместе с органами власти субъектов Федерации и местного управления всё же приняли на себя инициативу регулирования, однако начавшийся процесс регламентации зашёл слишком далеко. За короткое время в результате их нормотворческой деятельности, особенно усилившейся во второй половине десятилетия, было воздвигнуто огромное количество факторов воздействия на малое предпринимательство.
Рассмотрение экономических противоречий относится к числу актуальных проблем российской экономики, решение которой позволит конкретизировать государственную поддержку малых предприятий на федеральном и региональном уровне.
Административные барьеры есть суть такого важного противоречия малого бизнеса, как малого бизнеса – противоречие между независимостью собственности и государственным регулированием предпринимателя. Концепция экономических противоречий имеет важное методологическое значение для рыночной экономики России, которая постоянно сталкивается с противоречивой природой экономических явлений в процесс перехода от общественной собственности к частной.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути административных барьеров, мнения разных авторов относительно данного вопроса представлены в приложении 1.
Следует отметить, что многие авторы рассматривают административные барьеры исключительно как препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, забывая о том, что это хоть и основной, но далеко не единственный элемент данной категории.
Обобщив мнения различных авторов, сформулируем определение административных барьеров:
Административные барьеры – это многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, а также актами и действиями органов власти и их должностных лиц, которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.
Классифицировать административные барьеры можно по разным признакам. С точки зрения присвоения ренты, то есть дохода, они бывают рентные и нерентные. Рентные административные барьеры – такие барьеры, от существования которых могут извлекать материальную выгоду определённые лица или группа лиц. «Барьерные» доходы могут поступать в частные компании, которые помогают за определённую плату преодолевать барьер предпринимателю.
Не все административные барьеры приводят к извлечению выгоды определённой группой лиц. Такие административные барьеры относятся к группе нерентных. Появление таких административных барьеров связано с ограничительной рациональностью законодателя и изменениями институциональной среды. Например, наличие и несовершенство противоречий в действующем законодательстве РФ затрудняют деятельность предпринимателей, но отсутствуют лица, извлекающие материальную выгоду от наличия этих противоречий.
Административные барьеры возникают, как правило, в следующих ситуациях:
- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них, то есть при входе предпринимателя на рынок (регистрация, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т. п.);
- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности и допуск товаров на рынок (согласование проектной документации с государственными органами, лицензирование, получение доступа к кредитам, лизингу оборудования и т. п.);
- в процессе текущей деятельности (контрольно-надзорная деятельность уполномоченных государственных органов, установление форм обязательной отчетности, санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролируемыми организациями, получение различных льгот, инспекционная деятельность).
Существующие административные барьеры в экономике могут быть классифицированы по различным критериям:
1) По ситуациям возникновения административных барьеров; 2) По способу воздействия на хозяйствующие субъекты.
Классификация барьеров по способу воздействия представляет собой выделение различных типов барьеров:
- Ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов (например, необоснованный отказ в регистрации или установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство отдельных видов товаров).
- Необоснованные препятствия осуществлению отдельных видов деятельности.
Например, неправомерное введение лицензирования видов деятельности, необоснованное требование дополнительных документов и заключений, необоснованный отказ в выдаче (продлении) лицензии, необоснованное ограничение срока действия, приостановления действия или аннулирования лицензии и др.
- Ограничения прав предприятий на продажу, покупку, обмен товаров.
- Нарушения конкурентных принципов при организации конкурсов и торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Например, приоритетное заключение договоров без учёта установленных законодательными или иными нормативными актами приоритетов.
- Указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров (выполнении услуг) определённому кругу покупателей (заказчиков).
Как правило, такие указания не только ограничивают свободу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, но и создают благоприятные условия для тех субъектов предпринимательской деятельности, которым должны поставляться товары или с которыми должны заключаться договора. Это относится также и к той ситуации, когда субъект предпринимательской деятельности вынужден приобретать товары (работы, услуги) у определенного поставщика, не руководствуясь принципами рыночного отбора и создавая последнему гарантированный рынок сбыта.
- Необоснованное предоставление различных привилегий. В качестве последних могут рассматриваться разнообразные акты и действия органов исполнительной власти, которые не исчерпываются прямой государственной финансовой поддержкой, установлением налоговых льгот или предоставлением льготных кредитов.
- Совмещение функций органов исполнительной власти различного уровня с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора.
- В первом случае органы исполнительной власти имеют возможность ограничить самостоятельность хозяйствующих субъектов и воспрепятствовать осуществлению ими своей деятельности путем введения различных дополнительных платежей, обязательных для хозяйствующих субъектов и их уплаченных доходов от предпринимательской деятельности. При этом полученные средства используются органами исполнительной власти самостоятельно для собственных нужд, при этом эти органы должны содержаться за счет бюджетных средств.
- Во втором случае существует реальная опасность того, что хозяйствующий субъект наделен функциями исполнительной власти, получает несомненные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке. Выполнение контрольно - лицензионных функций одним хозяйствующим субъектом (особенно если этот субъект доминирует на данном рынке) позволяет ему получать дополнительную информацию о конкурентах, вытеснять их с товарного рынка в процессе предвзятого контроля, создавать барьеры для выхода потенциальных конкурентов на этот рынок при выполнении разрешительных процедур.
- 8) соглашения (согласованные действия) органов власти, которые имеют либо могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
- Во многом актуальность и сложность выявления и пресечения антиконкурентных соглашений обусловлены явлениями отраслевого и регионального протекционизма и лоббизма, которые формируют основу для согласованных действий как органов исполнительной власти и местного самоуправления с другими органами управления, так и с хозяйствующими субъектами, что не всегда способствует развитию конкуренции на товарных рынках.
- Также необходимо классифицировать административные барьеры с точки зрения возможных убытков для владельца малого предприятия:
- - приводит к увеличению материальных затрат. Регистрация бизнеса, по оценкам владельцев малого бизнеса, хотя это не является непреодолимым административным барьером для входа на рынок, но уже на этом этапе можно говорить о больших организационных издержек предпринимателей. Эти расходы малый бизнес вынужден нести из-за навязанных посреднических услуг при осуществлении государственной регистрации. Чиновники настаивают, чтобы предварительно priimarily при прохождении государственной регистрации неформал требования посоветоваться определенной формы, которые за определенную плату будут представить необходимые документы. В противном случае любое заявление, даже самое тщательно подготовленное, определяется соответствующим должностным лицом как неправильно оформленное. Дело чи поставило предпринимателей в условия, при которых они должны сдаться, обязательно обратившись к посредникам. В процессе хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей есть проблемы, связанные с текущим контролем их деятельности.
- приводит к увеличению временных затрат. Барьеры, которые приводят к значительным потерям времени со стороны малого бизнеса. Наиболее распространенные проблемы при прохождении процедур получения лицензии выстраиваются в очередь, с которыми сталкиваются предприниматели-довольно часто. Также чрезмерное количество проверок деятельности субъектов малого предпринимательства приводит к значительным временным потерям.[1]