ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2019

Просмотров: 2409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



55 –

Проведение стажировок и допуск работников к работе

С вновь принятым на предприятие работником после первичного инструктажа на рабочем месте перед началом самостоятельной работы должны провести стажировку под руководством опытных, квалифицированных специалистов в течении 2 – 15 смен или дублирование в течении не менее шести смен. Продолжительность проведения стажировки зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника допуск к стажировке (дублированию) оформляется приказом (распоряжением) по предприятию (структурному подразделению), в котором определяются длительность стажировки (дублирования) и указывается фамилия ответственного работника стажировка (дублирование) проводится по программам для конкретной профессии, должности, рабочего места которые разрабатываются на предприятии и утверждаются руководителем предприятия структурного подразделения) стажировка (дублирование) проводится на рабочих местах своего или другого подобного по технологии предприятия. В процессе стажировки работники должны выполнять работы, которые по сложности, характеру, требованиям безопасности отвечают работам, которые предусматриваются функциональными обязанностями этих работников в процессе стажировки (дублирования) работник должен:

  • пополнить знания относительно правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических и должностных инструкций и инструкций по вопросам охраны труда овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях;

  • усвоить в конкретных условиях технологические процессы, оборудование и методы безаварийного управления ими с целью обеспечения требований охраны труда запись о проведении стажировки (дублирования) и допуске к самостотельной работе производится непосредственным руководителем работ в журнале регистрации инструктажей

Если в процессе стажировки (дублирования) работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по результатам противоаварийных и противопожарных тренировок, то стажировка (дублирование) новым приказом (распоряжением) может быть продлена на срок , не превышающий двух смен. После окончания стажировки (дублирования) приказом (распоряжением) руководителя предприятия (или его структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе

56 –

Общая методика проектирование систем освещения

Проектируя осветительную установку, необходимо решить следующие основные вопросы: выбрать тип источника света, систему освещения, норму освещенности, тип светильников, способы освещения; произвести размещение светильников; рассчитать освещенность в интересующих нас точках; уточнить после этого размещение и число светильников и определить единичную мощность светильников и ламп.


Выбор источников света - ламп накаливания или газоразрядных ламп — определяется экономичностью газоразрядных источников света. Кроме того, преимущества люминесцентного освещения несомненны там, где требуется тонкое различение цветов, а также в помещениях, недостаточно освещенных или совсем не освещенных естественным светом, в помещениях, где выполняются точные работы, и т. п.

Определяя систему освещения, выбирают общее или комбинированное освещение. При этом следует учитывать, что экономичнее система комбинированного освещения, но в гигиеническом отношении система общего освещения более совершенна, так как она позволяет создать более благоприятное распределение яркостей в поле зрения.

По мере совершенствования осветительной техники общее освещение неизбежно должно вытеснить комбинированное. Поэтому уже сейчас во всех случаях, где это возможно, следует отказываться от применения местных светильников и в первую очередь в цехах автоматизированного производства.

Типы светильников в производственных помещениях выбираются по технологическим условиям с учетом требований к распределению яркости в помещениях; конструктивное исполнение светильников должно соответствовать условиям среды в данном помещении. Размещение светильников в помещении при системе общего освещения находится в зависимости от высоты их подвеса.

Светильники с люминесцентными лампами в цехах размещают линиями. Расстояние между рядами принимают равными 1,2—1,5H в зависимости от типа светильников.

Целью расчета осветительной установки является определение количества и мощности ламп. Существует несколько различных методов расчета осветительных установок. Важнейшие из них: метод коэффициента использования светового потока и точечный метод.

Методика расчета осветительной установки зависит прежде всего от назначения помещения, для которого проектируется освещение, и культуры его эксплуатации.

Расчет освещения методом коэффициента использования светового потока производят в тех случаях, когда освещение рабочей поверхности происходит не только за счет светового потока, падающего непосредственно от светильника, но и за счет потока, отраженного от потолка, стен и элементов оборудования.

При расчете точечным методом влияние световых потоков, отраженных от стен и потолков, не учитывается.

Большинство помещений в цехах машиностроительных заводов имеют светлую окраску стен и потолков, окрашенное в светлые тона оборудование, создающие значительный отраженный световой поток. Поэтому расчет освещения для чистых помещений цехов машиностроительных заводов, а также помещений конструкторских отделов, конторских помещений и ряда других методом коэффициента использования светового потока предпочтительнее.

57 –


Категории помещений по взрывопожароопасности

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются в соответствии с табл. 1.

Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, приведенным в табл. 1, от высшей (А) к низшей (Д).

Таблица 1

Категория помещения

Уровень опасности

Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении

А

повышенная взрывопожаро-опасность

ЛВЖ с t вспышки <280C, горючие газы другие материалы при горении создается избыточное давление взрыва>5кПа

Б

взрывопожаро-опасность

ЛВЖ с t вспышки >280C, горючие пыли, волокна

при горении создается избыточное давление взрыва>5кПа

В1

пожароопасность

Горючие и трудногорючие жидкости, материалы, пыли, волокна не относящиеся к категории А или Б

удельная пожарная нагрузка >2200 МДж/м2

В2

пожароопасность

Горючие и трудногорючие жидкости, материалы, пыли, волокна не относящиеся к категории А или Б

удельная пожарная нагрузка 1401–2200 МДж/м2

В3

пожароопасность

Горючие и трудногорючие жидкости, материалы, пыли, волокна не относящиеся к категории А или Б

удельная пожарная нагрузка 181–1400 МДж/м2

В4

пожароопасность

Горючие и трудногорючие жидкости, материалы, пыли, волокна не относящиеся к категории А или Б

удельная пожарная нагрузка 1–180 МДж/м2

Г

умеренная пожароопасность

Негорючие материалы в горячем, раскаленном расплавленном состоянии горючие газы, жидкости, твердые вещества, сжигаемые в качестве топлива

Д

пониженная пожароопасность

Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

58 –

Гигиена труда и ее значение

Наука о гигиене труда изучает воздействие трудового процесса и его условий на организм, разрабатывает лечебно-профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение здоровья работников.

Основные направления проводимых научных исследований погигиене труда - физиология трудовых процессов и их влияние на человеческий организм; разработка мероприятий для повышения производительности труда и предупреждения утомляемости; изучение предельно допустимых концентраций токсинов в производственной обстановке и разработка мероприятий для предупреждения интоксикаций; изучение производственной пылии разработка способов предупреждения пылевых профзаболеваний; изучение воздействия на организм человека физических факторов производственной среды; разработка профилактических мер для предупреждения профессиональных заболеваний. Гигиена труда тесно связана с научнойорганизацией трудового процесса и в своих исследованиях широко использует как физические, так и химические методы при изучении механизмов воздействия производственных факторов на организм, а также клинические и статистические методы приизучении состояния здоровья работающих и их заболеваемости. Исследования по гигиене труда проводятся в лабораториях и непосредственно на производствах.


Важнейшая задача профилактики профзаболеваний - оптимизация условий труда. Воздействие вредных производственных факторов вызывает профессиональные заболевания, снижение трудоспособности, повышает частоту инфекционных и соматических заболеваний. Наука о гигиене труда подразделяет вредные факторы на группы:

При безопасных условиях труда вредные и опасные производственные факторы либо исключены, либо их уровень не превышает нормативных. Обусловленные гигиеной труда нормативы рассчитаны на то, чтобы при 40-часовой рабочей неделе на протяжении всего трудового стажа вредные производственные факторы не вызывали заболеваний и отклонений здоровья.

Выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные условия: сохраняется здоровье работников и поддерживается высокий уровень их работоспособности.

  2. Допустимые условия труда: соблюдение гигиенических нормативов, а возможные временные ухудшения состояния организма проходят за время отдыха.

  3. Вредные условия труда: неблагоприятное воздействие на организм.

  4. Опасные условия труда: высокий риск профессиональных поражений и угроза для жизни.

Вредные факторы производства приводят к развитию профзаболеваний в результате долговременного воздействия на организм, а также к острым заболеваниям в виде травм и отравлений.

В наше время особое значение приобретает гигиена умственного труда. Одно из главных условий успешного умственного труда - распорядок. Отсутствие строгого режима переутомляет нервную систему. Увлеченность работой обусловливает высокую производительность труда. Выполняемый без интереса труд скучен. Для того, чтобы работа стала интересной, необходимо найти и осознать цель своего задания.

Результаты умственного труда сильно зависят от настроения и психологического климата. Неблагоприятная обстановка в семье или в учреждении резко снижает производительность и приводит к высокой степени утомляемости.

Следует позаботиться о благоприятных условиях среды трудового процесса в соответствии с нормативными требованиями правил гигиены труда. Табачный дым и шум не лучшим образом воздействуют на организм. А употребление алкоголя, равно как и неумеренное употребление кофе и крепкого чая, дает лишь кратковременный положительный эффект, зато приводит к плачевным последствиям: раздражительность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, бессонница.

Повысить производительность умственного труда можно тренированностью, постепенным увеличением нагрузки и поддержанием ее на высоком уровне. Отрицательно сказываются на производительности длительные периоды бездействия. Поэтому в процессе умственного труда полезен отдых в виде смены его формы или снижения нагрузки. Целесообразно чередовать умственный труд с физическими нагрузками.


И помните, что в умственной работе прочные навыки часто компенсируют недостаток способностей.
– 59 –

Электрозащитные средства и мероприятия

Электрозащитные средства — переносимые, перевозимые изделия, служащие для защиты людей, работающих с электроустановками, от поражения электрическим током, от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля. Электрозащитные средства могут быть основными и дополнительными.

Основные электрозащитные средства — средства защиты, изоляция которых длительно выдерживает рабочее напряжение электроустановок и позволяет прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Дополнительные электрозащитные средства — средства защиты, дополняющие основные средства, а также служащие для защиты от напряжения прикосновения и напряжения шага, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить защиту от поражения током, а применяются совместно с основными электрозащитными средствами.

К основным электрозащитным средствам в электроустановках выше 1 кВ относятся: изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, указатели напряжения для фазировки, изолирующие устройства и приспособления для работ на воздушных линиях под напряжением с непосредственным прикосновением электромонтера к токоведущим частям (изолирующие лестницы, площадки, канаты и т.п.).

К основным электрозащитным средствам, применяемым в электроустановках напряжением до 1 кВ, относятся: изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи, указатели напряжения, диэлектрические перчатки, слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками.

К дополнительным электрозащитным средствам напряжением выше 1 кВ относятся: диэлектрические перчатки, диэлектрические боты, диэлектрические ковры, индивидуальные экранирующие комплекты, изолирующие подставки и накладки, диэлектрические колпаки, переносные заземления, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности.

К дополнительным электрозащитным средствам напряжением до 1 кВ относятся: диэлектрические галоши, диэлектрические ковры, переносные заземления, изолирующие подставки и накладки-оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности. Электрозащитные средства рассчитываются на применение при наибольшем допустимом рабочем напряжении электроустановки.

Персонал, обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен всеми необходимыми средствами защиты, обеспечивающими безопасность его работы.

Организационные мероприятия включают: допуск к работе в действующих электроустановках лиц, прошедших инструктаж и обучение безопасным методам труда; проверку знаний правил безопасности и инструкций в соответствии с занимаемой должностью применительно к выполняемой работе с присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности; назначение лиц, ответственных за организацию и безопасность производства работ; оформление наряда или распоряжения на производство работ; составление перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; осуществление допуска к проведению работ; организацию надзора за проведением работ; оформление перерывов в работе, переводов на другие рабочие места, окончания работы; установление рациональных режимов труда.