ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2019
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
1) Мари-Анри Бейль (фр. Marie-Henri Beyle; 23 января 1783, Гренобль — 23 марта 1842, Париж) — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal)[1]. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии
Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская“» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля —Шекспир, который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия»[4]. Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души»[4].
Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона. На смену веку наполеоновских маршалов — фигур по-своему столь же ярких и цельных, как кондотьеры Возрождения, — пришли «утрата личности, усыхание характера, распад индивида». Подобно тому, как другие французские писатели XIX века искали противоядие от пошлой обыденности в романтическом побеге на Восток, в Африку, реже на Корсику или в Испанию, Стендаль создал для себя идеализированный образ Италии как мира, сохранявшего, в его представлении, прямую историческую преемственность с дорогой его сердцу эпохой Возрождения.
Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Стендаль разработал идею «погони за счастьем» – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., учитываются и особенности психики. У Стендаля свое понимание нравственного долга. Борьба с расчетами в погоне за счастьем.
«Расин и Шекспир» – это теоретическая попытка обосновать реалистические тенденции в литературе. Главный жанр – трагедия, хотя Стендаль их и не писал. Современные произведения должны отвечать современному читателю, сопоставляя Расина и Шекспира, говорит, что Расин устарел. Нужно подражать способу изображения действительности Шекспира.
От Расина и его новейших эпигонов Стендаля отвращала тирания искусственных, сковывающих творческую инициативу единств места и времени. Шекспир был знаменем романтиков, против классицизма ополчившихся, и Стендаль встал под это знамя. Однако его толкование шекспировского вклада в мировой литературный процесс ближе не к исконно романтическому, а к реалистическому. Но термина «реализм» в 20-е годы XIX в. не существовало, и Стендаль полагал себя романтиком.
Считает, что не надо отказывать читателю и зрителю в воображении. Предмет изображения в лит. произведении: задача современного писателя отражать действительность, иметь возможность передавать то, как в реальности. Романтик («реалист») должен обладать дерзкой свободой. Драма д. б. написать прозой (лирики нет), она д. б. современна, отражать реальную действительность.
Трагедия совр. – в прозе, события длятся несколько месяцев, кот. происходят в разных местах. Искусство должно давать современникам тот жанр, предмет, который им необходим. « В сущности, все великие писатели были романтиками. А классики – это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе». Отсюда на первый взгляд, парадоксальный тезис, объединяющий Расина и Шекспира.
2)ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «Красное и чёрное» — роман Стендаля, опубликованный в 1830 году.
Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Именно к Карлу Х г-жа де Реналь соберется ехать, чтобы просить помилования для возлюбленного. Действие романа происходит в 1820-е годы.
Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хроники газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается кончить жизнь самоубийством.
Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого~плббея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, переосмыслившего хроникальную историю. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.
Тема игры с судьбой нашла глубокое воплощение в Красном и черном. Символически она представлена в названии произведения: «Рулеточным или картежным термином в заглавии уже задано понимание художественной действительности в аспекте азартной игры». Однако этот взгляд, разделенный впоследствии многими пушкинистами (Б. В. Шкловский, Н. Л. Степанов, М. Гус и др.) вызвал возражения стендалеведов, не усматривающих в названии Красное и черное каких-либо ассоциаций с рулеткой. В статье Почему Стендаль назвал свой роман «Красное и черное»? Б. Г. Реизов, опираясь на мнения других исследователей, категорически утверждает: «Теорию азартной игры в настоящее время можно считать почти оставленной».
Название
Традиционно принято было считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира)[1]. Впоследствии было выдвинуто немало гипотез, почему автор выбрал для романа такое название, но однозначного мнения на этот счёт в литературоведении так и не сформировалось[2]. Следующий роман Стендаля, оставшийся незаконченным, имел в рукописи сходное название — «Красное и белое».
3)КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА Роман “ Красное и черное” вырос на творчески обработанной документальной основе В романе он создал типическую картину жизни современного ему общества. Весь роман – исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. романа, разделенного на две части, при этом события развёртываются в 3х городах – Верьере ( вымышленном провинциальном городке), Безансоне ( семинария), Париж ( высжий свет, политическая жизнь). Напряжённость конфликта увеличивается по мере приближения к Парижу, однако личный интерес и деньги господствуют везде.
Автор
не ставил себе целью создать сатирический
роман, но общество, где господствует
“гнёт морального удушья” и “ малейшая
живая мысль кажется грубостью”, само
по себе является гротесковым.
“
Красное и чёрное” - социально -политический
роман, в котором явственно проступают
черты романа-воспитания: в первой его
части перед нами не знающий жизни юноша,
который удивляется всему увиденному и
постепенно начинает его оценивать, во
второй части – уже человек с некоторым
жизненным опытом, решающийся действовать
самостоятельно, но в финале приходящий
ко тому, что ему, “ возмутившемуся
плебею”, к тому же ещё умному, деятельному,
честному в основе своей – нет места в
этом мире.
В
стремлении охватит все сферы современной
общественной жизни С. Сродни его мл.
современнику Бальзаку, но реализует
эту задачу по-новому. Созданный им тип
романа отличается нехарактерной для
Бальзака хроникально-линейной композицией,
организуемой биографией героя. В этом
С. Тяготеет к традиции романистов 18 в.,
в частности, к высокочтимому им Филдингу.
Однако в отличие от него автор « Красного
и Черного» строит сюжет не на
авантюрно-приключенческой основе, а на
истории духовного становления героя,
представленного в сложном и драматическом
воздействии с соц. Средой. Сюжетом движет
не интрига, а действие, перенесённое в
дущу и разум Сореля, каждый раз строго
анализирующего ситуацию и себя в ней,
прежде чем решиться на поступок,
определяющий дальнейшее развитие
событий. Отсюда и огромная значимость
внутренних монологов, включающих
читателя в образ мысли и чувства героя.
« Точное и проникновенное изображение
человеческого сердца» и определяет
поэтику « Красного и черного» как
ярчайшего образца социально-психологического
романа в 19в.
5)КОНФЛИКТ
ЖЮЛЬЕНА СО СРЕДОЙСорель,
разночинец, плебей, хочет занять место
в обществе, на которое он не имеет права
по своему происхождению. На этой почве
и возникает борьба с обществом. Жюльен
сам хорошо определяет смысл этой борьбы
в сцене на суде, когда он говорит свое
последнее слово: "Господа! Я не имею
чести принадлежать к вашему классу. В
моем лице. вы видите крестьянина,
восставшего против низменности своего
жребия... Но даже если бы я был виновен,
это все равно. Я вижу перед собой людей,
не склонных внять чувству сострадания...
и желающих покарать во мне и раз и
навсегда устрашить целый класс молодых
людей, которые родились в низах... имели
счастье получить хорошее образование
и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи
гордо именуют обществом".
Таким
образом, Жюльен сознает, что судят его
не столько за действительно совершенное
преступление, сколько за то, что он
посмел переступить черту, отделяющую
его от высшего общества, попытался войти
в тот мир, принадлежать к которому он
не имеет права. За эту попытку присяжные
должны вынести ему смертный приговор.
Но
борьба Жюльена Сореля идет не только
за карьеру, за личное благополучие;
вопрос в романе поставлен гораздо
глубже. Жюльен хочет утвердиться в
обществе, "выйти в люди", занять в
нем одно из первых мест, но при условии,
если это общество признает в нем
полноценную личность, человека
незаурядного, талантливого, одаренного,
умного, сильного.
Он
не хочет поступиться этими качествами,
отказаться от них. Но соглашение между
Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей
возможно лишь на условиях полного
приспособления молодого человека к их
вкусам. В этом основной смысл борьбы
Жюльена Сореля с окружающим миром.
Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как
выходец из социальных низов, и как
человек высокоодаренный, который не
хочет оставаться в мире
посредственностей.
Стендаль
убеждает читателя, что борьба, которую
ведет Жюльен Сорель с окружающим
обществом, — борьба не на жизнь, а на
смерть. Но в буржуазном обществе нет
места таким талантам. Наполеон, о котором
мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо
героев пришли торгаши, самодовольные
лавочники; вот кто стал истинным "героем"
в ту пору, в которую живет Жюльен. Для
этих людей смешны выдающиеся таланты
и героизм — все. то, что так дорого
Жюльену.
Борьба
Жюльена развивает в нем большую гордость
и повышенное честолюбие. Одержимый
этими чувствами, Сорель подчиняет"
им все другие стремления и привязанности.
Даже любовь перестает быть для него
радостью. Не скрывая отрицательных
сторон характера своего героя, Стендаль
в то же время оправдывает его. Во-первых,
трудность борьбы, которую он ведет:
выступив один против всех, Жюльен
вынужден пускать в ход любое оружие. Но
главное, что, по мнению автора, оправдывает
героя, — это благородство его сердца,
великодушие, чистота — черты, которых
он не утратил даже в минуты самой жестокой
борьбы.
В
развитии характера Жюльена очень важен
эпизод в тюрьме. До тех пор единственным
стимулом, руководящим всеми его
поступками, ограничивающим его хорошие
побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме
он убеждается, что честолюбие вело его
ложным путем. В тюрьме происходит также
переоценка чувств Жюльена к мадам де
Реналь и к Матильде.
Эти
два образа как бы знаменуют собой борьбу
двух начал в душе самого Жюльена. И в
Жюльене заложены два существа: он гордец,
честолюбец и в то же время — человек с
простым сердцем, почти детской,
непосредственной душой. Когда он
преодолел честолюбие и гордость, он
отдалился от такой же гордой и честолюбивой
Матильды. А чистосердечная мадам де
Реналь, любовь которой была более
глубокой, сделалась ему особенно
близка.
Преодоление
честолюбия и победа настоящего чувства
в душе Жюльена приводят его к
гибели.
Жюльен
отказывается от попытки спасти себя.
Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной,
он более не дорожит ею и отдает предпочтение
смерти на гильотине.
Стендаль
не смог решить вопроса, как должен был
перестроить свою жизнь герой, преодолевший
свои заблуждения, но остающийся в
буржуазном обществе.
Внутренняя борьба жульена сореля и его прозрение
Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, «искусством» которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям и моральной природе. Изнурительную борьбу с самим собой, которая точится в его сознании, Стендаль приравнивает к «подвигам Геркулеса». Придерживаться избранной «тактики» герою не только тяжело, а и противно, и это вносит в его судьбу внутренний драматизм, который все более углубляется, в конце произведения набирая трагического звучания.
То, что случилось с Сорелем, приобретает характер «трагической вины», за которую он расплачивается жизнью. После фатального выстрела в мадам де Реналь герой начинает по-иному смотреть на мир. Происходит кардинальная переоценка ценностей, и Жульен будто прозревает: цель, к которой он так неистово стремился, теперь кажется ему ненужной иллюзией, рожденной пылким воображением, обостренным ощущением униженности простолюдина и непониманием действительной природы общества, в котором он хотел занять достойное место.
Определяющей чертой Жульена Сореля, которая выделяет его из окружения, является то, что в борьбу с обществом он вступает не ради карьеры и обогащения. По аналогии с персонажами бальзаковских романов этого героя нередко определяют как карьериста, однако стимулы его поведения выразительно другие, чем у бальзаковских героев. Стендаль не случайно назвал мотивы и поступки Жульена «безумием» и гордился тем, что, при всей их необычности, они такими не кажутся. Здесь следует заметить, что, называя Сореля «безумцем», писатель будто бы «воссоздавал» точку зрения рассудительных обывателей, тем временем, в его собственных глазах это была положительная черта героя, родственная с романтическим подъемом.
Многими гранями своего характера и своей судьбы Жульен Сорель вписывается в ряд романтических образов Стендаля, таких как Фабрицио дель Донго, Ферранте Палла, Ламьель и прочие. Эта родственность особенно выразительно показывается в финале короткой жизни Жульена. То, что происходит с героем в тюрьме, когда он ожидает приговор за совершенное в состоянии аффекта преступление, можно квалифицировать как возвращение к самому себе, к своей человеческой сущности. Как уже отмечалось, Жульен не только освобождается от иллюзий, а и радикально переоценивает свои жизненные ценности, сознает ненужность всего, к чему он так стремился. К бывшим намерениям герой уже не может вернуться, но и другого варианта жизни для него не существует. Своей речью перед судом присяжных Сорель фактически выносит себе смертный приговор.