Файл: Понятие социального обслуживания (на примере города Минусинска).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы предоставления услуг по социальному обслуживанию
1.2. Формы и виды социального обслуживания
1.3. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания и их краткая характеристика
2.1. Структура органов социального обслуживания
2.2 Основные проблемы социального обслуживания и пути их решения на примере города Минусинска
Предоставление социальных услуг организуется в следующих формах:
- Стационарная. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Медицинские показания и противопоказания к приему в дома интернаты определены в Инструкции о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты[7] В стационарные учреждения принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет. мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья постоянном уходе и наблюдении, причем законодательство не содержит каких-либо ограничений при помещении в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов в зависимости от наличия у них трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
- Полустационарная. Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
- Социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Довольно часто заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. специальными учреждениями либо специализированными отделениями в учреждениях социального обслуживания общего типа.
В условиях стационара и частичного стационара обслуживание ведется в конкретное время в течение суток. Стационарная форма предполагает постоянное, временное, или пятидневное (в течение недели) проживание в организации. Для этой цели заинтересованные лица обеспечиваются жилым фондом, а также помещениями, в которых производится непосредственно социальное обслуживание.
При наличии стационарной или полустационарной формы услуг, потребителям должны обеспечиваться следующие условия:
- сопровождение получателя услуг при его передвижении в пределах территории;
- предоставление возможности самостоятельного передвижения в границах организации, самостоятельного входа в нее и выхода, отдыха в сидячем положении, доступного размещения информации;
- дублирование текстовых данных в голосовом режиме, оснащение специальными знаками, надписями, световыми сигналами для воспроизведения информации;
- оказание других видов посторонней помощи[8].
Статья 20 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию социальных услуг по видам:
- социально - бытовые услуги, целью которых является обеспечение жизнедеятельности получателей в бытовых условиях;
- социально - медицинские, которые направлены на сохранение и поддержание здоровья при помощи ухода, оздоровительных мероприятий и систематического наблюдения;
- социально - психологические услуги, которые обеспечивают коррекцию психического состояния, оказание психологической помощи, в том числе, в условиях анонимности и использования телефона доверия;
- социально - трудовые, которые создают условия для помощи в трудоустройстве и решении других вопросов трудовой адаптации;
- социально - правовые, которые заключаются в получении юридических услуг, в том числе на безвозмездной основе, а также в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов получателей социальных услуг;
- услуги для повышения коммуникативного потенциала получателям, которые имеют ограничения жизнедеятельности;
- срочные социальные услуги;
Последняя разновидность услуг дополнительно регулируется ст. 21 Федерального закона и включает в себя следующие наименования:
- предоставление бесплатного горячего питания либо набора продуктов;
- оказание содействия в получения временного жилья;
- содействие в получении юридической помощи;
- оказание содействия в предоставлении психологической помощи, с привлечением соответствующих специалистов, а также служителей церкви.
- другие социальные услуги срочного характера[9].
Срочные социальные услуги предоставляются в сроки установленные законодательством и обусловливаются нуждаемостью получателя услуг; при этом не заключается договор и индивидуальная программа об услугах.
Одним из видов деятельности по социальному обслуживанию, который не относится к социальным услугам, является оказания содействия в предоставлении психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, то есть, социальное сопровождение[10].
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ в случае необходимости социальное сопровождение организуется родителям, опекунам, попечителям и другим законным представителям лиц несовершеннолетнего возраста.
1.3. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания и их краткая характеристика
Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Так, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека[11] устанавливает, что каждый гражданин, в качестве члена общества, имеет право на социальное обеспечение и реализацию прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности в экономической, социальной и культурной сферах. Социальное обеспечение – это система осуществления социальной политики государства, действующая в рамках законов и других нормативных актов, которая решает вопросы материального обеспечения граждан, входящих в состав определенных законодательством категорий. Так же, у социального обеспечения есть несколько целей, которые служат определенным инструментом, используемым обществом или государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей. Некоторые цели социального обеспечения:
- сглаживания проблем неравенства доходов людей;
- оказания социально-обеспечительной помощи;
- оказание социально-обеспечительного содержания.
Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[12] признает право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Признание права за каждым на достойный жизненный уровень дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право. Пакт ориентирует государства на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья каждого человека. Он ставит задачу защиты детей и подростков, а так же инвалидов и пенсионеров от экономической и социальной эксплуатации.
В Европейской социальной хартии [13] сказано, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются:
- создать или поддерживать систему социального обеспечения;
- поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;
- добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень;
-
принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить:
- равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;
- предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[14], данные принципы и нормы являются составной частью правовой системы России; причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то подлежат применению нормы международного договора.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому лицу гарантировано социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
Провозглашение Основным законом социальных гарантий предполагает и наличие у каждого права на получение социальной помощи и поддержки, в форме предоставления соответствующих услуг, которые оказываются специально уполномоченными органами в связи с возникающими отношениями между ними и лицами, которые эти услуги получают. Данные общественные отношения регулирует Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[15]. Он регламентирует основные понятия, принципы социального обслуживания; система социального обслуживания; полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания; права, обязанности и информационная открытость поставщиков социального обслуживания. Здесь же регламентируются: формы и виды социального обслуживания; организация и финансирование социального обслуживания; условия оплаты; организация контроля в области социального обслуживания.
Поскольку существуют особенности оказания социальных услуг различным категориям граждан, то и правовое регулирование социального обслуживания граждан производится не только на основании данного Федерального закона, но и других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[16] предусматривает следующие положения: о понятии «инвалид», социальной защите инвалидов; недопустимости дискриминации по признаку инвалидности; о компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов; о Федеральном реестре инвалидов; об ответственности за причинение вреда здоровью, что способствовало инвалидности.
Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»[17] устанавливает положения о категориях ветеранов; о социальной защите ветеранов; о мерах социальной поддержки различных категорий ветеранов; о ежемесячной денежной выплате ветеранам; об общественных объединениях ветеранов; судебной защите прав ветеранов; перечне документов, подтверждающих права ветеранов и членов их семей.
В субъектах РФ с учетом своих финансовых возможностей, региональных особенностей принимаются свои нормативно – правовые акты, регламентирующие порядок оказания социальных услуг по социальному обслуживанию. Остановимся на законодательных актах Красноярского края. В первую очередь это Закон Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3023 «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае»[18], который разграничивает полномочия между органами государственной власти края в сфере социального обслуживания граждан и регулирует отношения, возникающие при этом. Кроме того устанавливаются меры социальной поддержки работников краевых государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.
Таким образом, основными нормативными актами в сфере социального обслуживания являются не только законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, но и международное законодательство. При этом международные акты имеют приоритет.
Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что социальная защита относится к предмету совместного ведения России и субъектов Федерации. Тем самым, имеет место и двойное нормативное регулирование данных правовых отношений.